double arrow

Техническое регулирование происходит в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

Технический регламент-это документ, который принят международным ратифицированным договором РФ, федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Не могут носить обязательный характер не включенные в технические регламенты требования.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального двух уровневого подхода.

Первый уровень – это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукции. Второй уровень – стандарты, содержащие требования добровольного применения.

Третья область технического регулирования это – оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Процедура подтверждения соответствия может быть добровольной и обязательной. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

1. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

Принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

12. Экологическая экспертиза: понятие, виды, принципы, содержание, порядок проведения.

Экологическая экспертиза-это один из административных механизмов охраны ОС, превентивный инструмент защиты от негативного воздействия на ОС. Она должна осуществляться до начала реализации хоздеятельности. В РФ экоэкспертиза бывает государственная и общественная. Иные экоэкспертизы не влекут юридических последствий.

Экоэкспертиза-это второй и завершающий этап экооценки намечаемой деятельности. Порядок её проведения регулируется ФЗ Об экоэкспертизе» и рядом НПА.

Экоэкспертиза-это установление соответствия документов и документации, обосновывающих намеченную в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную или иную деятельность, экотребованиям и в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Результаты ОВОС являются частью документации, представляемой на экоэкспертизу. Они служат основой для проведения мониторинга и экоконтроля за реализуемой деятельностью.

Госэкоэкспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях уполномоченными органами исполнительной власти и по субъекту делится на государственную и общественную. В настоящее время на федеральном уровне госэкоэкспертиза проводится Ростехнадзором. На региональном уровне она делегирована органам исполнительной власти субъектов за счёт субвенций из федерального бюджета.

Госэкоэкспертиза проводится в отношении документации, классифицированной в закрытом перечне в ФЗ Об экоэкспертизе» на федеральном и региональном уровне. Раньше объектом госэкоэкспертизы могла стать любая документация, обосновывающая деятельность, которая потенциально может нанести вред окружающей среде.

С 2007 право проведения эгоэкспертизы региональных объектов делегировано органам госвласти субъектов. Они вправе осуществлять ряд полномочий по организации и проведению госэкоэкспертизы объектов регионального уровня, информированию населения о намечаемых и проводимых экоэкспертизах и их результатах.

Федеральный орган исполнительной власти в области экоэкспертизы осуществляет контроль исполнения переданных полномочий, в случае необходимости вносит в Правительство РФ предложение об изъятии данных полномочий.

Заказчик должен предварительно оплатить экспертизу подлежащей ей документации в полном объёме. Оплата труда эксперта происходит независимо от их положительной или отрицательной оценки. Таким образом по результатам экоэкспертиза может быть приведшей к положительному или отрицательному результату.

Начало срока госэкоэкспертизы устанавливается не позднее чем через месяц после оплаты и приёмки комплектов необходимых материалов и документов. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти, но не больше 6 месяцев. В соответствии с регламентом срок экспертизы для простых объектов 30 дней, для объектов средней сложности-60 дней, сложных-120 дней.

Продление срока экспертизы не должно превышать 6 месяцев для сложных объектов.

Госэкоэкспертиза проводится экспертной комиссией, образованной уполномоченным органом исполнительной власти, для оценки конкретного объекта. В состав могут включаться штатные, то есть сотрудники уполномоченного органа исполнительной власти, и нештатные эксперты. Экспертом может быть специалист, обладающий научными и иными практическими знаниями по рассматриваемому вопросу и привлечённый уполномоченным органом исполнительной власти к проведению госэкоэкспертизы по соответствующим направлениям науки и техники.

Экспертом не может быть представитель заказчика документации, подлежащей экспертизе, или разработчика объекта экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых и иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком, также представитель юридического лица, состоящий в таких договорных отношениях.

Экспертной комиссией принимается заключение, содержащее обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду данной хозяйственной или иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы. Заключение должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава комиссии и соответствовать заданию на проведение экоэкспертизы, выдаваемому уполномоченным органом исполнительной власти.

Заключение, подготовленное комиссией, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти и приобретает статус заключения госэкоэкспертизы. Утверждение заключения-это акт, подтверждающий соответствие порядка проведения экспертизы требованиям ФЗ Об экоэкспертизе и иных НПА РФ.

Положительное заключение имеет юридическую силу в течение срока, определённого федеральным органом исполнительной власти, проводящим конкретную экспертизу.

Условия потери юридической силы:

1. доработка объекта по замечаниям проведённой ранее госэкоэкспертизы.

2. изменение условий природопользования федеральным органом исполнительной власти.

3. реализация объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение экспертизы или в случае внесения изменений в документацию.

4. истечение срока действия положительного заключения экспертизы.

Правовое последствие отрицательного заключения экспертизы-это запрет реализации объекта. Заключение экспертизы направляется заказчику. Для осуществления контрольных функций информация о заключении госэкоэкспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органам исполнительной власти субъектов и МСУ.

В случае отрицательного заключения госэкоэкспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учётом замечаний заключения, поэтому в зависимости от времени и процедуры она может быть первичной и повторной. Повторная бывает добровольной и по указанию в законе. Заключения госэкоэкспертизы могут быть оспорены заказчиком и иными субъектами права, например экологическими общественными объединениями, в судебном порядке.

Финансирование проведения и повторного проведения госэкоэкспертизы осуществляется за счёт заказчика документации, подлежащей экспертизе в соответствии со сметой расходов на её проведение, которая определяется осуществляющим экспертизу уполномоченным органом исполнительной власти в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

Общественная экоэкспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, в том числе по инициативе органов МСУ. Её проводят организации, основным направлением которых является охрана ОС, организация и проведение экоэкспертизы и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Общественная экоэкспертиза может проводиться в отношении объектов, которые не составляют охраняемую законом тайну, до проведения госэкоэкспертизы тех же объектов.

Заявление общественной организации о проведении экспертизы проходит госрегистрацию. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного объекта от двух и более общественных организаций допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган МСУ в течение 7 дней со дня подачи заявления обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации, в противном случае заявление будет считаться зарегистрированным. Заявление может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экоэкспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его органом исполнительной власти в области экоэкспертизы. На руководителя и членов экспертной комиссии общественной экоэкспертизы распространяются все требования, распространяемые на экспертов госэкоэкспертизы.

Заключения общественной эко экспертизы могут публиковаться в СМИ, передаваться органам МСУ, органам госэкоэкспертизы, заказчикам документации, подлежащей экспертизе и другим заинтересованным лицам. Финансирование экспертизы осуществляется за счёт собственных средств общественных организаций и объединений, фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, также за счёт средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов МСУ.

Принципы экоэкспертизы:

1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности

2. обязательности проведения госэкоэкспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы

3. комплексности оценки воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

4. обязательности учёта требований экобезопасности при проведении экологической экспертизы

5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу

6. независимости экспертов экоэкспертизы

7. научной обоснованности, объективности и законности заключений

8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;

9. ответственности участников экоэкспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: