Особенности психического отражения

ОТРАЖЕНИЕ характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них.

Исторический смысл:

1). Отражение не является застывшим понятием, оно обогащается в ходе своего развития;

2). В понятии заключена идея существования различных форм и уровней отражения. Возможность выявить качественно разные уровни отражения в неживой (физическое отражение), живой (биологическое) природе и у человека.

Большой вклад сделал И.П. Павлов своим учением о ВНД, но психическая деятельность не сводится к деятельности субстрата (ЦНС); физиология – реализующий фактор психической деятельности.

Проблема чувственного образа. Чувственный образ – субъективное отражение мира. Модель чувственного образа не есть модель мира, ввиду множества разнообразных субъективных восприятий оного; у каждого наличествуют собственные чувственные и мысленные образы реальности.

Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части/условия/факторы среды. Возникновение чувствительности связано с их усложнением (см. Вопрос № 23. Эволюция и психика). Появление раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия в их объективных связях. Это и есть психическое отражение.

Более конкретное определение психического отражения см. Вопрос № 21(«Формы отражения»).

Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных. Стадии развития психики:

Стадии. Особенности среды. Содержание отражения. Форма отражения. Форма поведения.
1. Элементарная, сенсорная. Предметная среда. Свойства среды. Ощущения. Инстинкт.
2. Перцептивная. Отношения предметов. Различение предметов в форме образа. Образы. Навык.
3. Интеллекта. Отношение предметов. Предметные ситуации, функциональные понятия. Интеллект.

Обобщим и дополним всё вышесказанное. Специфика психического отражения.

I. Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность; правильность отражения подтверждается практикой.

II. Психическое отражение имеет активный характер, оно связано с поиском и отбором адекватных условиям среды способов действий.

III. В процессе деятельности психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

IV. Субъективность психического отражения: каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность и налагает отпечаток своеобразия на его психическую жизнь.

V. Носит опережающий характер: обеспечивает предвосхищение в деятельности и поведении человека.

«Проблема бессознательного в психологии

В рамках философии проблема бессознательного разрабатывалась в двух основных направлениях:

как проблема «космических начал» и основ жизненного процесса в целом;

как проблема соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений отдельного человека.

Первое направление представлено творчеством таких философов, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон.

В рамках второго направления выделяют две группы мыслителей:

Одна группа авторов, признавая в психике человека наличие иррациональных побуждений и «смутно осознаваемых» впечатлений, считала, что эти последние могут быть всегда подчинены сознательному контролю, и, таким образом, более или менее ясно осознаваться. Эти авторы давали «негативное» определение бессознательного: бессознательное существует только как пока или не совсем осознаваемое. «Негативное» определение бессознательного получает распространение с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине XIX века разделившего представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал ее «полем внимания»), сознания или бессознательного, причем между областями находятся границы – пороги. Фехнер во второй половине XIX века говорит о бессознательных ощущениях и предлагает ряд методов количественного измерения порогов ощущений, то есть границы, согласно Фехнеру, разделяющей ощущения на сознательные и бессознательные.

Вторая группа авторов выступала за «позитивное» определение бессознательного, то есть понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как свой мир, имеющий определенные законы функционирования и развития. Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, говорит о бессознательном не как о «смутно» осознанном, но как об особом механизме, который может быть никогда не осознан, но тем не менее оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире. Однако ориентация на «позитивное» истолкование бессознательного как особого мира стала особенно явно проявляться в медицинской и главным образом в психиатрической практике.

Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены как среди философов, так и медиков. Однако, естественно, дело не в новизне и оригинальности самой идеи, а в том, каким образом новое понятие, комплекс теоретических положений, способствуют возникновению нетрадиционного учения, оказавшего заметное влияние на смену парадигм мышления, изменения взглядов, характерных для западной культуры.

Фрейд заложил основы новой «философии человека», нового видения и исследования человека, которые коренным образом изменили психологическую науку. В его творчестве пересеклись философская и медицинская линии разработки проблемы бессознательного. Фрейд был тем, кто превратил исследование бессознательного в центральный момент изучения человеческой личности и открыл подходы к нему. Это оказало огромное воздействие на другие отрасли человекознания: на становление таких философских направлений, как философская антропология, экзистенциализм, на литературу и искусство, медицину и педагогику.

Поначалу Фрейд выделял в психической жизни сознание, предсознательное и бессознательное. Однако, впоследствии его перестала удовлетворять эта схема, потому что обнаружилась многокачественность бессознательного. В частности, не только самое низменное, но и самое «высокое» в душевной жизни тоже оказалось бессознательным по механизму своего влияния на остальные содержания психической жизни. Фрейд предложил новое деление «психической личности»: он выделил в ней три инстанции – Я, Оно и Сверх-Я. Оно – самая глубинная подструктура личности, содержание которой бессознательно. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Подчиняется принципу удовольствия и конфликтует с Я и Сверх-Я – высшей бессознательной инстанцией в структуре личности, выполняющей функцию внутреннего цензора, совести. Сверх-Я представляет собой складывающуюся под влиянием воспитания систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью.

Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни. Наши сознательные действия исходят из созданного в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, незамечаемых нами мотивов.

В массе, по мнению Лебона, на которого ссылается Фрейд, стираются индивидуальные достижения отдельных людей и тем самым исчезает их своеобразие. Можно сказать, что сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и приводится в действие бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

Главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей.

Таким образом, масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное.

Выделяют также такой класс явлений, как неосознаваемые побудители сознательных действий (проблемы мотивационной детерминации поведения личности). К этому классу проявлений бессознательного относятся неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности – побуждения и нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают различный личностный смысл.

О существовании этого класса явлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения. Особенности этого феномена: человек совершает действие, внушенное ему в гипнозе, не догадываясь об истинных его причинах. Эти причины абсолютно действенны, т.е. человек выполняет задание, хотя сам не знает, зачем он это делает. Человек стремится подыскать мотивировку своему действию. Иногда путем длительных расспросов можно привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия

Подобные явления, описывавшиеся как «отщепленные» от сознания личности побуждения, раздвоение сознания и т.п., были обозначены термином «подсознательное» (П.Жане).

Впоследствии для объяснения природы этих явлений, а затем и для понимания разноуровневых мотивационных структур личности, З. Фрейдом было введено понятие бессознательное в узком смысле этого слова - «динамически втесненное бессознательное». Согласно созданной З. Фрейдом теории, в психике человека существуют три сферы:

— сознание,

— предсознание (там находятся латентные знания, которые при необходимости могут быть актуализированы),

— бессознательное (нереализованные влечения, вытесненные из сознания из-за конфликта с социальными требованиями или не допускаемые в сознание).

Существенной чертой динамических проявлений бессознательного является тот факт, что осознание личностью причинной зависимости между нереализованными влечениями и связанными с ними травматическими переживаниями в прошлом, не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, страхов), т.к. информация воспринимается безлично. Эффекты бессознательного в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события переживаются личностью совместно с другим человеком (например, психоаналитиком) или с другими людьми (групповая психотерапия), а не просто узнаются ею.

Явления этого класса невозможно изменить при помощи односторонних вербальных воздействий, так как для изменения смысловых образований необходимо опосредующее влияние деятельности субъекта, то есть в данном случае ее изменения. Таким образом, деятельность общения затрагивает смыслообразующие мотивы и служит основой для эмоциональной идентификации с Другим, может изменить личностные смыслы пациента. В групповых методах психотерапии, также как и в индивидуальных, реконструируется деятельность субъекта, и групповая работа приводит в итоге к изменению личностных смыслов.

Основные свойства и метаформы сознания в психологии.

Одним из первых критериев выступает сознавание, то есть сознание и отождествление психики. Психология сознания представляет собой науку о основных элементах и свойствах сознания, а также законах и связях между ними, которым они непосредственно подчиняются. В качестве основного метода выступает интроспекция (это метод психологического исследования, за счет которого осуществляется наблюдение психических собственных процессов, в ходе которых не применяются никакие эталоны и инструменты. С его помощью складывается представление об организации и структуре).

Сознание в психологии выступает в качестве суммы нескольких образований элементов, объединенных в единое целое по конкретным законам. Рассмотрим, что же такое сознание, его свойства и основные процессы. Сознание — это структура, состоящая из четко организованных элементов. В качестве основных свойств можно выделить:

ограниченность — конкретное число обычных впечатлений. Объем сознания состоит из объема внимания, состоящего из 5-9 элементов, и самого объема сознания, состоящего из 16-40 элементов;

неоднородность — сочетает в себе две области:

область смутного сознания;

область ясного сознания;

и точку фиксации, располагающуюся в центре ясного сознания, наиболее яркого его проявления. Как правило, это периферия и поле внимания;

ритмичность — каждый элемент сознания в отдельности склонен образовываться в отдельные группы элементов, сходные между собой. Это может управляться вниманием или происходить непроизвольным образом. Данные группировки увеличивают объем сознания и внимания.

Рассмотрим процессы сознания в психологии:

перцепция — процесс сознания, характеризуемый вхождением в поле сознания;

апперцепция (находится во взаимосвязи исключительно с областью ясного видения) — сознание сосредоточено на конкретном содержании, входящем в область ясного сознания.

Элементы сознания позволяют определить основные законы нашей душевной жизни. В качестве основных элементов сознания выступают:

объективные (поступившие от конкретного объекта извне) — это простые ощущения, впечателния и представления. Основными их свойствами являются: интенсивность и качество, а также протяженность в пространстве и времени;

субъективные (связанные непосредственно с внутренними переживаниями испытуемого) — это эмоции и чувства. Они имеют следующие параметры: возбуждение-успокоение, удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка. Эти элементы составляют наиболее сложные чувства, позволяющие обеспечивать необходимую взаимосвязь между конкретными элементами, а также осуществлять синтез самих элементов сознания.

Проблемы сознания в психологии. Анализ проблем.

Сознание в психологии и его изучение имеет ряд значительных трудностей, основные из которых возникают при непосредственном его изучении. Психология сознания выделяет следующие трудности и проблемы:

психологические явления возникают у человека только тогда, когда он начинает их осознавать. Именно этот факт рассматривается в качестве «бескачественного» условия существования самой психики, либо может отождествляться с конкретной психической функцией;

в отличие от прочих психических функций, сознание не локализовано в пространстве и времени. Это приводит к определенным трудностям, связанным с его изучением в конкретных психологических направлениях.

На протяжении достаточно длительного времени «сознание» не имело точного определения, а означало отличие психических сознательных процессов от бессознательных, т. е. Так называемая окраска, сопровождающая большинство психических процессов. И лишь спустя длительное время основное представление об организации сознания было изменено и дополнено. Были добавлены также такие элементы, как знак и предмет, составляющие структуру сознания. Таким образом, сознание в психологии приобрело наивысший уровень саморегуляции и психического отражения, которые были присущи человеку. Оно формируется при общении и опосредствуется речью. Сознание ориентировано непосредственно на внутренний мир каждого субъекта и преобразование действительности.

ОТВЕТ 3 Понятие личности и ее структуры в зарубежной и отечественной психологии. Проблема биологического и социального в психологии. Роль среды и наследственности в развитии психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: