Методика. На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ЕГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий

На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ЕГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий. Мне, как и моим коллегам, учителям информатики Советского района, приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно.

Работу по подготовке к ЕГЭ по информатике можно разбить на две части. Первая состоит в том, что, начиная с восьмого класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ. Практически на каждом уроке предусмотрено время на мини - тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ. Для меня важно научить школьников технике сдачи теста, используя многообразный дополнительный материал, который накапливается и обновляется ежегодно с учетом последних демоверсий и рекомендаций.

Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. В рабочей программе для десятого и одиннадцатого классов курса информатики стоит предусмотреть блок обобщения и систематизации материала в конце учебного года, где целенаправленно заниматься подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ.

Задания уровня «С» соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением информатики. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ.

Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.

Основная цель уроков повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы.

Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Широкое применение на таких уроках схем и моделей дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений.

Работу по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинается со знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке и критериями оценки работы особенно работ части С.

Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.

Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. На лекциях происходит обобщение материала, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся. На последующих уроках даются образцы решения задач.

Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

Очень важно на всех уроках знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них навыки работы с тестами.

Эффективной является следующая организация работы: на каждом уроке 10-15 минут (а чем сложнее задания, тем больше времени) ученик решает тест, а учитель, проверяя работы, отслеживает правильность выполнения заданий, фиксируя результаты на каждого ученика в виде таблицы.

Таким образом, учитель имеет реальную картину усвоения знаний по темам на каждого обучающегося и возможность составления индивидуальных тестовых заданий на конкретного ребенка.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

Работа над ошибками включает в себя следующее:

- предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;

- обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;

- исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися.

На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕГЭ

Таким образом, осуществляется качественная подготовка школьников к экзамену.

В ряде школ Советского района учителя выбирают форму дополнительной, послеурочной подготовки выпускников.

Другим вариантом подготовки является посещение элективных курсов по подготовке к ЕГЭ. За основу можно взять элективный курс, разработанный на основе одноимённого курса Н.Н. Самылкиной, С.В. Русаковой, А.П. Шестакова, С.В. Баданиной «Готовимся к ЕГЭ по информатике», предложенного в учебном пособии издательства «Бином» Лаборатория знаний, 2008 года. Данная книга представляет собой универсальное пособие для учителя и учащихся, совмещающее справочный материал для учителя и практикум для учащегося. Предлагается четыре варианта изучения курса. 1 и 2 варианты предназначены для изучающих предмет на базовом уровне и желающих сдавать ЕГЭ по информатике. 3 и 4 варианты предназначены для изучающих предмет на профильном уровне. В учебном пособии предложена программа, курса, тематическое планирование, основные подходы к разработке КИМов ЕГЭ по информатике, рассмотрены тематические блоки и тренинги по проверяемым темам ЕГЭ.

Кроме школьной подготовки возможна самостоятельная и дистанционная подготовка обучающихся. Самостоятельная подготовка - это самый сложный вариант из всех возможных потому, что требует от обучающегося самоорганизации и большой мотивации, и поэтому осилить его сможет не каждый ребенок. Дистанционная подготовка для школьников выглядит более привлекательной и может стать довольно результативной, ведь каждый ученик обучается по своей траектории в удобном для себя темпе и, если это возможно, в удобное для себя время, даже если пропустил несколько занятий подряд. Если говорить об уровне мотивации при использовании таких медиатехнологий, то он на порядок выше, чем при использовании стандартных подходов.

Какой путь подготовки к ЕГЭ по информатике выбирают выпускники - зависит от их желания.

При этом надо учитывать, что на результаты экзамена влияют не только уровень предметной подготовки, но и уровень тестовой культуры выпускника, его психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении длительного времени. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки к ЕГЭ. В кабинете информатики оформлен стенд, на котором находятся памятки для учеников по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ. Такие рекомендации можно выложить также на школьном сайте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: