double arrow

Значение слов Христа в Матф. 19

В текстах, которые мы уже рассмотрели, не возникает сомнений в понимании слов Христа. Теперь надо запомнить то, что в Библии нет противоречий. Иногда мы по причине своей ограниченности и моральной неустойчивости склонны неправильно понимать какой-либо библейский текст, но это не говорит о том, что Библия противоречит себе. Поэтому мы должны серьёзно молиться, искать Господа и сравнивать текст с текстом, чтобы разрешить эти кажущиеся противоречия. Так обстоит дело и со следующими текстами Писания.

“Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за иорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: “По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?” Он сказал им в ответ: “Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?” (Матф.19:1-4).

Фарисеи хотели иметь ещё одну беседу со Христом, надеясь уловить его в этом вопросе: “Законно ли человеку разводиться с женою своею по всякой причине?” (англ. перевод). Но Иисус не указал им на предания старцев. Он не указал им на времена Давида, когда даже тот, человек Божий имел не одну жену. Иисус не указал им даже на времена Моисея и Авраама. Иисус указал им на самое начало. Иисус восстанавливал брак до его первоначального состояния в саду Едемском: “Вначале мужчину и женщину сотворил их. ”

Как же было тогда, в начале? “И сказал: “Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ”.” (Матф.19:5-6). Какой же судья, проповедник, церковный совет, мужчина или женщина будут больше, чем Сам Бог? Кто из них может разделить то, что Бог соединил вместе? Есть кто-либо на земле с большим авторитетом, чем Бог?!

Когда мужчина и женщина вступают в брак, то они уже не двое, а одно. На какое время? Пока мужчина не увидит другую женщину? Или пока женщина не полюбит другого мужчину? Как долго они должны быть одной плотью? Далее мы с вами увидим значение брачного обета “Пока смерть не разлучит нас”.

В начале не было ни разводов, ни повторных браков, но существовала полноценная семья, которую народ Илии должен восстанавливать. Библия определённо говорит о том, что Бог ненавидит развод: “И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: "За что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? Что же сделал этот один? Он желал получить от Бога потомство. Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. Ибо Господь Бог Израилев говорит, что Он ненавидит развод. “Один покрывает преступление одеждой своей,” - говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно” (Мал.2:13-16 - англ. перевод).

Если мы являемся истинными христианами, то мы будем ненавидеть то, что ненавидит Бог, и любить то, что Он любит. В этом случае речь идёт о разводе. Интересно отметить, что хотя они разведены, но в текстах ясно сказано, что она является его подругой и законной женой.

Но чему же учил Моисей? “Они говорят Ему: “Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?” (Матф.19:7). Фарисеи думали, что здесь они уловили Его, что они оказались хитрее. Но Иисус, автор того, о чём писал Моисей, знал значение всех его слов.

Давайте проследим, что Моисей говорит о разводе: “Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (нечистое - англ. перевод), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел” (Втор.24:1-4).

“Что-нибудь противное” или “нечистое”, о чём упоминается в этом законе, не является прелюбодеянием. Мы знаем это из Лев.20:10: “Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.” В случае прелюбодеяния виновная сторона наказывалась смертью. В разводе тогда не было нужды.

Здесь также не говорится о любодеянии, совершавшемся до брака, потому что и относительно этого был свой закон: “Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя” (Втор.22:20-21).

И хотя тот закон позволял развод и повторный брак, но это все равно называлось грехом, ибо если второй муж той женщины умирал или разводился с нею, она не могла вернуться к своему первому мужу, потому что она была “осквернена” (Втор.24:4). Что же означает быть “осквернённой”? То же самое, что и прелюбодеяние: “И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею” (Лев.18:20). Закон Моисеев позволял развод и повторный брак по другим причинам, кроме прелюбодеяния, но всё же называл эту связь грехом и прелюбодеянием.

В действительности это было позволение ко греху. Но почему Бог дал такое указание через Моисея? Опять мы обращаемся к Библии за ответом: “За то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их. И попустил им [Я дал им также - англ. перевод] учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы ” (Иез.20:24-25). Иисус дал подобный ответ в той же главе, которую мы исследуем: “Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так” (Матф.19:8). И опять Иисус указывает им на начало, на дни творения, когда вообще не было развода.

Прежде чем Израилю было дано это позволение по их жестокосердию, вступавшими в брак давался обет верности при любых обстоятельствах: “П ока смерть не разлучит нас ”. Иисус в Матф.19 только освобождает христиан от позволения, данного во Второзаконии, но Он не изменяет сам закон о браке, установленный ещё со времён Едема.

Прежде чем перейти к 9-му тексту 19 главы от Матфея, давайте рассмотрим Матф.5:31-32: “Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.”

Иногда мы читаем библейские тексты очень быстро и теряем их значение, а затем неправильно понимаем и применяем их на практике. Поэтому, прочтём их опять, но уже медленно. В первом тексте Иисус упомянул о разрешении, данном Израилю через Моисея. А Матф.5:32 говорит о том, что сказал Сам Иисус. Прочтите опять: “А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.”

В этом случае мы имеем мужчину, который разводится со своей женой. Если он делает по любой другой причине, кроме прелюбодеяния, то он действительно подаёт ей повод для прелюбодеяния. Почему? Потому что когда кто-либо лишается семейной жизни, то начинает искать чего-то другого. Этот человек хочет любви и вскоре пожелает вновь вступить в брак. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Но если мужчина разводится с женой по причине её неверности, то он не может подать ей повод для прелюбодеяния, потому что она уже совершила этот грех. Во всех других случаях, кто женится на разведённой (по причине прелюбодеяния или любой другой), тот прелюбодействует.

Теперь посмотрим на Матф.19:9: “Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. ” Библия всегда имеет свою согласованность и в этом случае также. Отметьте последнюю часть текста: “и женившийся на разведенной прелюбодействует.” При любых обстоятельствах, независимо от того, развёлся ли мужчина со своей женой по вине её прелюбодеяния, или он сам является виновной стороной, разводясь с нею и женясь на другой, второй брак при живом первом брачном спутнике называется прелюбодеянием.

Рассмотрим теперь первую часть этого текста. “Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.” И опять мы позволим Библии ответить на этот вопрос: “А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей” (1Кор.7:10-11).

Что имеет в виду Павел, когда говорит: “Не я повелеваю, а Господь”? Говорит ли это о том, что остальная часть послания - это его собственное мнение? Конечно, нет. Павел говорил и писал под вдохновением Святого Духа: “Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих” (1Фесс.2:13). Он говорит так потому, что действует подобно духу пророчества своего времени. А что такое дух пророчества? “ Свидетельство Иисусово есть дух пророчества” (Откр.19:10 посл.часть).

Поэтому дух пророчества, действующий через Павла, есть ничто иное, как “свидетельство Иисуса”. И словами “не я повелеваю, а Господь” апостол не говорит, что остальная часть Послания уже не Слово Господне. Он указывает на то время, когда Господь Иисус был на этой земле и говорил духом пророчества.

Таким образом, великий апостол говорит, что будучи на земле Иисус учил следующему: “Жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей” (1Кор.7:10-11). Чем слушать объяснения морально слабых по своей натуре людей слов Христа в Матф.19:9, позволим Богодохновенному слову сделать это, понимая то, что оно не противоречит само себе. Если муж и жена оставляют друг друга, то это будет только разделение, и не более. Причиной этому служит то, что мужчина и женщина соединены в браке до тех пор, “пока смерть не разлучит их”.

Итак, каким должен быть срок брачных уз? “Разве вы не знаете, братья, - ибо говорю знающим закон, - что закон имеет власть над человеком пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа” (Рим.7:1-3).

Сегодня есть много людей, которые развелись и вступили во второй брак, не зная об этом библейском законе. Они поступали в согласии с учениями различных религиозных организаций. Поэтому апостол пишет: “Ибо говорю знающим закон.” Это не относится к тем, кто не знает этого требования.

Эти стихи находятся в полном согласии с предыдущими текстами. Если кто-либо вступает в брак с другой личностью, тогда как первый брачный спутник его жив, то такая связь будет прелюбодейной. Почему? Потому что “если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха” (Втор.23:21-22). Если молодые люди подошли к тому моменту, когда они дают брачный обет, то они будут находиться в браке между собой до тех пор, пока смерть не разлучит их. Другими словами, пока они будут живы.

“В представлении молодого ума брак облечен романтикой, и очень трудно лишить его этой характерной особенности, в которую воображение облекает его и запечатлеть в сознании чувство серьезной ответственности, заключенной в брачном обете. Этот обет соединяет судьбу двух лиц такими узами, которые ничто, только рука смерти может разлучить. ” - Свидетельства для Церкви. - Т.4. - С.507.

“Каждая брачная помолвка должна быть тщательно обдумана, потому что брак - это шаг, сделанный на всю жизнь. Мужчина и женщина должны внимательно обсудить, смогут ли они быть верными друг другу вопреки превратностям судьбы все то время, пока они оба будут живы. ” - Христианский дом. - С.340. [В издании “Источник жизни”, Заокский, 1995, это место переведено иначе!]

Поэтому ученики Христа весьма удивились: “Говорят Ему ученики Его: “Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.” Он же сказал им: “Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит” (Матф.19:10-12).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: