Витие конкуренции


42. Государственное, частное предпринимательство. Малый бизнес.

Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства. Важнейшей задачей современного периода является развитие предпринимательства. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме. Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом. Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия.

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства. В РБ частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Малое предпринимательство в РБ представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.


43. Цели и функции госрегулирования экономики. Структура госрегулирования.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Функции государственного регулирования экономики: • целевая; • направляющая и координирующая; • функция распределения и перераспределения; • стимулирующая; • контрольная.

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры госуправления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на: • законодательную; • исполнительную; • судебную. Госорганы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживая и уравновешивая друг друга.

Беларусь – президентская республика. Президент – глава государства, обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики, издает: декреты, имеющие силу закона, указы, распоряжения. Парламент – Национальное Собрание РБ – представительный и законодательный орган РБ, состоит из 2 палат: Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями.

Правительство – Совет Министров РБ – это коллегиальный центральный орган государственного управления РБ, осуществляющий исполнительную власть в РБ. В своей деятельности Правительство полностью подотчетно Президенту. Судебная власть в РБ принадлежит только судам. В судебную систему РБ входят: • Конституционный суд; • общие суды (во главе находится Верховный Суд); • хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд).


44. Система планирования и прогнозирования нац экономики.

Государственное регулирование экономики РБ реализуется через планирование и прогнозирование экономики. Планирование нац. экономики осуществляется как в развитых, так и в развивающихся странах.

Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Планы бывают: • долгосрочные: планы на период от 15-20 лет; • среднесрочные: срок 3-5 лет; • краткосрочные: планы сроком до 1 года; • оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения.

Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии; их разрабатывают на срок 3-5 лет. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов: • на макроуровне: планы, программы эк-го и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов); • на микроуровне: планы развития отдельных предприятии, имеющие вид бизнес-планов. Формы планирования: • директивное планирование – обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; • стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны; • индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое. Социалъно-экономическое дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономич-го развития.


45. Социальный императив: сущность и содержание.

Социальный императив – это обязательное требование обеспечения приоритетности социального начала в государственной политике, в том числе экономическом развитии («социальный» с лат. – общественный, относящийся к обществу как целому). Содержание социального императива государственного регулирования экономического развития образуют:

− приоритет социальных целей,

− выдвижение на первый план развития человека как цели

прогресса,

− рассмотрение уровня развития человеческого потенциала

как меры зрелости общества, государства, его социально-экономической политики.Понятие и содержание императива раскрываются с помощью

категорий: социальная сфера, социальная структура, социальная

безопасность, социальная политика, социальные параметры

(стандарты, индикаторы, нормативы).

Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление благ. Социальная структура общества – это подразделение общества на группы по различным признакам – классовому, демографическому, профессиональному и т.д.

Социальная безопасность определяется характеристиками состояния и динамики социальной сферы, социальных проблем исходя из соблюдения предельных значений области безопасного функционирования и развития, выход за границы которой ведет к разрушительным процессам: депопуляции, деформации половозрастной структуры, ухудшению здоровья нации, обострениюпроблем семьи, девальвации духовных ценностей и др.

Социальная политика – деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе. Главная цель социальной политики – обеспечение стабильного

роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.


46. Уровень и качество жизни населения.

Уровень и качество жизни являются обобщающими интегральными характеристиками благосостояния населения. Под уровнем жизни понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера. Качество жизни –степень удовлетворения потребностей человека, как в материальном, так и в нематериальном плане.

В широком смысле в понятие качества жизни включаются 4 блока показателей, характеризующих соответствующие сферы:

− качество населения;

− уровень жизни населения;

− социальная безопасность;

− качество окружающей среды.

1-й блок. Качество населения. Выражается показателями, хар-ими определенные способности или свойства населения, в том числе свойства воспроизводства.

2-й блок. Уровень жизни. Определяется показателями, которые можно разделить на две группы:

а) материальные характеристики, б) нематериальные характеристики, включающие: состояние

здоровья; качество питания; состояние образования и культуры;

качество жилья; условия и характер труда; качество проведения

свободного времени и условия отдыха; благополучие семейной

жизни.

3-й блок. Социальная безопасность. Показатели социальной

безопасности можно разделить на 2 группы:

а) показатели, отражающие уровень физической и имущественной безопасности, в том числе уровень социальной патологии; уровень криминогенности; уровень организованной преступности.

б) показатели, отражающие качество морально-политического

здоровья общественных и государственных структур, в том числе: уровень коррумпированности власти; уровень институционального развития гражданского общества; степень свободы средств массовой информации;

4-й блок. Качество окружающей среды. Охватывает показатели качества окружающей среды, в том числе показатели, отражающие степень антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.


47. Денежные доходы и расходы населения.

Денежные доходы включают: оплату труда; социальные трансферты (пособия, стипендии, пенсии и т.п.); доходы от собственности (% по депозитам, дивиденды и т.п.); прочие доходы (доходы от предпринимательской деятельности, поступления от

продажи продукции сельского хозяйства и др.). Реальные денежные доходы – это доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги. Политика государства в области доходов в 2011 – 2015 гг. будет направлена на:

повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;

дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи. Важную роль в регулировании оплаты труда играет минимальная заработная плата 1 395 000 тыс на февраль 2013 (МЗП), которая используется в трудовой сфере в качестве низшей границы оплаты труда работников и обязательна для нанимателей всех форм собственности. В Республике Беларусь оценка бедности осуществляется на основе показателя абсолютной бедности. Этот показатель определяется как численность населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – это стоимостная

оценка величины прожиточного минимума (потребительской корзины), а также сумма обязательных платежей и взносов.С 1 февраля 2013 бюджет прожиточного минимума в Беларуси составляет 924 150 рублей.

Различие между МПБ и БПМ заключается в следующем: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.


48. Направления социальной политики и реформирования




double arrow
Сейчас читают про: