Как развиваются и крепнут убеждения в период нравственной зрелости

Идеи становятся твердым убеждением тогда, когда они не только осмыслены, но и добыты, завоеваны человеком, когда он вложил в торжество этих идей свои духовные силы. Форми­рование идейных, нравственных убеждений - это активный процесс, в котором воспитываемый является не пассивным объектом воспитания, а активным борцом за то, что утвержда­ется в его душе. Моральный облик человека в годы отрочества и юности определяется мировоззренческой направленностью деятельности, поступков, поведения. Мы добиваемся того, чтобы духовные силы подростков, юношей и девушек трати­лись на достижение целей большой общественной значимости. Человек должен как можно больше делать во имя идеи. Труд, дело, которыми наполнена его жизнь, должны быть для него средством достижения высокой цели, а не конечной целью.

Молодость очень чутка к нравственному смыслу каждого дела, которое предлагается, каждого поступка, который совер­шиться. Скажите юношам и девушкам, что в холодную осеннюю погоду им надо убирать свеклу, не объясняя, во имя чего надо преодолевать трудности, и вы встретите равнодушие и нежелание работать. Юношей и девушек всегда интересует нравственный смысл предстоящего труда. Если они видят, что напряжением своих сил им приходится расплачиваться за чью-то нерадивость и бесхозяйственность, то их труд теряет воспи­тательную ценность. Вовлекать в работу, которая по своему характеру является следствием чьей-то лени и нерадивости, можно лишь коллективы, уже имеющие значительную нрав­ственную закалку. В таких случаях целью является не только выполнение определенного объема труда, но и идейная борьба со злом, ленью, нерадивостью, равнодушием, эгоизмом. Толь­ко при таком условии сознание победы над трудностями воз­вышает учеников в их собственных глазах. Если же юноши и девушки в труде не чувствуют себя борцами против зла, победителями в этой борьбе, то их ни в коем случае нельзя вовлекать, в труд, цель которого исправлять чью-то бездеятельность.

Раскрыть перед учениками нравственный смысл труда особенно важно в связи с тем, что по своему характеру многие трудовые процессы однообразны, сами по себе неинтересны, связаны с большими трудностями. Мы стремимся всегда доносить до ума и сердца воспитанников мысль, во имя чего они трудятся, чтобы в результате труда их убеждения не только поколебались, а, наоборот, стали более устойчивыми.

Мы ведем воспитанников от благородных поступков, про­никнутых светлыми чувствами, к убеждению, что человек своим трудом может преобразить лицо Земли и самого себя, что будничный, простой труд во имя блага народа - это и есть тот патриотический подвиг, к которому так тянется юность. Мы добиваемся, чтобы это убеждение стало внутренней силой, побуждающей к новым благородным поступкам, священным, не­прикасаемым правилом личного поведения каждого ученика.

В годы отрочества и юности наши воспитанники воодушевляются трудом, который имеет, можно сказать, символическое значение: он становится как бы материальным воплощением большой общественной идеи, доказательством того, что эту идею можно осуществить.

Я несколько лет назад на склоне оврага, представлявшем собой пустырь, мы заложили виноградник. Начиная работу, под­ростки, юноши и девушки увидели, что почва этого пустыря ­- прекрасный чернозем. Склон к югу, обилие солнца, возмож­ность задерживать весенние и дождевые воды - все это говорило нам, что сама природа отвела здесь место для виноградника. Мы посадили лозы на тридцати сотых гектара. Работа ли по четыре-пять дней в год, и за этот скромный труд природа щедро одарила нас: каждые 100 квадратных метров дают не меньше 4 центнеров плодов.

Осенью, когда на нашем участке зреют, наливаются янтарные гроздья, нам бывает особенно тяжело смотреть на соседние несколько гектаров склона, выжженные солнцем, заросшие бурьяном. Если бы посадить виноградные лозы и на эти гектарах, каждый житель села получил бы по 100 килограммов винограда в год. А виноград - это здоровье, красота, радость жизни. Человек, который ежедневно ест три горсти виноградных ягод, живет на 20-30 лет дольше среднего возраста. И ведь, чтобы создать на этом склоне виноградник, не надо никаких затрат. Каждому трудоспособному - от 16 до 60 лет - надо поработать всего лишь четыре дня в году. Как будто и легко, но пока невозможно. Руки готовы, но души всех людей еще не готовы к тому, чтобы раскрыть богатства природы. Нам до боли обидно, мы глубоко переживаем эту неподготовленность к счастью (это слова наших юношей и девушек). Hаш маленький виноградник, наши 120 центнеров плодов - это воплощение нашей мечты. В конце августа - начале сентября к нам идут матери с маленькими детьми, старики, больные, мы всех угощаем виноградом. Каждого, кто приходит к нам, мы убеждаем, каждому рассказываем о том, что может дать человеку земля, если приложить к ней руки. Без конца повторяем: «Эти 9 гектаров должны стать коллективным виноградником нашего села. Здесь ежегодно можно собирать 3 тысячи центнеров винограда. Это - здоровье, жизнь!»

Мы верим, что такой виноградник будет-таки создан. Тогда, когда все жители села будут для этого духовно готовы. А сейчас бывает, что проходящие мимо чужие парни врываются ночью в наш виноградник, срывают даже еще зеленые несозревшие гроздья. Многие называют нас чудаками, одержимыми, ехидно спрашивают, что нам дает наша забота, какую мы имеем от этого пользу. Эти вопросы нас не столько оскорбляют, сколько беспокоят: тот, кто любое дело рассматривает с точки зрения личной пользы, выгоды, еще не готов духовно к коллективному труду, о котором мы мечтаем. Таким людям мы стараемся доказать их неправоту.

За что и во имя чего мы боремся? За счастье людей. Коммунизм для нас - это прежде всего счастье, радость всех людей. Мы боремся за то, чтобы каждый не тянул счастье в свой собственный уголок, не огораживал его высоким забором и не оберегал цепными собаками, а создавал его вместе с другими людьми, шел за ним к своим товарищам, находил его в общем труде. Рядом с виноградником - питомник, где выращиваются сотни саженцев. Приятно, что многие колхозники просят дать им саженец, что люди уже любуются гроздьями. Но очень тревожно, что отдельные колхозники обзаводятся вино­градником, чтобы сколотить копейку. Может быть, мы бы при­уныли, если бы не другие, радостные факты: три семьи заложили коллективный виноградник, уничтожили заборы между своими участками, вместе ухаживают за растениями, создавая общую радость. Две семьи на меже, разделяющей их приусадебные участки, посадили груши и яблони. Мы радуемся, что как раз эти ничьи деревья дают людям самую большую радость. Скоро начнем закладывать виноградник на всех 9 гектарах склона - осуществится наша мечта.

Коммунистическая нравственность, коммунистическая убежденность не означают самоотречения и аскетизма. Поток материальных богатств, о которых писал Маркс, мы создаем для собственного счастья. Но полнота счастья - это не только материальные богатства, которые создаются для человека и служат ему. Полнота счастья в том духовном творчестве, увлечение которым дает возможность человеку утверждать свое нравственное достоинство, свое доброе имя гражданина. Свою важнейшую воспитательную задачу мы видим в формировании у подростков, юношей и девушек убеждения, что смысл жизни именно в этом духовном творчестве.

Как эту задачу осуществить практически? Это, на наш взгляд, одна из самых сложных и тонких сфер воспитательного пpoцecca. Сложная и тонкая потому, что каждый человек в определенной конкретной обстановке, каждый нахо­дится под различными, иногда противоречивыми идейными влияниями. Мастерство воспитания заключается в том, чтобы человек, стремясь к творчеству во имя полноты своей личной духовной жизни, выражал это стремление в своей деятельности, в поступках, в поведении, во взаимоотношениях с людьми, в жизненных конфликтах. А где источник этого стремления? Он в том переживании радости творчества для людей, которое рождает труд, одухотворенный возвышенной идеей. Исключи­тельно важно, чтобы человек в годы отрочества и юности каж­дый день, образно говоря, черпал все новые и новые силы в этом источнике. Если этот источник есть, ваш воспитанник не пассивный объект воспитания, а активный борец, воспиты­вающий в себе убеждения. Убеждения - это не абстрактные истины, существующие сами по себе, независимо от конкрет­ного, живого человека. Убеждения - это биение сердца и озарение ума; они становятся реальностью лишь тогда, когда человек сам утверждает их в себе и только поэтому утверждает себя в обществе.

Геннадий С. с детства любил технику. Семья, в которой он жил, - мать, бабушка, младшая сестра - была очень бедной. Мать, еще молодая женщина, не знала ни одной буквы. Ба­бушка водила мальчика в церковь, рассказывала интересные сказки о могучем громовержце, потрясающем небо, о ведьмах и домовых. Мы никогда не говорим детям: не верь бабушки­ным сказкам, она обманывает тебя. Это одна из самых тонки сфер духовной жизни семьи, и прикасаться к ней надо исклю­чительно осторожно. Мы направили мальчика по такому· пу­ти, чтобы он, приобретая знания в школе, в то же время нес огонек науки, знаний, культуры в семью, чтобы постепенно эта идея воодушевила его и просвещение народа стало целью его жизни.

Уже во 2 классе Геннадий научил маму читать. Научилась читать и бабушка. А когда Геннадий учился в классе, мы помогли ему соорудить маленькую ветроэлектростанцию, и в крестьянской хате на глухой окраине села загорел ась электри­ческая лампочка. Потом Геннадий смонтировал радиоприем­ник (все это было задолго до электрификации села, за 12 лет до запуска первого спутника Земли; понятно, с каким интересом шли в хату матери Геннадия соседи на огонек электролампочки, на голос чудесной песни, рождающейся в маленьком ящике радиоприемника).

В душе мальчика пробудилась страсть борьбы за свет зна­ния, науки, разума. Подросток стал юным просветителем. В ха­те его матери создался своеобразный центр просвещения­ клуб естественнонаучных знаний. Вечерами здесь собирались колхозники. Геннадий рассказывал о достижениях науки, по­казывал действующие модели механизмов, установок (много специально создавалось для этого в школе). Он всегда что-ни­будь доказывал, в чем-то убеждал своих собеседников. Юноша не мог оставаться спокойным, когда видел невежество, суеве­рия. Однажды, когда в морозный зимний день на небе появилось второе, ложное солнце, 90-летний старик сосед стал убеж­дать Геннадия: «Видишь знамение господне? Это тебе знак, что, как бы человек ни верил в силу разума, что бы он ни го­ворил, все познать ему не дано. Докажи, что это не так».

Всю страсть своего сердца юноша вложил в то, чтобы поко­лебать убеждение в бессилии человека. Перед изумленным и стариками он продемонстрировал опыт, в миниатюре воспроизводящий оптические «чудеса». Вскоре в селе появился и пер вый телевизор - Геннадий сам смонтировал его.

Окончив школу, юноша стал электромонтером на одном из построенных вблизи промышленных предприятий. По-прежнему работает его клуб естественнонаучных знаний. Теперь в нем уже несколько секций - старики, люди среднего возраста, молодежь. Юноши и девушки изучают радиотехнику и электро­технику, монтируют радиоприемники. Стариков интересует все - от жизни в глубинных водах океана до космических ко­раблей. Геннадий рассказывает им о достижениях науки и тех­ники, показывает через проекционный фонарь рисунки, кар­тины и схемы. Для колхозников среднего возраста он организовал кружок по изучению электротехники. Его волнует, что в селе есть люди, не умеющие управлять электродвигате­лем, присоединять к нему рабочие машины. Его мать, когда­-то совершенно неграмотная женщина, сдала экзамен по специальности квалифицированного рабочего и работает сменным дежурным на электрической подстанции.

А. В. Луначарский говорил, что коммунистическая лич­ность - это сильно выраженная личность. В этих словах - предвосхищение глубоких процессов, которые характе­ризуют становление личности человека нашего времени. Вос­питать сильно выраженную личность - значит добиться того, чтобы благородные нравственные убеждения раскрылись в каждом человеке в живых человеческих страстях, в индиви­дуальных стремлениях, увлечениях, порывах. Нет человека, в котором при умелой воспитательной работе не раскрылся бы самобытный талант, нет сферы деятельности, в которой чело­веческая индивидуальность не достигла бы расцвета, если только мы, воспитатели, сумеем увлечь человека самым благо­родным творчеством - созданием радости для людей. Пробудить у такого человека стремление жить во имя идеи, принци­пов убеждений особенно важно; ведь без воодушевления идеей, без понимания и переживания смысла жизни человек не най­дет своего призвания, да и призвание - это не вещь, которую человек находит, встречает; оно образуется, создается в человеке благодаря деятельности, убежденности.

Нескольколет назад нашу школу окончил Василий Б. Он как раз и был одним из равнодушных. Но вот мы заметили: подросток с большой любовью, душевностью, добротой относится к маленьким детям. Он любил играть с малышами, ма­стерил для них игрушки, его радовало, что дети обращаются к нему за помощью. Мы помогли ему устроить на приусадеб­ном участке родителей площадку для игр с малышами. Мальчик посадил для них сад и виноградник. Здесь собирались ма­ленькие дети с его улицы. Они с увлечением слушали сказки и рассказы. Василий стал учить детей уходу за деревьями, и тут в нем открылся талант садовода.

Свой дружный коллектив и сад дети назвали хорошим словом - Радость. С нетерпением ожидали малыши, когда Василий придет из школы и выйдет к ним в сад. Потом, обу­чаясь уже в IX классе, юноша устроил для своих маленьких друзей уголок сказки в старом сарае.

С наступлением осени дни в саду Радости были настоящим праздником. Вечером каждый уносил подарок маме, или маленькому брату, или сестре, которые не могли прийти в сад.

Василий давно стал взрослым человеком, у него семья, двое детей. Он работает трактористом. А сад Радости, как и в го­ды его ранней юности, приносит счастье новым поколениям малышей. По-прежнему с ранней весны до поздней осени в саду раздаются веселые детские голоса. Василий устроил для детей душ, спортивную площадку. В выходные дни он идет со своими маленькими друзьями в лес - уголок сказки теперь уже в лесу, в пещере, которую они оборудовали общими силами.

Сильно выраженное в человеке возникает лишь тогда, когда убеждение составляет сердцевину его поступков, поведения.

Как лемех плуга очищается от ржавчины и становится зеркально чистым, когда плуг ежедневно вспахивает землю, там и душа человека светлеет, когда он трудится, преодолевает трудности, мужественно встречая неудачи и не обольщаясь успехами. Трудности, препятствия, невзгоды - это пробный камень убеждений. От того, как относился человек к трудно­стям в годы отрочества и ранней юности, зависит стойкость его духа, верность принципам.

Социалистическая действительность избавила молодое по­коление от многих трудностей и лишений, на которые обрекал человека эксплуататорский строй. Но это не значит, что жизнь при социализме и коммунизме будет без трудностей, конфлик­тов, лишений. Трудности, необходимые для духовной закалки, в самой природе творческого труда, в покорении сил природы во имя блага народа. Того, кто отдает тепло своей души, чтобы согреть других·, кто в борьбе за счастье общества находит свое личное счастье, привлекает перспектива сделать что-либо не­простое. В этом труде человек поднимается на более высокую ступень нравственного развития, чем он находился ранее. По­казать юношам и девушкам благородство этого духовного рос­та - важная сторона формирования убеждений.

Какую бы работу ни выполняли наши воспитанники, мы внушаем им мысль, что в этой и в любой другой работе есть простор для более яркого расцвета творческих сил. Никогда человек не может сказать: я уже достиг потолка. Мы выращи­ваем, например, колосья пшеницы, в каждом из которых по 50-60 зерен, но можно вырастить колос с сотней зерен. В прак­тике никогда не выращивают саженцев груш и яблонь из че­ренков, но если приложить разум и мастерство, то можно, по­садив в землю веточку яблони, вырастить из нее дерево, оно будет отличаться интересными особенностями. Обычно плодо­родная почва при самом хорошем удобрении и уходе за рас­тениями дает не больше 40 центнеров пшеницы с гектара, но если полностью раскрыть природу растения, то можно полу­чить 90-100 и даже 150 центнеров в переводе на гектар (мы поставили такой опыт пока еще на небольшой площади). В на­шей местности обычно получают один урожай зерновых куль­тур, но можно получить два урожая и т. д.

Все, что трудно, но возможно, привлекает молодежь своей необычностью, романтикой познания и творчества. Ученики стремятся идти в труде тем путем, каким еще никто не шел. В нашей системе воспитательной работы есть специальные трудовые задания, имеющие целью формирование и развитие убеждений. Эти задания выполняются длительное время: проч­ность убеждения проверяется временем. Мы подбираем трудовые задачи таким расчетом, чтобы работа начиналась в ран­нем отрочестве и завершал ась в ранней юности.

В 1960 г. мы заинтересовали группу учеников перспекти­вой учения урожая пшеницы в 90-100 центнеров в пере­воде на гектар. Чтобы дети глубже переживали преодоление трудностей, мы взяли для этого опыта делянку глинистой, не­ плодородной почвы,- эту почву надо было предварительно превратить в почву высокого плодородия. В предстоящем не­легком труде привлекал романтический вызов силам природы: стихия разрушила почву, а мы ее создадим - это так же пре­красно, как строительство гидроэлектростанции в тайге или создание новой машины.

Мы принялись за дело: раскопали в балке залежи плодо­родного ила, привезли соответствующее количество его на глинистый участок, а чтобы в мертвой глине быстрее развилась жизнь, внесли в нее также органические вещества, представ­ляющие собой среду, благоприятную для жизнедеятельности полезных микроорганизмов. Все это было трудно - но ведь напряжения сил ни в каком серьезном деле не обойдешься! Духовной поддержкой для нас служила мысль о том, что мы создаем новое, как бы приоткрываем окошко в будущее: если можно создать 10 соток плодородной почвы, то можно создать многие тысячи гектаров.

Через полгода мы посеяли на нашем участке растения, обогащающие почву азотом. Потом снова вспахали землю, снова внесли ил. Так повторяли три года; при этом каждую осень анализировали состав почвы, определяли, готова она или нет к посеву озимой пшеницы. Но каждый раз не хватало каких-нибудь веществ, и мы настойчиво искали удобрения, восполняю­щие эту недостачу. Чем больше было сделано, тем с большей настойчивостью преодолевалась каждая новая трудность, потому что опыт уже убедил нас: если сегодня трудно, завтра бу­дет радостно. Переживаемая каждым эта радость целеустремленного труда: как бы сливалась по капельке в единый источ­ник, который и питал нашу убежденность, что цель будет достигнута. Если хотите, чтобы трудности закаляли духовные силы, утверждали убеждения, связывайте эти трудности не­видимой цепочкой с каким-нибудь значительным делом, тре­бующим много сил, времени, духовного, идейного единства коллектива.

Когда очередной анализ показал, что почва готова, мы на несколько дней отправились в поле: среди миллионов колось­ев выбрали наиболее крупные, что указывало на особенную стойкость этих растений к засухе (год был засушливый), а после обмолота тщательно перебрали зерна, удалив все мелкие и недоразвитые.

Перед посевом опять внесли в почву органические вещества, активизирующие деятельность полезных микроорганизмов. Сеяли не сплошным рядовым посевом, а гнездовым, оставляя широкие междурядья, чтобы каждое растение развивалось на простор е и имело большую площадь питания. Зимой на этих делянках провели снегозадержание.

Выросли мощные кусты. Мы их подкармливали, после каж­дого дождя рыхлили междурядья. И каждый такой куст дал в пять-шесть раз больше колосьев, чем обычно, а в каждом коло­се было в два раза больше зерен, и каждое зернышко было в два раза тяжелее обычных. Радость наполнила наши сердца. Уборка урожая была своеобразным праздником: 10 соток да­ли 10,5 центнера (в переводе на гектар это составляет 105 цен­тнеров). Такого урожая никто никогда не видел.

В 1965 г. мы вырастили 137 центнеров в переводе на гектар. Но наши ученики считают этот результат недостаточным­ - они задались целью вырастить 150 центнеров. Каждый - и взрослые и дети - с увлечением говорит о том, что уже скоро­-скоро на необозримых полях все наши колхозы и совхозы бу­дут выращивать такой же обильный урожай, какой мы соби­раем на маленькой делянке. Зерна пшеницы будут крупными и тяжелыми, как рис.

Воспитание убеждений невозможно без труда, без того на­пряжения нравственных и волевых сил, в котором человек выражает самого себя. Труд - могучее средство формирования идейных убеждений, но только притом условии, когда своим трудом человек что-то доказывает, утверждает идею, ставшую неотделимой частицей его души. В результатах своего труда человек должен видеть живое воплощение тех истин и прин­ципов, которыми он дорожит.

Труд - понятие многогранное. Свои духовные и физические силы человек может вкладывать не только в создаваемые им материальные ценности, но и в другого человека. Постигая нравственный смысл этого труда, человек поднимается на вы­сокую ступень нравственной культуры: воспитывая другого, он по-настоящему воспитывает самого себя.

Предметом большой заботы нашего коллектива является создание нравственных отношений, при которых именно та­кoй труд способствовал бы формированию сильно выраженной личности. Мы добиваемся, чтобы каждый подросток, каждый юноша, каждая девушка имели в школьном коллективе своего воспитанника - маленького друга, заботились о нем, пережи­вали его успехи и неудачи. Мастерство воспитания заключает­ся в том, чтобы помочь старшему найти точки соприкосновения своих интересов и интересов малыша.

У шестиклассницы Оли Н. мы пробудили интерес к судьбе Вали К., шестилетней девочки, отец которой на глазах дочери совершил тяжелое преступление и был осужден на длитель­ный срок тюремного заключения. В жизни маленькой девочки произошел душевный надлом, она не верила в добро, не люби­ла мать, у нее не было близкого человека. И вот 12-летняя Оля стала другом Вали.

Становление этой дружбы было нелегким: Валя долго относилась к Оле с недоверием. Оля часто приходила к девочке, рядом с которой она жила, приносила ей игрушки, а потом, когда Валя стала ученицей, создала в доме у нее уголок сказки - вырезала из картона и разрисовала фигурки сказоч­ных персонажей, принесла и поставила на полку несколько интересных детских книжек. Чуткость, участливость пробу­дило в маленьком сердце веру в людей. Несколько лет, вплоть до окончания ею школы, Оля учила Валю любить книгу. Эту дружбу мы так и называли в коллективе - воспитание книгой. На заработанные в колхозе деньги Оля покупала много книг - эта библиотека стала их общим богатством.

Когда человек в труде воспитывает сам себя, когда он чув­ствует, что все доброе, нравственно прекрасное, что есть в нем самом, утверждается и в другом человеке, когда этот другой человек становится ему близким, дорогим, - это и есть про­цесс формирования нравственных убеждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: