Полноценное умственное воспитание может быть осуществлено при том условии, когда достоянием учащихся станут наиболее ценные интеллектуальные богатства человечества. Практическая задача школы - добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли основы наук о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Несмотря на то что геология и минералогия, биохимия, космогония, психология, стилистика, этнография не включены в учебный план, без ознакомления с основами этих наук немыслимо полноценное, умственное воспитание.
Среди основ наук важнейшее место занимает математика. Это единственный предмет, который изучается в средней школе с первого до последнего класса. С первых шагов учения понятия и закономерности из области математики являются важным средством познания и освоения мира, развития сознания. Роль математики в умственном воспитании исключительно. Математика - мировоззренческий предмет, проникающий в науки, изучающие и природу, и общественную жизнь. Математическое мышление - это не только понимание количественных, пространственных, функциональных зависимостей между числами, величинами, геометрическими фигурами, но и своеобразный подход к действительности, метод исследования фактов и явлений природы, общественной жизни, труда, экономики, способ анализа причинно-следственных связей между явлениями.
|
|
С 1 класса наши учителя учат детей видеть за числами и их 1 отношениями, за абстракцией правил отношения фактов и явлений реальной действительности. В 1-4 классах дети решают задачи, составленные ими самими в процессе наблюдений, в процессе исследования пространственных, функциональных, причинных связей между явлениями и предметами. До тех пор пока ученики не осмыслили истоки, происхождение математической задачи, им не дают готовых задач. В средних и старших классах ученики составляют геометрические задачи по фигурам, сделанным своими руками; алгебраические уравнения составляются на основании зависимостей, установленных в процессе труда. Все это невозможно предусмотреть детально в программе; здесь играет решающую роль творчество учителя.
Математическое мышление необходимо для успешного изучения всех предметов; математические способности - это яркое проявление качеств ума, играющих большую роль в познавательной и творческой трудовой деятельности. Задача школы - заботиться о развитии математических способностей у всех учеников. Преподаватели математики воспитывают у учеников культуру научного выражения мысли, учат обосновывать свои высказывания и делать выводы. Культура мышления, которой дети овладевают в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на весь умственный труд в процесс учения, на характер наблюдений над явлениями природы при изучении биологии, физики, химии, астрономии. Идеи функциональной зависимости и переменной величины, играющие большую роль при изучении математики, развивают диалектическое мышление, облегчая понимание причинно-следственных связей при изучении других предметов.
|
|
Математические методы доказательства наши ученики применяют при анализе явлений природы, в частности во время наблюдений, связанных с изучением механики. Применение приемов математического мышления при познании мира и в труде - одна из главных линий связи теории с практикой в процессе изучения математики. Применяются методы математического доказательства: и при изучении химии, во время про ведения лабораторных работ. Отдельные лабораторные работы имеют характер задач. Мы разработали систему творческих письменных работ по математике, физике и химии; главным здесь является умение ученика применить теоретические знания для выполнения работы, связанной с конструированием и моделированием, с растениеводством, почвоведением, агрометеорологией. Большое значение мы придаем использованию математических методов в целях правильного выбора путей достижения конечной цели труда, с целью сравнения достоинств и недостатков отдельных путей. Например, ученики составляют таблицы и графики, на основании которых делается вывод о целесообразности внесения того или иного удобрения в разные почвы.
Большое значение мы придаем математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, критичности. Например, у каждого учителя математики есть система задач, которые можно решать несколькими способами; выбор способа как раз и является воспитательным стимулом.
Вечера математического творчества, олимпиады, викторины проводятся начиная с 3-4 классов. Ученики старших классов читают доклады на занятиях математических кружков младших и средних классов, выпускают математический журнал. С учениками, имеющими природную одаренность к математическому мышлению, проводится индивидуальная работа - беседы, занятия. За 18 лет 59 наших выпускников получили высшее математическое образование, из них 8 стали, конструкторами, 6 учатся в аспирантуре, 5 имеют ученую степень, 26 работают в лабораториях научно-исследовательских институтов, 14 преподают математику в средней школе.
Воспитательная роль знаний по физике, химии, астрономии определяется тем, насколько глубоко при изучении свойств и законов материи, вещества, энергии, движения раскрываются идеи единства материального мира и творческих, преобразующих сил разума. Осмысливание этих идей, особенно при изучении таких вопросов, как строение вещества, радиоактивность, атомная энергия, элементарные частицы, термоядерные реакции, полимеры, проблемы искусственного синтеза белка, происхождение звезд и планетной системы, взаимосвязь между микромиром и макромиром и др., пробуждает у учеников жажду знания. Чем больше стремится человек проникнуть в самые истоки знаний - строение материи и вещества, происхождение жизни, биохимические процессы в живых организмах, - тем глубже у него интерес к знаниям. Опыт убедил нас в том, что, если в процессе изучения физики, астрономии, химии усилия разума направляются на познание сокровенных тайн материи, ученики выходят из стен школы пытливыми и любознательными, никогда не прекращают самообразования, стремятся повысить интеллектуальный уровень труда и в то же время сделать богатой свою духовную жизнь.
|
|
Наши опытные учителя физики, астрономии, химии А. А. Филиппов, Е. Е. Коломийченко, О. И. Степанова имеют перед собой как бы две программы: одну - с обязательным материалом, другую - рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники. По отношению к естественному циклу это особенно важно: здесь знания необходимы не только для понимания окружающего мира; они инструмент творческого труда, а в труде знания, приобретенные в школе, на каждом шагу соприкасаются с тем, что не изучалось.
Для каждого вопроса из обязательной программы мы создаем своеобразный интеллектуальный фон материала необязательного. Так, перед изучением, в процессе изучения и после изучения законов электрического тока в школе проводятся научно-технические вечера занимательной электротехники, викторины, преследующие цель раскрыть перед учениками как можно более широкую картину успехов науки, связанных с использованием электрических свойств материи. В ходе изучения: химических и физических свойств элементов проводится цикл бесед - «Рассказы об элементах». В увлекательной форме перед учениками раскрываются закономерности строения вещества. Так как в программе нет геологии и минералогии, мы проводим вечера, беседы, чтения, посвященные этим отраслям науки. Ученики старшего и среднего возраста узнают о гипотезах и теориях происхождения минералов, освоении природных богатств. Чем больше фактов, явлений закономерностей осмысливает, продумывает ученик, тем сознательнее у него интерес к знаниям. Материал, увлекающий ученика просто потому, что он интересный, облегчает непроизвольное запоминание обязательного материала. Опытны педагог стремится вывести учеников за пределы программы для того чтобы облегчить усвоение программы. Выходя за пределы программы, ученики глубже осмысливают мировоззренческие идеи. Чем больше, например, знакомятся они с современными космогоническими теориями, тем яснее становите им идея относительности.
Роль ботаники, зоологии, анатомии и физиологии в интеллектуальном воспитании определяется тем, насколько глубоко утверждаются в сознании учащихся научные убеждения о сущности жизни как высшей формы движения материи, о материальности жизненных процессов и, что особенно важно, о возможности человека активно воздействовать на эти процессы. В этих убеждениях - стимулы глубоко личного отношения подростков, юношей и девушек к научным истинам, знаниям, творческому труду, истоки любознательности, пытливости, веры в силу разума. Мы убедились, что отношение к труду, в частности в сельскохозяйственном производстве, во многом зависит от того, какое отношение к материальной основе жизненных процессов сложил ось у ученика в школьные годы.
|
|
Каждый ученик, увлекающийся биологией, в школьные годы ставит биологический эксперимент - не только для того, чтобы убедиться в правильности истин, хорошо известных науке: но и для того, чтобы, образно говоря, сделать хотя бы маленький шаг по той тропинке, где наука еще только делает разведку. Каждому, кто увлекается биологической наукой, отводится место на учебно-опытном участке для экспериментирования. Юные биологи исследуют зависимость жизненных процессов в почве и в растении от физико-химических условий среды, создаваемой и регулируемой человеком. Понимание этой идеи - стимул, пробуждающий интерес к проблемам, выходящим за пределы программы. Так, многие ученики ставят опыты по усилению жизненных процессов на отдельных стадиях развития растений (например, по ускорению созревания плодов, овощей). Эти опыты заставляют глубоко изучать сущность биохимических процессов, происходящих в семени, листьях, корнях.
Эксперимент в школе - незаменимое средство интеллектуального обогащения труда, сочетания труда с мышлением, анализом. Мы считаем значительным успехом воспитательной работы то, что многие юноши и девушки «заболели» мечтой, связанной с глубоким проникновением в тайны жизни растений, животных, почвы. Вот проблемы, над которыми работают старшие школьники: повышение содержания белка в зерне; создание условий для развития микроорганизмов, удерживающихвлагу в почве; биохимические способы приготовления кормов для животных. Особенно увлекают юношей и девушек опыты по увеличению процента белка в пшенице. Делянка, на которой ставятся эти опыты, стала одним из очагов богатой, интеллектуальной жизни.
Содержание знаний по истории должно открывать как можно больше возможностей для непосредственного обращения учителя к личному духовному миру, воспитанника. Умственное развитие в процессе изучения истории больше, чем при изучении любого другого предмета, зависит от того, насколько широкий круг фактов, явлений осмыслен учеником. Много осмысливать - это не значит много запоминать и сохранять в памяти. Успех умственного воспитания при изучении истории по сравнению с другими предметами в меньшей степени зависит от объема знаний, которые хранятся в памяти. Здесь важно, чтобы у учащихся утвердились научные материалистические взгляды на исторический процесс, чтобы эти взгляды стали личными убеждениями, необходим широкий интеллектуальный фон; ученик должен многое продумать, осмыслить, только тогда из многого в его сознании отложится главное, а в душе утвердится личное эмоционально-нравственное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к проблемам, волнующим человечество. Все это требует ознакомления учащихся с гораздо большим фактическим материалом, чем предусмотрено программой по истории.
Если сравнить историю с другими предметами, то вторая, необязательная программа, создающая фон для интеллектуального и нравственного развития, здесь гораздо шире, чем по какому бы то ни было другому предмету. Уже детей младшего возраста мы знакомим с широким кругом исторических событий. Для малышей проводятся исторические чтения: им читаем небольшие рассказы о прошлом человечества, оборьбе против социального зла в прошлом и сегодня, о народных восстаниях и войнах против угнетателей. Эти рассказы рассчитаны на эмоциональное воздействие и выражают идеи: трудовой народ никогда не примирялся с социальной несправедливостью; борьба трудящихся за освобождение всегда рождала благородных людей, преданных народу.
Борьбе передовых социальных сил против сил реакционных мы посвящаем специальные циклы бесед и чтений. Один из таких циклов – «Великие гуманисты - борцы за счастье человечества» рассчитывается на 5-6 лет. Каждый ученик в возрасте от 10-11 до 16-17 лет узнает о жизни выдающихся гуманистов: Петрарки, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бруно, Галилея, Рабле, Монтеня, Мюнцера, Дюрера, Гуски, Коперника, Джона Болла, Томаса Мора, Шекспира, Бэкона, Уинстэнли, Вивеса, Сервантеса, Эразма Роттердамского, Радищева, Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Горького, Шевченко и других. Жизни и борьбе этих людей посвящаются вечера, чтения отрывков из художественных произведений. Особенно подчеркивается при этом зарождение идей социализма задолго до оформления марксизма как социальной науки.
Большое воспитательное значение имеют циклы вечеров и чтений на темы «Предшественники научного коммунизма», «Народные восстания с древнейших времен до ХХ века., «Первые коммунисты», «Жизнь, отданная делу свободы».
Значительное место во внеклассной работе занимают у нас вопросы материальной и духовной культуры человечества. Проводятся вечера, посвященные культуре народов Африки, древней Греции, Египта, Китая, Индии, индейских племен Америки, народов Латинской Америки, народов Сибири._
Овладение родным языком определяет богатство, шпроту интеллектуальных и эстетических интересов личности. Мы добиваемся того, чтобы преподаватели всех предметов обогащали активный словарный запас детей, учили их правильно думать, пользоваться внутренней речью, правильно выражать свои мысли устно и письменно. Мы направляем мысль детей на то, что они видят, делают, наблюдают. Стремление к ясности, точности мысли способствует более точному, правильному отражению действительности: ученик стремится лучше осмыслить связи между фактами и явлениями, осмыслить свою роль в окружающей жизни. Научить правильно говорить это целая область воспитательной работы, от успеха которой во многом зависит духовная жизнь коллектива.
Учитывая, что речевая культура в нашем обществе все теснее связывается с культурой труда, с общей культурой человека, мы придаем большое значение овладению практической стилистикой литературного языка и выработке индивидуального стиля. С этой целью поощряем углубленную работу над стилем сочинений как на литературные, так и на свободные (отвлеченные) темы. На литературно-творческих вечерах ученики читают свои сочинения, рассказы, очерки, стихотворения. Придавая исключительное значение умению выражать мысль, точно и образно рассказать о том, что нас окружает, мы наряду с литературными темами даем возможность ученикам писать экзаменационные сочинения и на темы, требующие выражения собственных мыслей, взглядов, суждений (например: «Мои мысли на пороге самостоятельной жизни», «Как я представляю себе счастье», «Общественное и личное в жизни человека», «Долг нашего поколения перед Родиной и человечеством», «Может ли быть человек идеальным»).
Литература, по выражению А. М. Горького, насыщает идеи плотью и кровью. В знании литературы особенную важность имеет субъективный фактор: насколько глубоко социальные и нравственные идеи и эстетические принципы, воплощенные в художественной форме, отражаются в личном духовном мире, в убеждениях, в поведении человека. 3нание литературы тесно связано с нравственным воспитанием человека. По-настоящему знает литературу лишь тот, для кого художественные произведения стали учебниками жизни, критерием нравственности. В связи с этим приобретают большое значение два фактора: во-первых, правильный отбор произведений для чтения и изучения; во-вторых, преподаватель литературы должен быть в то же время и воспитателем, понимающим и чувствующим правильный путь нравственного развития учеников. Строгий отбор произведений для чтения - серьезная предпосылка формирования богатых духовных интересов, запросов личности, морального идеала. Благодаря такому отбору у учеников формируется представление о важнейших этапах духовной жизни человечества.
Мы уже говорили о том, что список книг, которые вошли в сокровищницу культуры человечества, оформлен в виде красочного художественного плаката: две страницы, обрамленные портретами великих писателей (Гомер, Шекспир, Пушкин, Шевченко, Гёте, Гюго, Драйзер, Ирасек, Мицкевич, Нексе, Руставели). Списку предшествует обращение: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые
тали бессмертными, вошли в сокровищницу мировой культуры. Человечество будет читать их вечно. Вы должны не только прочитать эти книги, но и перечитывать их, искать в них мудрость и красоту, находить радость и эстетическое наслаждение. «Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству. Мы превратимся в горсть праха, но книги, словно памятники из железа и камня, сохранятся навек» (Айбек)».
Придавая исключительное значение отбору литературы для чтения в годы отрочества и ранней юности, мы приводим полностью этот список.
Русская литература и литература народов СССР: «Слово о полку Игореве»; «Витязь в тигровой шкуре» Руставели; «Давид Сасунский» (армянский эпос); украинские думы; «Калевипоэг» (эстонский эпос); «Недоросль» Фонвизина; «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева; «Светлана» Жуковского; басни Крылова; «Горе от ума» Грибоедов; «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Руслан и Людмила», лирические стихи Пушкина; «Герой нашего времени» Лермонтова; «Песни» Кольцова; «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Мертвые души», «Петербургские повести» Гоголя; «Письмо к Гоголю» Белинского; «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Вешние воды», «Записки охотника» Тургенева; «Обломов» Гончарова; «Кто виноват? Герцена; «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», лирические стихи Некрасова; «Что делать?» Чернышевского; «Что такое обломовщина?» Добролюбова; «Господа Головлевы», «История одного города», сказки Салтыкова-Щедрина; «Гроза» А. Н. Островского; лирические стихи Тютчева; «Преступление и наказание» Достоевского; «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого; «Кобзарь» Шевченко; «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Степь», «В овраге», «Палата №6» Чехова; «Слепой музыкант», «Лес шумит» Короленко; «Лейли и Меджнун» Низами; «Фархад и Ширин» Навои; «Борислав смеется» Франко; «Вей, ветерок» Яна Райниса; «Лесная песня» Леси Украинки; «Фата Моргана» Коцюбинского; «Бедняк» Айни; «На дне», «Мать», «Детство», «В людях», «Мои университеты» Горького; стихи Александра Блока; стихи Сергея Есенина; «Молох», «Поединок» Куприна; «Песни» Мусы Джалиля; «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» Шолохова; «Как закалялась сталь» Н. Островского; «Молодая гвардия» Фадеева; «Хождение по мукам», «Аэлита» Алексея Толстого; «Буря», «Сын рыбака» Лациса; «Весна света» Пришвина; «Русский' лес» Леонова; «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!» Маяковского; стихи Туманяна; «Знаменосцы» Гончара; «Гибель эскадры» Корнейчука; «На росстанях» Якуба Коласа; «Педагогическая поэма» Макаренко; «Цусима» Новикова-Прибоя; «Севастопольская страда» Сергеева Ценского; «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого; стихи Сулеймана Стальского; стихи Джамбула Джабаева; стихи Галактиона Табидзе; «Дальние страны», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика» Гайдара; «Повесть о детстве» Гладкова; «необыкновенное лето» Федина; «Живые и: мертвые» Симонова; «Плутония» Обручева; «Туманность Андромеды» Ефремова; «Прыжок в ничто» Беляева; «Аргонавты вселенной» Владко; «Дневные звезды» Берггольц; «Тишина» Бонда рева; «Жестокость» Нилина; «Владимирские проселки» Солоухина; «Не ко двору» Тендрякова; «Таня» Арбузова; «Ледовая книга» Смуула; «Зоя» Алигер; «Синие гусары» Асеева; «Кровь и пепел», Марцинкявичюса; «Человек» Межелайтиса.
Зарубежная литература:
«Илиада» и «Одиссея» Гомера; «Прикованный Прометей» Эсхила; «Царь Эдип» и «Антигона» Софокла; «Медея» Еврипида; «Всадник» Аристофана; «Рамаяна» (индийский эпос); «Песнь О Роланде» (французский эпос); «Песнь о Нибелунгах» (древнегерманский эпос); «Калевала» (финский эпос); «Эдда» (исландский эпос);. ирландские саги; «Шахнамэ» Фирдоуси; «Божественная комедия» Данте; «Роман о Тристане и Изольде» Бедье; «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле; «Дон Кихот» Сервантеса; «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта» Шекспира; «Cонеты» Петрарки; «Эмилия Галотти» Лессинга; «Овечий источник» Лопе де Вега; «Сид» Корнеля; басни Лафонтена; «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» Мольера; «Потерянный рай», «Возвращенный рай» Мильтона; «Робинзон Крузо» Дефо; «Путешествия Гулливера» Свифта; «Фауст», «Страдания молодого Вертера» Гёте; «Разбойники», «Коварство и любовь», «Вильгельм Телль», «Валленштейн» Шиллера; «Гpex господина Антуана» Жорж Санд; «Песни» Беранже; «Айвенго», «Квентин Дорвард» Вальтера Скотта;, «Чайльд Гарольд», «Шильонский узник», «Дон Жуан» Байрона; «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеется», «Труженики моря» Гюго; «Красное и черное», «Пармская обитель» Стендаля; стихи Фрейлиграта; стихи Веертa; «Гобсек», «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде» Бальзака; «3аписки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Давид Копперфильд» Диккенса; «Ярмарка тщеславия» Теккерея; «Пан Тадеуш» Мицкевича; «Книга песен», «Германия» Гейне; «Бранд», «Кукольный дом», «Пер Гюнт» Ибсена; «Синяя птица» Метерлинка; «Витязь Янош» Петефи; «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера; «Старинные чешские IIредания» Ирасека; «Император и пролетарий» Эминеску; «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари» Флобера; «Агасфер» Эжена Сю; «Огненный столб» Киносита Наоэ; «Жерминаль», «Западня» 3оля; «Жизнь», «Милый друг», «Пышка» Мопассана; «Тартарен из Тараскона» Доде; «Без семьи» Гектора Мало; «Приключения Тома Сойера» Марка Твена; сказки Андерсена; «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу; стихи Уолта Уитмена; «3веробой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия» Купера; «Всадник без головы», «Морской волчонок» Майн Рида; «Пятнадцатилетний капитаю», «20 тысяч лет под водой», «Дети капитана Гранта» Жюля Верна; «Остров сокровищ» Стивенсона; «Паю», «Виктория»)\иута Гамсуна; «Борьба миров» Уэллса; сказки Шарля Перро; «Детские и семейные сказки» братьев Гримм; сказки Вильгельма Гауфа; сказки Гофмана; «Крушение» Рабиндраната Тагора; «Подлинная история А-Кью» Лу Синя; «Овод» Войнич; «Гайавата» Лонгфелло; «Американская трагедия» Драйзера; «Верноподданный» Генриха Манна; «Остров пингнинов» Франса; «Будденброки» Томаса Манна; «Сага о Форсайтах» Голсуорси; «Мортен Красный», «Дитте - дитя челочеческое» Нексе; «Мартин Иден», «Северная Одиссея» Джека Лондона; «Жан-Кристоф», «Кола Брюньон» Роллана; «Огонь» Варбюса; «Блуждающие звезды» Шолом Алейхема; «Бравый солдат Швейк» Гашека; «Мать», «Война с садамандрами» Чапека; «Игра с огнем» Пуймановой; «Семья Оппенгейм», «Сыновья», «Иудейская война» Фейхтвангера; «Седьмой крест», «Мертвые остаются молодыми» Анны Зегерс; «Репортаж с петлей на шее» Фучика; «Старик и море» Хемингуэя; «Спартак» Джованьоли; «Легенда о Габриэле Пери» Луи Арагона; стихи Пабло Неруды; стихи Николаса Гильена; стихи Иоганнеса Бехера; «Сердце, врученное бурям» Хосрова Рузбеха; «Приключения Вернера Хольта» Нолля; стихи Ю. Тувима; «Немцы» Л. Кручковского; «Добрый человек из Сезуана. Б. Брехта; «Три товарища» Ремарка; «Земля людей» Экзю, пери; «Мальчик из Джорджии» Колдуэлла; «Зима тревоги нашей» Стейнбека; «Над пропастью во ржи» Селинджера.
Подавляющее большинство наших учеников в годы отрочества и юности прочитывают эти книги.
Сила воздействия художественного образа зависит не только от преподавания, но и от того, чем живет коллектив. Если духовная жизнь коллектива богата и многогранна, если ученики умеют по-настоящему читать, то дает свои результаты и творческий труд учителя: готовясь к уроку, он думает над тем, какие мысли и чувства должны взволновать ученика, над чем он должен задуматься. Изучение художественного произведения начинается с самостоятельного чтения первоисточника. Наиболее яркие отрывки, части больших произведений читаются на уроках вслух.
Литература учит жить, становится учебником жизни благодаря тому, что восприятие художественного образа пробуждает эстетические и нравственные чувства в их тесном единстве. Чтение, слушание художественного произведения - своеобразный творческий процесс: ученик, читающий литературное произведение, наполняет слово страстью своего сердца он или восхищается красотой, благородством, нравственным величием, или же испытывает чувство возмущения, негодования. Вот почему мы придаем исключительное значение чтению художественных произведений и на уроке и дома. Чтение и вслух и про себя - главный этап эстетического и идейного восприятия художественного образа. Учитель учит не только читать, но и воспринимать. Воспринимая тончайшие оттенки мыслей и чувств, ученик проходит своеобразную школу воспитания чувств.
Особенно большое значение мы придаем чтению вслух на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением достоинств и пороков человечества,- образы Дон Кихота, Гамлета, Отелло, Фауста, Чайльд Гарольда, Тиля Уленшпигеля, Жана-Кристофа, Мартина Идена, Тартюфа, Ромео и Джульетты, Жана Вальжана, Горио, Овода, Онегина, Печорина, Обломова, Павла Власова, Григория Мелехова, Павла Корчагина. Наиболее яркие, выразительные отрывки в которых воплощается эстетический и идейный смысл художественного образа, на одном и том же ypoкe не редко читают несколько учеников. Процесс восприятия и эмоциональной оценки глубоко индивидуален, поэтому очень важно, чтобы каждый ученик проник в замысел автора, почувствовал звучание авторского текста в своей личной передаче.
Юноши и девушки должны знать самих себя, свой духовный мир, воспитывать свою волю и характер, развивать память. В связи с тем что психологии в учебном плане нет, для учеников от 14 до 17 лет мы во внеурочное время читаем цикл лекций о психике человека. Благодаря самообразованию, самостоятельному чтению литературы о мышлении и речи, о чувствах, воле, характере, темпераменте наши ученики овладевают значительным кругом знаний по психологии.
Значительное место в умственном воспитании принадлежит иностранному языку. Мы стремимся к тому, чтобы ученики чувствовали живое слово иностранного языка, вкладывали в изучаемые ими слова и словосочетания те представления, чувства, мысли, которые вложил в них народ. Воспитательную роль иностранного языка мы видим и в том, чтобы слово языка другого народа жило в мысли ребенка, чтобы для осознания смысла прочитанного или услышанного не всегда требовался перевод. Вот почему мы стремимся к тому, чтобы словами и словосочетаниями дети овладевали путем живого общения, разговора.
Как же мы приближаемся к этому идеалу? К слову дети идут от фразы, предложения. Первое полугодие изучения иностранного языка в V классе (у нас изучается французский язык) посвящается разговорной речи. Дети учатся объяснять по-французски то, что они видят и делают, ставить вопросы и отвечать на них, запоминать пословицы и поговорки. Постепенно в речевой практике закрепляются фразы, не требующие перевода, а в сознании откладывается дух языка - эмоциональная окраска слов и словосочетаний. Такого уровня достигают знания наиболее способных учеников - вот почему мы говорим об идеале, к которому стремимся. Ученики 7-10 классов, полюбившие французский язык, руководят кружками по изучению иностранного языка в 1-4 классах. Это очень интересная форма школьной самодеятельности.
Большое значение мы придаем речевой практике - как чтению и устной речи, так и письму. Слово иностранного языка должно жить в мыслях и чувствах, лишь тогда оно развивает ум. Мы добиваемся, чтобы дети полюбили чтение художественных произведений на иностранном языке. С этой целью у нас проводятся вечера на иностранном языке, выпускаются газеты. Ученики переписываются с детьми Франции, ГДР, Вьетнама, африканских стран, население которых говорит на французском языке.