Зависимость воспитания от социокультурной среды, от активности личности, внутрисистемные связи зависимости воспитательного процесса. Характеристика принципов воспитания

Социокульт. среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в кот.реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений чел-ка и среды рассматриваются в рамках разл.научных дисциплин и направлений Социокульт. среда определяется как сов. трех составляющих: 1) мегасреда – современный соц.мир, окр. человека и определяющий духовную и соц.-псих. атмосферу эпохи. 2) макросреда – общество, страна, к кот. принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой инф-ии и соц.институты (детский сад, школа). 3) микросреда – соц.окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.Также на процесс воспитания оказывает воздействие активность личности. Эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в орг. деятельности. Школьники или студенты успешно овладевают знаниями и развивают свои умственные способности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-познавательной деятельности Равным образом собственная активность личности определяет ее развитие в области физкультурно-оздоровительной, морально-познавательной, нравственно-практич. и худож.-эстетич. деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически его не развивает. Внутрисистемные связи зависимости воспитательного процесса: Внутрисистемные связи могут быть разделены на формальные и неформальные, представленные в основном через организационную культуру как совокупность внутренних ценностей, норм и традиций, а также через образовательную среду школы. Безусловно, изменения формальной структуры связей, официально закрепленного порядка взаимодействия учителей между собой и с администрацией играют свою роль. Не случайно в последнее время большое распространение начинают получать командные формы работы, в которых нивелируются иерархические связи и отношения соподчинения и выстраиваются отношения сотрудничества, коллективной работы с преобладанием горизонтальных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: