Гражданское начало - основное звено нравственного воспитания

В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование идейной сердцевины личности - гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела. Программа высокой коммунистической идейности отражена в моральных принципах строителя коммунизма; они представляют собой высшее достижение моральной культуры челове­чества. Но коммунистическими идеями надо одухотворить личность, - в этом, на наш взгляд, заключается азбука и в то же время высшее мастерство педагогической культуры.

Коммунистические идеи, говоря словами Маркса, должны превратиться в «узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца». Одним из наиболее тонких «секретов» воспитания нравственности, по убеждению нашего педагогического коллектива, является то, что коммунистическая, гражданская идея живет в порывах и стремлениях чуткого детского и юно­шеского сердца, в поступках, во взаимоотношениях в коллек­тиве, в тысячах нитей, связывающих педагога с детьми и детей друг с другом.

«Для ребят идея не отделена от личности, - писала Н. К. Крупская. - То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Вот почему мы считаем исключительно важным правилом воспитания то, чтобы наши отношения с воспитанниками имели ярко выраженную нравственную, гражданскую основу.

Нравственное воспитание начинается с первых шагов созна­тельной жизни ребенка, задолго до того, как он сможет осмыслить ту истину, что коммунистический идеал - это вершина моральной культуры человечества. Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить граждан­ской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать хорошо во имя величия и могущества Родины, во имя дела Коммунистической партии.

Усвоение молодым человеком общечеловеческих норм нравственности мы считаем очень важным этапом формиро­вания моральной культуры личности. Приучая детей соблю­дать азбучные истины морали, мы добиваемся того, чтобы каждый ребенок мог счастливо жить и трудиться, воспитываем в нем первые гражданские побуждения, первую заботу об ин­тересах коллектива, общества. В связи с этим важно единство разъяснения и внушения, убеждения, побуждения к деятель­ности. Общечеловеческие нормы нравственности становятся личной совестью человека лишь при том условии, если эта ак­тивная деятельность носит ярко выраженный характер общест­венных поступков. Учить жить в обществе, среди людей - это значит учить совершать общественные поступки, то есть учить выражать своим поведением отношение к людям.

Какие же общечеловеческие нормы нравственности мы рас­крываем перед детьми как азбуку моральной культуры, как начальную школу гражданственности?

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что те­бе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопро­сом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Разъясняя это нравственное поучение, мы показываем на примерах, как вести себя среди людей: тебе чего-нибудь хочет­ся, подумай, не причинишь ли ты, людям неприятности, сде­лав так, как хочется. Вот, например, на аллее цветут розы, и тебе захотелось сорвать цветок. Подумай, что будет, если каждый ученик удовлетворит такое же желание. Цветущий куст превратится в оголенные прутья.

Детское сердце весьма чувствительно к внушению этих мыс­лей, детская душа глубоко переживает радость свершения доб­ра для людей. Если подобное моральное поучение подкрепляет­ся хорошими наставлениями, побуждениями к добрым делам для людей, в сердце с малых лет утверждаются внутренние духовные силы, ограничивающие желания и капризы. А это очень важно для формирования гражданской порядочности. Кто в детстве видит лишь себя и не видит людей, руководст­вуется исключительно своими желаниями и не хочет признавать интересов коллектива, тот вырастает себялюбцем, эго­истом. Уметь управлять своими желаниями - элементарное правило, первая строчка первой страницы букваря морального поведения. Крикливая, высокопарная фраза о морали непонят­на ребенку. Поменьше этих фраз, побольше заботливой шли­фовки человеческих поступков, оттачивания формирующихся привычек.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

Прежде чем ребенок осмыслит, что он гражданин своего общества и что это возлагает на него большие обязанности, он должен научиться платить добром за добро. Его совесть не должна позволять ему быть только потребителем благ и радостей. И мы говорим нашим детям: «В тихий предрассветный час, когда вы еще спите, доярки давно уже работают на ферме - они готовят вам свежее, питательное молоко. Повар разжигает печку на школьной кухне, чтобы у вас был вкусный завтрак. Шахтер спускается в шахту, в забой и добывает уголь, чтобы в классе, где вы занимаетесь, было тепло. В стужу и мороз тракторист едет в поле за кормом для коров, молоко которых вы пьете. Ваши отцы, матери ушли на работу, чтобы у вас были и одежда, и обувь, чтобы вы могли радоваться солнцу и синему небу. Вам щедро дают всякие блага, но и от вас ждут добра».

Мы учим детей, как делать добро людям. Мы говорим: «Вот место отдыха животноводов на ферме. Посадим здесь, дети, кусты роз и сирени, пусть это будет уголок красоты и радости для наших матерей и сестер». И когда малыши начи­нают работать над посадками, а в дальнейшем организуют уход за ними, этот труд приносит им много радости, потому что он одухотворен благородными чувствами.

От одного доброго дела дети переходят к другому, потом к третьему; мы ведем их как бы по ступенькам лестницы нравст­венной культуры. И дети переживают искреннюю радость от возможности творить для людей добро. Повторяю, это чувство может утвердиться в сердце человека лишь тогда, когда он много раз пережил его в детстве.

3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идешь па работу.

Чтобы утвердить у детей привычку к труду, воспитать у них подлинное трудолюбие - как первый гражданский долг, мы создали в школе атмосферу труда и строгой непри­миримости к лени, нерадивости, безделью, разгильдяйству. Маленький бездельник - это живучий корень тунеядства и паразитизма. Нельзя допускать, чтобы в обществе были ма­ленькие бездельники. Понять ту истину, что жизнь без труда невозможна, ребенок может лишь тогда; когда он живет в коллективе радостями труда, а эти радости ни с чем не сравнимы. Напрягая свои силы, человек делает не то, что ему хочется, а то, что надо, и в конце концов, переживая радость за сделан­ное для людей, хочет делать то, что надо для общего блага. Уже в семь-восемь лет дети у нас закладывают маленькие сады и виноградники, превращают пустыри в цветущие уголки. Мы добиваемся, чтобы в 12-13 лет подростки уже видели сад, созданный их руками, - вот где источник радости труда. Так уже с детства они чувствуют себя тружениками. Каждый из них в годы отрочества и ранней юности видит в результатах своего труда, как в зеркале, самого себя - свое мастерство, силу воли, мысль, упорство, - и в сердце у него утверждается чувство: жить без труда невозможно. Передача другому, утверждение в сознании трудолюбия - процесс глубоко инди­видуальный. Поэтому мы добиваемся, чтобы каждый ученик уже в годы детства воплощал в труд силы своей души, гор­дился тем, что он лично сделал: вырастил дерево, построил действующую модель машины для кабинета. Если этого не было достигнуто в детстве, начинать такое воспитание в годы отрочества и ранней юности в тысячу раз труднее. Азбука нравственности усваивается в детстве.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без­защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражда­нином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

Утвердить в каждом человеке доброту, сердечность, отзыв­чивость, готовность прийти другому на помощь, чуткость ко всему живому и красивому - элементарная, азбучная истина школьного воспитания, с этой истины начинается школа. Бессердечность рождает равнодушие, равнодушие рождает себялюбие, себялюбие же - источник жестокости. Чтобы предотвратить бессердечность, мы воспитываем детей в духе сердечной заботы, тревоги, беспокойства о живом и краси­вом - о растениях, о цветах, о птицах, о животных. Ребенок, который принимает близко к сердцу, что в зимнюю стужу синичка беззащитна, и спасает ее от гибели, оберегает деревцо, этот ребенок никогда не станет жестоким, бессердечным и по отношению к людям. И наоборот, если маленький человек ломает, безжалостно уничтожает живое, прекрасное, он мо­жет стать маленьким тираном, издевающимся над близкими. Сколько таких тиранов встречается в жизни... Вот семилетний малыш собирается в школу; он никак не зашнурует ботинок, сердито рвет шнурок, бросает обувь. Ему хочется, чтобы мать встревожилась, обеспокоилась, даже заплакала... И когда он доводит мать до слез, то чувствует облегчение. Это и есть то «безобидное» тиранство, против которого надо тактично, чут­ко, но беспощадно бороться. Ребенок должен чувствовать, что у каждого человека есть сердце, которое надо беречь, что причинять ему боль - большое зло. Пусть детское сердце волнуется за судьбу живого и красивого; ему тогда будет чуждо порочное чувство сладостного удовольствия от мысли, что чье-то сердце страдает из-за него.

Мы добиваемся того, чтобы каждый ребенок заботился о цветах и растениях, о птицах и животных, о рыбках в аквариуме. Этот труд оттачивает сердечную чуткость, пробуждает желание делать добро. Мы побуждаем детей к проявлению за­боты, о людях, прежде всего о матери и бабушке, об отце и дедушке. В первый же день занятий мы рассказываем малы­шам - первоклассникам о том, как трудно бывает их родителям, какой нелегкий жизненный путь прошли их дедушки и бабушки. В этот же день ребенок сажает на домашнем приусадебном участке яблоню матери, яблоню бабушки, яблоню отца, яблоню дедушки. Он ухаживает за деревцами (конечно, об этом ему приходится часто напоминать, буквально вести за руку). Приходит день, когда на этих деревьях созревают плоды, ребенок несет их своим родным (этому тоже надо научить, тысячу раз напомнить). Если вам удалось добиться того, что эти мгновения стали для ребенка самыми радостными в его жизни, значит, вы вложили в его сердце нравственные ценности. Мы не верим в то, что нравственные пороки - это результат исключительно пережитков капитализма в сознании. Нравственпые пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок, которому все дозволено, или, наоборот, как бурьян­ – его никто не учит ни хорошему, ни плохому. Чтобы не было плохого, надо учить только хорошему.

5. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, не справедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Мы видим важную задачу в воспитании гражданской не­примиримости, активности в борьбе со злом, неправдой. Нельзя допускать, чтобы дети молчаливо взирали на расточительство, лень, нерадивость, бесчеловечность. Но поскольку носителями зла часто являются взрослые, воспитательная работа в этом направлении требует большого такта, вдумчивости.

В школе есть пионерский пост по охране зеленых насаждений. Это один из очагов гражданского воспитания. Если дети увидели, что взрослый уничтожает или хотя бы портит деревья, то борьбa против этого зла не должна ограничиваться только разговорами. Детскому сердцу больно, если зло остается без­наказанным. Поэтому мы добиваемся, чтобы человека, причинившего зло, общественность заставила потрудиться - возместить причиненные им потери. Видя, что добро торжествует, дети с большим энтузиазмом включаются в труд для общества. Если ребенок возмущается злом, которое он увидел в жизни, высказывает свое негодование, - это хорошо. Но он должен также уметь делать добро, уметь утверждать в жизни добро своими поступками. В противном случае он может стать пусто­порожним болтуном, краснобаем, демагогом, «разоблачите­лем», ничего не делающим для торжества добра и правды.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, спра­ведливости и несправедливости. Одновременно с этими азбуч­ными истинами мы постепенно раскрываем перед учащимися сущность и таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, мужество в борьбе за свободу, честь, неза­висимость, величие и могущество Родины. Мастерство и искус­ство воспитания заключаются в том, чтобы эти нравственные ценности раскрыть перед юными сердцами в ярких образах, захватывающих мысль и волнующих душу, пробуждающих стремление к нравственному идеалу. Verba docent, exempla trahunt - говорит мудрая латинская пословица (слова учат, примеры увлекают). Мы добиваемся, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей. Для воспитательных бесед мы исполь­зуем наиболее яркие проявления духовной красоты, величия, мужества, верности народу и его идеалам.

Задача школы - на основе нравственных ценностей, со­зданных, добытых, завоеванных старшими поколениями, созда­вать реальные нравственные, высокоидейные, гражданские от­ношения в коллективе. Нравственные ценности должны стать личным духовным богатством каждого воспитанника. Это достигается при том условии, когда нравственная идея, раскры­тая перед умом и сердцем воспитанника в ярком образе, про­буждает у него глубокие морально-эстетические чувства. Вот почему для бесед, имеющих своей целью донести нравственные ценности нашего общества и всего человечества до сознания и сердца учеников, мы выбираем такие факты, ситуации, взаимоотношения между людьми, которые удивляют, изумляют де­тей величием, красотой того, что совершил человек во имя об­щего блага.

У нас создана своеобразная хрестоматия моральных ценностей - описание тысячи подвигов, совершенных людьми, вер­ными своей Родине, идеалам трудового народа, своим убежде­ниям. Являясь итогом многолетнего труда, эта хрестоматия включает моральные ценности, созданные человечеством с древнейших времен до наших дней, но главное место в ней, ко­нечно, занимают страницы, отражающие героическую борьбу нашего народа за освобождение от эксплуататоров, за свободу и независимость нашей Родины в годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Яркие страницы хрестоматии моральных ценностей посвящены людям труда, чей героиче­ский подвиг особенно важно раскрыть перед сознанием моло­дого поколения, для того чтобы убедить, что величие человека раскрывается не только в исключительных обстоятельствах. На примерах жизни и борьбы лучших сынов и дочерей нашей Родины мы учим наших питомцев быть настоящими гражданами.

Мы добиваемся, чтобы наши воспитанники стремились де­лать свою жизнь похожей на жизнь тех людей, которые в труде для народа видят честь, достоинство, личную гордость. Перед каждым поколением подростков, юношей и девушек мы рас­крываем страницы хрестоматии нравственных ценностей, посвященные выдающемуся строителю-электросварщику, дваж­ды Герою Социалистического Труда Алексею Улесову. Этот человека построил за свою жизнь несколько городов. Мы стре­мимся донести до каждого юного сердца слова Алексея Улесова из его письма нашим школьникам: «Стоит только раз в жизни ощутить счастье того, что ты творец на земле. Стоит раз уви­деть, как вырастают и заселяются твои дома, как твоя электро­станция, твой первый агрегат дадут ток. Или - как уже идет по земле твой канал, в твой детский сад пошла ребятня. Для меня это такое чувство, что никакая премия или слава его не перекроют».

Одна из страниц хрестоматии посвящена знатному животноводу нашей страны Станиславу Ивановичу Штейману. На­ших воспитанников восхищает, изумляет жизненный путь это­го человека: батрак-пастух в селе Караваево в первые годы Советской власти, никогда не учившийся за партой, детство его было очень трудным, он стал доктором наук, вывел новую по­роду коров. Слова, написанные этим ученым, вышедшим из народа, его обращение к молодежи мы стремимся вложить в каждое юное сердце как огромную нравственную ценность:

«Большую часть своей жизни я провел на скотных дворах и телятниках. Но когда вспоминаю свою прожитую жизнь и работу, мне кажется, что, подобно путешественнику, я не раз пробирался неведомыми тропами, не раз чувствовал себя аль­пинистом, который взбирается на могучие вершины».

Несколько десятков страниц нашей хрестоматии нравственных ценностей посвящены людям, которые, подобно Алексею Маресьеву, преодолев свои недуги, проявляют подлинное ду­ховное мужество, достигают выдающихся успехов в труде, в интеллектуальном и эстетическом творчестве. Жизнь и трудовые подвиги этих людей - исключительно сильное, незаменимое своем роде средство формирования убеждения, что нрав­ственность, сила духа - это стержень гражданственности. Это также средство своеобразной духовной встряски слабых, нере­шительных, безвольных и просто ленивых, средство пробужде­ния голоса совести и стимул первых шагов самовоспитания.

Мы добиваемся, чтобы юноши, девушки, подростки задума­лись судьбой этих людей, сравнили с ними свою силу воли и настойчивость в преодолении трудностей. Вот страница об украинском Мересьеве - Иване Молдавском. Он потерял на фронте обе руки и левую ногу, но не пал духом: окончил сред­нюю школу, потом институт, стал агрономом - работает в Одесской области.

Григорий Змиенко лишился обеих ног. Он нашел в себе му­жество снова вернуться в строй тружеников: работает тракто­ристом в селе Петропавловка Харьковской области.

Тракторист Каргинской МТС Ростовской области Дмитрий Кружилин, спасая ребенка, лишился обеих рук. Он нашел в себе силу духа возвратиться к труду: снова работает на тракторе, своими руками, как он пишет в письме нашим уче­никам, ремонтирует машину.

Инженер завода «Азовсталь» Василий Воропаев, спасая от увечья молодого рабочего, лишился зрения. Слепой инженер остался в строю. Он написал диссертацию и защитил ее.

«Я не мыслю жизни без труда, без преодоления трудно­стей» - эти слова из письма инженера Воропаева мы написали под его портретом, а портрет повесили рядом с партой семи­классника Виктора С.- «безнадежного лодыря», как говорили о нем некоторые учителя. В жизни Виктора С. произошел пе­релом, на который мы обычно и рассчитываем, когда раскры­ваем перед слабыми, безвольными, нередко избалованными без­дельем в семье учениками нравственную ценность - духовную стойкость, мужество. Подросток буквально взял себя в руки: составил жесткий режим труда, заставил себя не вставать из-­за стола, пока не выполнена запланированная на день работа.

Рассказывая коллективу о силе духа этих людей, мы про­буждаем коллективное восхищение, воодушевление подвигом, и лодырь чувствует себя посрамленным, он сгорает от стыда, хотя о нем прямо в рассказе воспитателя и не говорится, но по существу весь рассказ - это непосредственное обращение к не­му. Как можно меньше прямых обвинений в лени, нерадиво­сти, вообще в безнравственности, такие упреки приносят очень мало пользы по сравнению с тем влиянием, которое оказывает на человека положительный пример.

Людям, которые являются образцом гражданского служе­ния Родине, мы посвящаем комсомольско-молодежные вечера. Они так и называются: «Учись быть настоящим гражданином».

Нравственные, гражданские, идейные ценности - непрехо­дящее и ничем не заменимое средство воспитания. Вместе с тем воспитание на гражданских, духовных ценностях является очень действенным средством самовоспитания юношества. По­стигая гражданское мужество, долг перед Родиной, юный гражданин учится измерять себя высшей меркой морального достоинства. Он как бы видит себя глазами общества, вдумчи­во и требовательно анализирует свои поступки, свое поведение. Однако эффективность этого средства всецело зависит от того, как мысли и чувства юношества связываются с активной дея­тельностью, на каком гражданском поприще человек раскры­вается как патриот, как борец за идеи коммунизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: