Содержание знаний и умственное воспитание

Полноценное умственное воспитание может быть осуществлено при том условии, когда достоянием учащихся станут наиболее ценные интеллектуальные богатства человечества. Практическая задача школы - добиться того, чтобы в умственном раз­витии учеников надлежащее место заняли основы наук о при­роде и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Несмотря на то что геология и минералогия, биохимия, космогония, психология, стилистика, этнография не включены в учебный план, без ознакомления с основами этих наук немыслимо полноценное, умственное воспитание.

Среди основ наук важнейшее место занимает математика. Это единственный предмет, который изучается в средней шко­ле с первого до последнего класса. С первых шагов учения по­нятия и закономерности из области математики являются важным средством познания и освоения мира, развития созна­ния. Роль математики в умственном воспитании исключительно. Математика - мировоззренческий предмет, проникающий в науки, изучающие и природу, и общественную жизнь. Математическое мышление - это не только понимание количествен­ных, пространственных, функциональных зависимостей между числами, величинами, геометрическими фигурами, но и свое­образный подход к действительности, метод исследования фактов и явлений природы, общественной жизни, труда, экономики, способ анализа причинно-следственных связей между явлениями.

С 1 класса наши учителя учат детей видеть за числами и их 1 отношениями, за абстракцией правил отношения фактов и яв­лений реальной действительности. В 1-4 классах дети решают задачи, составленные ими самими в процессе наблюдений, в процессе исследования пространственных, функциональных, причинных связей между явлениями и предметами. До тех пор пока ученики не осмыслили истоки, происхождение математи­ческой задачи, им не дают готовых задач. В средних и старших классах ученики составляют геометрические задачи по фигу­рам, сделанным своими руками; алгебраические уравнения составляются на основании зависимостей, установленных в процессе труда. Все это невозможно предусмотреть детально в программе; здесь играет решающую роль творчество учителя.

Математическое мышление необходимо для успешного изучения всех предметов; математические способности - это яркое проявление качеств ума, играющих большую роль в познавательной и творческой трудовой деятельности. Задача школы - заботиться о развитии математических способностей у всех учеников. Преподаватели математики воспитывают у учеников культуру научного выражения мысли, учат обосновы­вать свои высказывания и делать выводы. Культура мышления, которой дети овладевают в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на весь умственный труд в процесс учения, на характер наблюдений над явлениями природы при изучении биологии, физики, химии, астрономии. Идеи функ­циональной зависимости и переменной величины, играющие большую роль при изучении математики, развивают диалек­тическое мышление, облегчая понимание причинно-следствен­ных связей при изучении других предметов.

Математические методы доказательства наши ученики применяют при анализе явлений природы, в частности во время наблюдений, связанных с изучением механики. Применение приемов математического мышления при познании мира и в труде - одна из главных линий связи теории с практикой в процессе изучения матема­тики. Применяются методы математического доказательства: и при изучении химии, во время про ведения лабораторных работ. Отдельные лабораторные работы имеют характер задач. Мы разработали систему творческих письменных работ по матема­тике, физике и химии; главным здесь является умение учени­ка применить теоретические знания для выполнения работы, связанной с конструированием и моделированием, с растение­водством, почвоведением, агрометеорологией. Большое зна­чение мы придаем использованию математических методов в целях правильного выбора путей достижения конечной цели труда, с целью сравнения достоинств и недостатков отдельных путей. Например, ученики составляют таблицы и графики, на основании которых делается вывод о целесообразности внесе­ния того или иного удобрения в разные почвы.

Большое значение мы придаем математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, критичности. Напри­мер, у каждого учителя математики есть система задач, кото­рые можно решать несколькими способами; выбор способа как раз и является воспитательным стимулом.

Вечера математического творчества, олимпиады, викторины проводятся начиная с 3-4 классов. Ученики старших клас­сов читают доклады на занятиях математических кружков младших и средних классов, выпускают математический жур­нал. С учениками, имеющими природную одаренность к математическому мышлению, проводится индивидуальная работа - беседы, занятия. За 18 лет 59 наших выпускников полу­чили высшее математическое образование, из них 8 стали, конструкторами, 6 учатся в аспирантуре, 5 имеют ученую степень, 26 работают в лабораториях научно-исследовательских институтов, 14 преподают математику в средней школе.

Воспитательная роль знаний по физике, химии, астрономии определяется тем, насколько глубоко при изучении свойств и законов материи, вещества, энергии, движения раскрываются идеи единства материального мира и творческих, преобразую­щих сил разума. Осмысливание этих идей, особенно при изуче­нии таких вопросов, как строение вещества, радиоактивность, атомная энергия, элементарные частицы, термоядерные реак­ции, полимеры, проблемы искусственного синтеза белка, про­исхождение звезд и планетной системы, взаимосвязь между микромиром и макромиром и др., пробуждает у учеников жажду знания. Чем больше стремится человек проникнуть в самые истоки знаний - строение материи и вещества, происхождение жизни, биохимические процессы в живых организмах, - тем глубже у него интерес к знаниям. Опыт убедил нас в том, что, если в процессе изучения физики, астрономии, химии усилия разума направляются на познание сокровенных тайн материи, ученики выходят из стен школы пытливыми и любознатель­ными, никогда не прекращают самообразования, стремятся по­высить интеллектуальный уровень труда и в то же время сде­лать богатой свою духовную жизнь.

Наши опытные учителя физики, астрономии, химии А. А. Филиппов, Е. Е. Коломийченко, О. И. Степанова имеют перед собой как бы две программы: одну - с обязательным материалом, другую - рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники. По отношению к естественному циклу это особенно важно: здесь знания необходимы не только для понимания окружаю­щего мира; они инструмент творческого труда, а в труде зна­ния, приобретенные в школе, на каждом шагу соприкасаются с тем, что не изучалось.

Для каждого вопроса из обязательной программы мы создаем своеобразный интеллектуальный фон материала необя­зательного. Так, перед изучением, в процессе изучения и после изучения законов электрического тока в школе проводятся научно-технические вечера занимательной электротехники, викторины, преследующие цель раскрыть перед учениками как можно более широкую картину успехов науки, связанных с использованием электрических свойств материи. В ходе изучения: химических и физических свойств элементов прово­дится цикл бесед - «Рассказы об элементах». В увлекатель­ной форме перед учениками раскрываются закономерности строения вещества. Так как в программе нет геологии и минералогии, мы проводим вечера, беседы, чтения, посвященные этим отраслям науки. Ученики старшего и среднего возраста узнают о гипотезах и теориях происхождения минералов, освоении природных богатств. Чем больше фактов, явлений закономерностей осмысливает, продумывает ученик, тем сознательнее у него интерес к знаниям. Материал, увлекающий ученика просто потому, что он интересный, облегчает непроизвольное запоминание обязательного материала. Опытны педагог стремится вывести учеников за пределы программы для того чтобы облегчить усвоение программы. Выходя за пределы программы, ученики глубже осмысливают мировоззренческие идеи. Чем больше, например, знакомятся они с современными космогоническими теориями, тем яснее становите им идея относительности.

Роль ботаники, зоологии, анатомии и физиологии в интел­лектуальном воспитании определяется тем, насколько глубоко утверждаются в сознании учащихся научные убеждения о сущ­ности жизни как высшей формы движения материи, о материальности жизненных процессов и, что особенно важно, о возможности человека активно воздействовать на эти процессы. В этих убеждениях - стимулы глубоко личного отношения подростков, юношей и девушек к научным истинам, знаниям, творческому труду, истоки любознательности, пытливости, веры в силу разума. Мы убедились, что отношение к труду, в частности в сельскохозяйственном производстве, во многом зависит от того, какое отношение к материальной основе жиз­ненных процессов сложил ось у ученика в школьные годы.

Каждый ученик, увлекающийся биологией, в школьные годы ставит биологический эксперимент - не только для того, чтобы убедиться в правильности истин, хорошо известных науке: но и для того, чтобы, образно говоря, сделать хотя бы маленький шаг по той тропинке, где наука еще только делает разведку. Каждому, кто увлекается биологической наукой, отводится место на учебно-опытном участке для эксперимен­тирования. Юные биологи исследуют зависимость жизненных процессов в почве и в растении от физико-химических условий среды, создаваемой и регулируемой человеком. Понимание этой идеи - стимул, пробуждающий интерес к проблемам, выходящим за пределы программы. Так, многие ученики ста­вят опыты по усилению жизненных процессов на отдельных стадиях развития растений (например, по ускорению созре­вания плодов, овощей). Эти опыты заставляют глубоко изучать сущность биохимических процессов, происходящих в семени, листьях, корнях.

Эксперимент в школе - незаменимое средство интеллек­туального обогащения труда, сочетания труда с мышлением, анализом. Мы считаем значительным успехом воспитательной работы то, что многие юноши и девушки «заболели» мечтой, связанной с глубоким проникновением в тайны жизни расте­ний, животных, почвы. Вот проблемы, над которыми работают старшие школьники: повышение содержания белка в зерне; создание условий для развития микроорганизмов, удержива­ющихвлагу в почве; биохимические способы приготовления кормов для животных. Особенно увлекают юношей и девушек опыты по увеличению процента белка в пшенице. Делянка, на которой ставятся эти опыты, стала одним из очагов богатой, интеллектуальной жизни.

Содержание знаний по истории должно открывать как можно больше возможностей для непосредственного обраще­ния учителя к личному духовному миру, воспитанника. Умственное развитие в процессе изучения истории больше, чем при изучении любого другого предмета, зависит от того, на­сколько широкий круг фактов, явлений осмыслен учеником. Много осмысливать - это не значит много запоминать и со­хранять в памяти. Успех умственного воспитания при изуче­нии истории по сравнению с другими предметами в меньшей степени зависит от объема знаний, которые хранятся в памяти. Здесь важно, чтобы у учащихся утвердились научные материалистические взгляды на исторический процесс, чтобы эти взгляды стали личными убеждениями, необходим широкий интеллектуальный фон; ученик должен многое продумать, осмыслить, только тогда из многого в его сознании отложится главное, а в душе утвердится личное эмоционально-нравствен­ное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к проблемам, волнующим человечество. Все это требует ознакомле­ния учащихся с гораздо большим фактическим материалом, чем предусмотрено программой по истории.

Если сравнить историю с другими предметами, то вторая, необязательная программа, создающая фон для интеллектуального и нравственного развития, здесь гораздо шире, чем по какому бы то ни было другому предмету. Уже детей младшего возраста мы знакомим с широким кругом исторических событий. Для малышей проводятся исторические чтения: им чи­таем небольшие рассказы о прошлом человечества, оборьбе против социального зла в прошлом и сегодня, о народных вос­станиях и войнах против угнетателей. Эти рассказы рассчита­ны на эмоциональное воздействие и выражают идеи: трудовой народ никогда не примирялся с социальной несправедливо­стью; борьба трудящихся за освобождение всегда рождала благородных людей, преданных народу.

Борьбе передовых социальных сил против сил реакционных мы посвящаем специальные циклы бесед и чтений. Один из таких циклов – «Великие гуманисты - борцы за счастье че­ловечества» рассчитывается на 5-6 лет. Каждый ученик в возрасте от 10-11 до 16-17 лет узнает о жизни выдающихся гуманистов: Петрарки, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бруно, Галилея, Рабле, Монтеня, Мюнцера, Дюрера, Гуски, Коперника, Джона Болла, Томаса Мора, Ше­кспира, Бэкона, Уинстэнли, Вивеса, Сервантеса, Эразма Рот­тердамского, Радищева, Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Горького, Шевченко и других. Жизни и борь­бе этих людей посвящаются вечера, чтения отрывков из худо­жественных произведений. Особенно подчеркивается при этом зарождение идей социализма задолго до оформления мар­ксизма как социальной науки.

Большое воспитательное значение имеют циклы вечеров и чтений на темы «Предшественники научного коммунизма», «Народные восстания с древнейших времен до ХХ века., «Первые коммунисты», «Жизнь, отданная делу свободы».

Значительное место во внеклассной работе занимают у нас вопросы материальной и духовной культуры человечества. Проводятся вечера, посвященные культуре народов Африки, древней Греции, Египта, Китая, Индии, индейских племен Америки, народов Латинской Америки, народов Сибири._

Овладение родным языком определяет богатство, шпроту интеллектуальных и эстетических интересов личности. Мы добиваемся того, чтобы преподаватели всех предметов обога­щали активный словарный запас детей, учили их правильно думать, пользоваться внутренней речью, правильно выражать свои мысли устно и письменно. Мы направляем мысль детей на то, что они видят, делают, наблюдают. Стремление к ясно­сти, точности мысли способствует более точному, правильному отражению действительности: ученик стремится лучше осмыс­лить связи между фактами и явлениями, осмыслить свою роль в окружающей жизни. Научить правильно говорить­ это целая область воспитательной работы, от успеха которой во многом зависит духовная жизнь коллектива.

Учитывая, что речевая культура в нашем обществе все тес­нее связывается с культурой труда, с общей культурой челове­ка, мы придаем большое значение овладению практической стилистикой литературного языка и выработке индивидуаль­ного стиля. С этой целью поощряем углубленную работу над стилем сочинений как на литературные, так и на свободные (отвлеченные) темы. На литературно-творческих вечерах уче­ники читают свои сочинения, рассказы, очерки, стихотворе­ния. Придавая исключительное значение умению выражать мысль, точно и образно рассказать о том, что нас окружает, мы наряду с литературными темами даем возможность уче­никам писать экзаменационные сочинения и на темы, требу­ющие выражения собственных мыслей, взглядов, суждений (например: «Мои мысли на пороге самостоятельной жизни», «Как я представляю себе счастье», «Общественное и личное в жизни человека», «Долг нашего поколения перед Родиной и человечеством», «Может ли быть человек идеальным»).

Литература, по выражению А. М. Горького, насыщает идеи плотью и кровью. В знании литературы особенную важность имеет субъективный фактор: насколько глубоко социальные и нравственные идеи и эстетические принципы, воплощенные в художественной форме, отражаются в личном духовном мире, в убеждениях, в поведении человека. 3нание литературы тесно связано с нравственным воспитанием человека. По-на­стоящему знает литературу лишь тот, для кого художествен­ные произведения стали учебниками жизни, критерием нрав­ственности. В связи с этим приобретают большое значение два фактора: во-первых, правильный отбор произведений для чте­ния и изучения; во-вторых, преподаватель литературы должен быть в то же время и воспитателем, понимающим и чувству­ющим правильный путь нравственного развития учеников. Строгий отбор произведений для чтения - серьезная предпо­сылка формирования богатых духовных интересов, запросов личности, морального идеала. Благодаря такому отбору у уче­ников формируется представление о важнейших этапах духов­ной жизни человечества.

Мы уже говорили о том, что список книг, которые вошли в сокровищницу культуры человечества, оформлен в виде красочного художественного плаката: две страницы, обрамлен­ные портретами великих писателей (Гомер, Шекспир, Пушкин, Шевченко, Гёте, Гюго, Драйзер, Ирасек, Мицкевич, Нексе, Руставели). Списку предшествует обращение: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые

тали бессмертными, вошли в сокровищницу мировой культу­ры. Человечество будет читать их вечно. Вы должны не только прочитать эти книги, но и перечитывать их, искать в них муд­рость и красоту, находить радость и эстетическое наслажде­ние. «Книги собирают жемчужины человеческой мысли и пе­редают их потомству. Мы превратимся в горсть праха, но книги, словно памятники из железа и камня, сохранятся навек» (Айбек)».

Придавая исключительное значение отбору литературы для чтения в годы отрочества и ранней юности, мы приводим пол­ностью этот список.

Русская литература и литература народов СССР: «Слово о полку Игореве»; «Витязь в тигровой шкуре» Руставели; «Давид Сасунский» (армянский эпос); украинские думы; «Ка­левипоэг» (эстонский эпос); «Недоросль» Фонвизина; «Путе­шествие из Петербурга в Москву» Радищева; «Светлана» Жу­ковского; басни Крылова; «Горе от ума» Грибоедов; «Евге­ний Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Руслан и Люд­мила», лирические стихи Пушкина; «Герой нашего времени» Лермонтова; «Песни» Кольцова; «Вечера на хуторе близ Ди­каньки», «Миргород», «Мертвые души», «Петербургские пове­сти» Гоголя; «Письмо к Гоголю» Белинского; «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Вешние воды», «Записки охотника» Тургенева; «Обломов» Гончарова; «Кто виноват? Герцена; «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», лирические стихи Некрасова; «Что делать?» Чернышевского; «Что такое обломовщина?» Добролюбова; «Господа Головле­вы», «История одного города», сказки Салтыкова-Щедрина; «Гроза» А. Н. Островского; лирические стихи Тютчева; «Пре­ступление и наказание» Достоевского; «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича» Л. Тол­стого; «Кобзарь» Шевченко; «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Степь», «В овраге», «Палата №6» Чехова; «Слепой музыкант», «Лес шумит» Короленко; «Лейли и Ме­джнун» Низами; «Фархад и Ширин» Навои; «Борислав сме­ется» Франко; «Вей, ветерок» Яна Райниса; «Лесная песня» Леси Украинки; «Фата Моргана» Коцюбинского; «Бедняк» Айни; «На дне», «Мать», «Детство», «В людях», «Мои универ­ситеты» Горького; стихи Александра Блока; стихи Сергея Есенина; «Молох», «Поединок» Куприна; «Песни» Мусы Джа­лиля; «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» Шолохова; «Как закалялась сталь» Н. Островского; «Моло­дая гвардия» Фадеева; «Хождение по мукам», «Аэлита» Алек­сея Толстого; «Буря», «Сын рыбака» Лациса; «Весна света» Пришвина; «Русский' лес» Леонова; «Владимир Ильич Ле­нин», «Хорошо!» Маяковского; стихи Туманяна; «Знаменос­цы» Гончара; «Гибель эскадры» Корнейчука; «На росстанях» Якуба Коласа; «Педагогическая поэма» Макаренко; «Цуси­ма» Новикова-Прибоя; «Севастопольская страда» Сергеева­ Ценского; «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого; стихи Сулеймана Стальского; стихи Джамбула Джабаева; стихи Галактиона Табидзе; «Дальние страны», «Голубая чаш­ка», «Судьба барабанщика» Гайдара; «Повесть о детстве» Гладкова; «необыкновенное лето» Федина; «Живые и: мерт­вые» Симонова; «Плутония» Обручева; «Туманность Андро­меды» Ефремова; «Прыжок в ничто» Беляева; «Аргонавты вселенной» Владко; «Дневные звезды» Берггольц; «Тишина» Бонда рева; «Жестокость» Нилина; «Владимирские проселки» Солоухина; «Не ко двору» Тендрякова; «Таня» Арбузова; «Ледовая книга» Смуула; «Зоя» Алигер; «Синие гусары» Асеева; «Кровь и пепел», Марцинкявичюса; «Человек» Меже­лайтиса.

Зарубежная литература:

«Илиада» и «Одиссея» Гомера; «Прикованный Прометей» Эсхила; «Царь Эдип» и «Антигона» Софокла; «Медея» Еврипида; «Всадник» Аристофана; «Ра­маяна» (индийский эпос); «Песнь О Роланде» (французский эпос); «Песнь о Нибелунгах» (древнегерманский эпос); «Ка­левала» (финский эпос); «Эдда» (исландский эпос);. ирланд­ские саги; «Шахнамэ» Фирдоуси; «Божественная комедия» Данте; «Роман о Тристане и Изольде» Бедье; «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле; «Дон Кихот» Сервантеса; «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта» Шекспира; «Cонеты» Петрарки; «Эмилия Галотти» Лессинга; «Овечий источ­ник» Лопе де Вега; «Сид» Корнеля; басни Лафонтена; «Тар­тюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» Мольера; «Поте­рянный рай», «Возвращенный рай» Мильтона; «Робинзон Крузо» Дефо; «Путешествия Гулливера» Свифта; «Фауст», «Страдания молодого Вертера» Гёте; «Разбойники», «Ковар­ство и любовь», «Вильгельм Телль», «Валленштейн» Шиллера; «Гpex господина Антуана» Жорж Санд; «Песни» Беранже; «Айвенго», «Квентин Дорвард» Вальтера Скотта;, «Чайльд Гарольд», «Шильонский узник», «Дон Жуан» Байрона; «От­верженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, кото­рый смеется», «Труженики моря» Гюго; «Красное и черное», «Пармская обитель» Стендаля; стихи Фрейлиграта; стихи Веертa; «Гобсек», «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Евге­ния Гранде» Бальзака; «3аписки Пиквикского клуба», «Оли­вер Твист», «Давид Копперфильд» Диккенса; «Ярмарка тще­славия» Теккерея; «Пан Тадеуш» Мицкевича; «Книга песен», «Германия» Гейне; «Бранд», «Кукольный дом», «Пер Гюнт» Ибсена; «Синяя птица» Метерлинка; «Витязь Янош» Петефи; «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера; «Старинные чешские IIредания» Ирасека; «Император и пролетарий» Эминеску; «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари» Флобера; «Агасфер» Эжена Сю; «Огненный столб» Киносита Наоэ; «Жерминаль», «Западня» 3оля; «Жизнь», «Милый друг», «Пышка» Мопас­сана; «Тартарен из Тараскона» Доде; «Без семьи» Гектора Мало; «Приключения Тома Сойера» Марка Твена; сказки Андерсена; «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу; стихи Уолта Уитмена; «3веробой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия» Купера; «Всадник без головы», «Мор­ской волчонок» Майн Рида; «Пятнадцатилетний капитаю», «20 тысяч лет под водой», «Дети капитана Гранта» Жюля Верна; «Остров сокровищ» Стивенсона; «Паю», «Виктория»)\иута Гамсуна; «Борьба миров» Уэллса; сказки Шарля Перро; «Детские и семейные сказки» братьев Гримм; сказки Вильгельма Гауфа; сказки Гофмана; «Крушение» Рабиндра­ната Тагора; «Подлинная история А-Кью» Лу Синя; «Овод» Войнич; «Гайавата» Лонгфелло; «Американская трагедия» Драйзера; «Верноподданный» Генриха Манна; «Остров пинг­нинов» Франса; «Будденброки» Томаса Манна; «Сага о Фор­сайтах» Голсуорси; «Мортен Красный», «Дитте - дитя чело­чеческое» Нексе; «Мартин Иден», «Северная Одиссея» Джека Лондона; «Жан-Кристоф», «Кола Брюньон» Роллана; «Огонь» Варбюса; «Блуждающие звезды» Шолом Алейхема; «Бравый солдат Швейк» Гашека; «Мать», «Война с садамандрами» Чапека; «Игра с огнем» Пуймановой; «Семья Оппенгейм», «Сыновья», «Иудейская война» Фейхтвангера; «Седьмой крест», «Мертвые остаются молодыми» Анны Зегерс; «Репор­таж с петлей на шее» Фучика; «Старик и море» Хемингуэя; «Спартак» Джованьоли; «Легенда о Габриэле Пери» Луи Ара­гона; стихи Пабло Неруды; стихи Николаса Гильена; стихи Иоганнеса Бехера; «Сердце, врученное бурям» Хосрова Руз­беха; «Приключения Вернера Хольта» Нолля; стихи Ю. Туви­ма; «Немцы» Л. Кручковского; «Добрый человек из Сезуана. Б. Брехта; «Три товарища» Ремарка; «Земля людей» Экзю, пери; «Мальчик из Джорджии» Колдуэлла; «Зима тревоги нашей» Стейнбека; «Над пропастью во ржи» Селинджера.

Подавляющее большинство наших учеников в годы отро­чества и юности прочитывают эти книги.

Сила воздействия художественного образа зависит не толь­ко от преподавания, но и от того, чем живет коллектив. Если духовная жизнь коллектива богата и многогранна, если учени­ки умеют по-настоящему читать, то дает свои результаты и творческий труд учителя: готовясь к уроку, он думает над тем, какие мысли и чувства должны взволновать ученика, над чем он должен задуматься. Изучение художественного произ­ведения начинается с самостоятельного чтения первоисточни­ка. Наиболее яркие отрывки, части больших произведений читаются на уроках вслух.

Литература учит жить, становится учебником жизни бла­годаря тому, что восприятие художественного образа пробуж­дает эстетические и нравственные чувства в их тесном един­стве. Чтение, слушание художественного произведения - свое­образный творческий процесс: ученик, читающий литератур­ное произведение, наполняет слово страстью своего сердца ­он или восхищается красотой, благородством, нравственным величием, или же испытывает чувство возмущения, негодова­ния. Вот почему мы придаем исключительное значение чте­нию художественных произведений и на уроке и дома. Чтение и вслух и про себя - главный этап эстетического и идейного восприятия художественного образа. Учитель учит не только читать, но и воспринимать. Воспринимая тончайшие оттенки мыслей и чувств, ученик проходит своеобразную школу воспи­тания чувств.

Особенно большое значение мы придаем чтению вслух на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением достоинств и пороков человече­ства,- образы Дон Кихота, Гамлета, Отелло, Фауста, Чайльд Гарольда, Тиля Уленшпигеля, Жана-Кристофа, Мартина Иде­на, Тартюфа, Ромео и Джульетты, Жана Вальжана, Горио, Овода, Онегина, Печорина, Обломова, Павла Власова, Григо­рия Мелехова, Павла Корчагина. Наиболее яркие, выразительные отрывки в которых воплощается эстетический и идейный смысл художественного образа, на одном и том же ypoкe не редко читают несколько учеников. Процесс восприятия и эмоциональной оценки глубоко индивидуален, поэтому очень важ­но, чтобы каждый ученик проник в замысел автора, почувст­вовал звучание авторского текста в своей личной передаче.

Юноши и девушки должны знать самих себя, свой духов­ный мир, воспитывать свою волю и характер, развивать па­мять. В связи с тем что психологии в учебном плане нет, для учеников от 14 до 17 лет мы во внеурочное время читаем цикл лекций о психике человека. Благодаря самообразованию, само­стоятельному чтению литературы о мышлении и речи, о чувствах, воле, характере, темпераменте наши ученики овладевают значительным кругом знаний по психологии.

Значительное место в умственном воспитании принадле­жит иностранному языку. Мы стремимся к тому, чтобы уче­ники чувствовали живое слово иностранного языка, вклады­вали в изучаемые ими слова и словосочетания те пред­ставления, чувства, мысли, которые вложил в них народ. Воспитательную роль иностранного языка мы видим и в том, чтобы слово языка другого народа жило в мысли ребенка, чтобы для осознания смысла прочитанного или услышанного не всегда требовался перевод. Вот почему мы стремимся к тому, чтобы словами и словосочетаниями дети овладевали путем живого общения, разговора.

Как же мы приближаемся к этому идеалу? К слову дети идут от фразы, предложения. Первое полугодие изучения ино­странного языка в V классе (у нас изучается французский язык) посвящается разговорной речи. Дети учатся объяснять по-французски то, что они видят и делают, ставить вопросы и отвечать на них, запоминать пословицы и поговорки. Постепенно в речевой практике закрепляются фразы, не требующие перевода, а в сознании откладывается дух языка - эмоцио­нальная окраска слов и словосочетаний. Такого уровня дости­гают знания наиболее способных учеников - вот почему мы говорим об идеале, к которому стремимся. Ученики 7-10 классов, полюбившие французский язык, руководят круж­ками по изучению иностранного языка в 1-4 классах. Это очень интересная форма школьной самодеятельности.

Большое значение мы придаем речевой практике - как чтению и устной речи, так и письму. Слово иностранного язы­ка должно жить в мыслях и чувствах, лишь тогда оно разви­вает ум. Мы добиваемся, чтобы дети полюбили чтение худо­жественных произведений на иностранном языке. С этой целью у нас проводятся вечера на иностранном языке, выпускаются газеты. Ученики переписываются с детьми Франции, ГДР, Вьетнама, африканских стран, население которых говорит на французском языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: