Человек как объект социально-гуманитарного познания

Несмотря на значимость перечисленных элементов, составляющих структуру социального бытия, построить социальную онтологию, от­влекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального про­цесса, невозможно. В таком случае социальные системы приобретают статус квази-природных сил, стоящих над человеком и управляющих им. Подобная идеология питает тоталитарные режимы, имевшие место в недавней истории человечества. «Но люди взаимодействуют вполне сознательно и в достаточной мере свободно, люди — создатели систе­мы общественных отношений, а общество — продукт сознательной дея­тельности людей. История есть развитие духа в недрах человечества», -

утверждает Поль Рикёр (История, память, забвение. М., 2004. С. 422). Поэтому главное внимание социальная философия уделяет доследова­нию человека как предпосылки и субъекта социально-исторического процесса. Что такое человек? Каковы его природа и сущность? Каковы механизмы и закономерности формирования данных ему от природы и обретенных в культурной истории относительно постоянных структур и качеств? Каковы характерные особенности и направленность эволю­ции человека? Все это суть проблемы философской антропологии — уче­ния о человеке, исследующего своеобразие человеческого бытия: чем он является сегодня и каким он может стать в будущем, каковы истори­ческие судьбы человечества. Человек - это сложнейший мир, объеди­няющий природные и духовные качества. Этот мир настолько обширен и глубок, что охватить его мысленным взором, проникнуть в тайну че­ловека практически невозможно* Потому-то проблема человека — это прежде всего философская проблема, хотя, конечно, человек постига­ется религией и искусством, тайну человека пытается разгадать целый ряд гуманитарных наук, таких, как физиология, генетика, психология, медицина, педагогика, история и т. д.

Проблема человека охватывает ряд таких вопросов, как характери­стика человека как биологического вида и как исторического человека, как индивида и как личность, как субъекта и объекта социальных отно­шений, труда, познания и общения. При обилии подходов к пониманию природы и сущности человека возникают некоторые крайние позиции, абсолютизирующие либо биологическую, либо социальную сущность человека. Биологизаторский подход обнаруживает свою несостоятель­ность и тогда, когда мы пытаемся определить отличие людей от высоко­организованных животных. Известно, например, что видовое поведение животных детерминировано структурой их организма, потребностями и генетически унаследованными программами его поведения. В отли­чие от животных все люди, живущие на земле последние 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же виду, но их поведение индивидуально ва­риативно. Передача программы поведения у животных осуществляется через ДНК, главное же средство программы поведения людей - язык, членораздельная речь, показ и пример. Место генетического кода у че­ловека занимают нормы, место наследственности — преемственность и традиция. Это нормативно-преемственное программирование пове­дения человека называется культурой. Именно культура, осваиваемая с детства, оказывает решающую роль в определении человеческих по­ступков. Культура является отличительным признаком характерного для человека сообщества. А человечество в целом представляет собой надбиологическую общность, отличающуюся наличием культуры.

Гипертрофирование социальной стороны дуализма человеческой природы порождает ряд педагогических, медицинских и социальных проблем. В частности, недооценка генетического фактора в педагогике проявляется в том, что игнорируются природные особенности ребенка, которому предписывается заниматься дисциплинами, ему трудно до-

ступными и не могущими сколько-нибудь значительно повлиять на его работу в будущей профессии. В социальной политике недооценка био­логической природы человека проявляется, в частности, в определении размера прожиточного минимума и минимальной величины оплаты труда. Безусловно, главное, что определяет природу человека, — един­ство биологического и социального: человек — существо биосоциаль­ное. Материальное и социальное есть объективные предпосылки или элементы структуры человека, их можно наблюдать извне, они могут бьггь описаны и анализированы. Духовное «я» — чисто субъективное, это «я сам», которому все объекты противопоставлены. Влиянию окру­жающих условий подвержены только внешние слои нашего «я», а такие проявления нашего сознания, как рождение мысли, создание шедеврон искусства, логических и философских абстракций, научных гипотез или моральных идей, - всегда носят спонтанный и неожиданный ха­рактер. Укажем на ряд особенностей человеческой природы, отмечае­мых в науке.

Человек обладает способностью создания символов. Известно, что человек связан с природой генетически, а его органы чувств способны давать ему необходимую информацию о внешнем мире. В отличие от животных непосредственная связь органов чувств человека с воздей­ствиями внешней среды и ответная реакция на эти воздействия услож­няются наличием символической системы, т. е. языка, который пре­ломляет значения мира вещей. И чем богаче язык (а их множество — это не только язык межличностного общения, но и символические системы культуры — религии, искусства, этикета и т. д.), тем сложнее внутренний мир человека и тем отдаленнее от нас мир природы. Ведь прежде чем об­ращаться к вещам, человек обращаемся к самому себе, к собственному внутреннему миру. Кассирер цитирует Эпиктета: «То, что мешает че­ловеку и тревожит его, это не вещи, а его мнения и фантазии о вещах». В связи с этим Кассирер подчеркивает: вместо того, чтобы определять человека как существо разумное, его следует определить как существо символическое. Язык — специфическое отличие человека от животных. Поэтому, чтобы познать природу человека, надо использовать знание его языка.

Основная функция языка — социотворческая. Вся система культу­ры является носителем информации благодаря языку. Как мы уже подчеркивали, культура является средством формирования чело­века как особого существа. Язык — это также специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. С помо­щью языка конструируется социальность, поскольку все проявления социальных отношений возможны лишь в понятийно-знаковой форме (язык политики, пропаганды, межличностного взаимодействия и т. д.). Социальные отношения и общение неразрывно связаны и взаимообус­ловлены. Есть общение — есть социальные отношения, есть социальные отношения — есть общение. Благодаря языку реальность расчленяется

на роды практически значимых предметов, а не предстает в нерасчле- ненном синкретическом виде.

Человек — существо деятельное. Освоение человеком мира носит универсальный характер. Виды человеческой деятельности формируют и его способности к ним. Все люди умеют изготовлять орудия, исполь­зовать их универсально, в различных ситуациях для производства необ­ходимых средств к жизни, сохранять их впрок и тем самым передавать свой опыт последующим поколениям. Их деятельность сознательно­волевая, а не природно запрограммированная. Трудовая деятельность, являясь источником общественного богатства, порождает особый тип общественных отношений — отношения собственности, и особое соци­альное свойство человека — обладание собственностью.

Человек — существо общественное. Все достоинства и роли каждого человека являются общественными отношениями. Ум, богатство, при­влекательность, щедрость, талант — реализуются лишь в отношении одного человека к другому. Но социальность (соборность, коллектив­ность) не исключает индивидуализации человеческого существования.

Человек — существо, созидающее самого себя. Он ставит перед собой цели, связанные не только с потребностью освоения внешнего мира, но и созидания своего собственного внутреннего мира. По этой же при­чине человек может и разрушать самого себя. Оба эти процесса связаны и могут быть содержательно оценены лишь в контексте общественной жизни и личной жизни каждого человека. То, что является для одного разрушением самого себя, для другого и в другой социальной ситуации может оказаться созиданием себя как личности.

Человек — существо аксиологическое. Он оценивает природные и со­циальные явления, руководствуется системой ценностей во всех об­ластях своей деятельности и поведения. Все люди знают простейшие нравственные запреты. Этика имеет эволюционное происхождение, сформировавшись в процессе отбора и социального наследования ге­нетически запрограммированных, но социально полезных форм пове­дения. В то же время человек способен свободно выбирать тот или иной путь достижения цели, самоопределяться. Поэтому он является также субъектом моральной ответственности перед самим собой. Будучи чле­ном коллектива, человек выполняет определенные обязанности, обла­дает некоторыми правами и несет ответственность перед ним и самим собой.

Все люди обладают исторически сформировавшимися и развивши­мися потребностями, обладают социально обусловленными способно­стями чувственного восприятия и мышления. Природа человека прояв­ляется и в особенностях его психической жизни. Основные проявления психической деятельности человека - эмоции, мышление, воля, их вер­ховные регуляторы — потребности.

Человек — уникальное существо, ибо он создает себе среду обитания и живет в ней. Отсюда проистекает снижение влияния естественного отбора как фактора эволюции. Человек — существо историческое: он

сам сознательно творит свою историю, предвидит будущее, а не являет­ся подобно животному только объектом истории. Человек — философ­ствующее существо, так как он не удовлетворен своим существованием, сиюминутными интересами и стремится к выяснению цели и смысла своего существования.

Таковы основные особенности, дающие представление о сущности и природе человека. Разумеется, трансформация этих качеств под влия­нием конкретных ситуаций возможна, но существует некая фундамен­тальная человеческая ситуация, которая не зависит ни от истории, ни от природной среды. Человек — существо, осознающее свое бытие в мире, размножающееся, действующее, любящее и ненавидящее, страдающее и пытающееся избегать страданий, знающее о своей смертности, боя­щееся смерти и, наконец, умирающее.

Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества

Человек — живое существо, и потому смертен. Биологический пре­дел жизни человека - 90-150 лет. Однако продолжительность жиз­ни в различные периоды истории человечества была различной. Так, в древности она составляла 20—22 года, в XVIII веке - до 30 лет, к началу XX века в Европе — 56 лет, к концу XX века в развитых странах — 75- 77 лет, в слаборазвитых странах — 35 лет. Человек — единственное су­щество, признающее свою смертность и делающее ее предметом своих размышлений. Как вести себя перед лицом смерти? Каждый выбирает свою линию поведения: один испытывает непреодолимый страх, другой до последнего дыхания надеется на выздоровление, третий противопо­ставляет угрозе смерти личное мужество и стоицизм, четвертый отказы­вается от иллюзорного утешения... Однако какую бы линию поведения ни избрал человек перед лицом смерти, она является для него непреодо­лимым итогом жизни. Острое ощущение хрупкости и незащищенности своей жизни и жизни своих близких постоянно сопутствует жизни чело­века, делает его ответственным за принимаемые решения. Что я должен успеть сделать в своей жизни? Что главное и что второстепенное в ней? Каков смысл моей жизни? И каков смысл бытия человека вообще?

Для всего человечества и для каждого индивида остается нерешен­ным следующее противоречие: на протяжении всей своей индивидуаль­ной жизни человек не может достичь целей человеческого рода, поэтому он всегда обречен на невозможность полной и адекватной реализации. Как же разрешается это противоречие в жизни и смерти каждого из нас? Человек всегда оставляет в истории тот или иной след: он может внести в нее свои достижения и свои заблуждения или ошибки, или даже пре­ступления. Сталин, Иван Грозный, Петр Великий — исторические деяте­ли, которые вошли в народную и историческую память тем главным, что сказалось на жизни последующих поколений. В этом и проявляется орга­ническая связь личности с другими людьми. Оставляя после своей жизни добрые дела, человек обеспечивает нравственное, духовное бессмертие.

Для чего люди рождаются, живут, а затем умирают? Каков смысл человеческого существования? Каково его предназначение в мире? Эти

вопросы возникают перед любым человеком, открывающим для себя неизбежность смерти, когда конечность его существования жестко на­поминает ему о себе. Реакцией на это открытие могут быть чувства рас­терянности и пессимизма. Древнегреческие киники и римские стоики утверждали, что судьба каждого конкретного человека предопределена неумолимым роком. Поэтому единственное, что ему остается, — подчи­ниться судьбе. Пройдет более двух тысяч лет, и в XX веке экзистенциа­листы вновь повторят этот трагический вывод: человек одинок в огром­ном мире, бессилен перед чуждыми ему враждебными силами природы и общества. Где же искать смысл человеческой жизни? Его следует искать вну­три человеческой жизни, а не вне ее. Смысл жизни человека - в осо­знании его причастности к человечеству в целом. Известный русский философ B.C. Соловьев представлял человечество как единую семью. Человечество в понимании Соловьева рсть единое целое, имеющее са­мостоятельный (наряду с отдельным человеком) онтологический ста­тус. Он писал: «...мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет определенное участие в общей жизни человечества» (Соловьев В. С. Русская идея. М., 1911. С. 4). Само­развитие, совершенствование природных задатков и способностей, са­мореализация — вот ценности человеческой жизни. Но человек обретает смысл жизни, лишь осознав свою общечеловеческую сущность, связь и тождество с другими. Быть самим собой — значит, прежде всего быть человеком. Универсальность смысла жизни состоит в воплощении че­ловечности своего бытия: любви, красоты, сострадания, добра, мудро­сти. Поэтому только в сообществе с другими людьми человек обретает смысл своего существования. Когда человек думает не о себе, заботится не о своих интересах, а находит корни своего существования в другом, в том, кому он нужен, его жизнь получает смысл и оправдание. Никому не нужный человек несчастен. Тот, кто ограничивается кругом эгоисти­ческих устремлений, замкнут на собственных интересах, как правило, терпит крушение.

Как ориентироваться в том микрокосме, который есть человек, ка­кова методология его познания, что такое человек? Модель исследова­ния человека задается не только обществом, ибо человек не есть только «ансамбль общественных отношений», как говорил Маркс. Парадокс состоит в том, что человек не только продукт обстоятельств, он кон­струирует, создает социальные связи и отношения, поскольку каждый из людей планирует и производит свою жизнь. Понятие «кармы», т. е. судьбы в индуизме, означает, что не человек — жертва обстоятельств, «заброшенная» в данную историческую ситуацию, но создатель соб­ственной судьбы, поскольку каждое его действие, каждый его выбор являются началом длинной цепи последствий, вытекающих из его дей­

ствия как первопричины, поступка, который он совершил. По выра­жению Мамардашвили, высшие ценности утверждаются через усилие человека; если повседневность неуничтожима, то в мире в чистом виде нет ни совести, ни добра, ни красоты, все это предполагает постоянное воссоздание, это — бесконечная задача человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: