Символическая организация

Почепцов Г.

Коммуникативные технологии ХХ века

Глава первая

Коммуникативное пространство и его организация

Символическая организация

Чем выгоден символ для построения коммуникации? Символ содержит в себе больше информации, чем обычное слово. Символ, как правило, опирается на более древний арсенал воздействия, чем сегодняшние наши приобретения. Символ — это то, что уже воздействовало на наших предков в качестве эффективного инструментария.

Слово — также является символом. Но это символ с более четко определенной областью содержания. Типичные символы, как правило, более сильно эмоционально нагру­жены при менее четкой содержательной области. Ср. "звез­ду" или "свастику", где рациональное содержательное на­полнение дополнительно вписывается теми, кто их ис­пользует. Нечеткость содержательной стороны позволяет коммуникаторам использовать символы в свою пользу. В. Райх посвящает символизму свастики отдельную главу своей книги*. Он трактует ее в качестве сексуального сим­вола. Но это только одна из возможных трактовок.

С помощью символов мы можем подключаться к иным, более информационно насыщенным сферам. Собственно говоря, так трактует символ П. Флоренский, когда говорит, что символ больше себя самого: "Символ есть такая сущ­ность, энергия которой, сращенная или, точнее, сраство-ренная с энергией некоторой другой, более ценной в дан­ном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю"**. Интересно, что он оперирует при этом явле­нием резонанса, что в наше время уже включается в специ­альные техники пропаганды.

* Райх Б. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997.

** Флоренский ПА. Имеславие как философская предпосылка // Флорен­ский П.А. Соч. - Т. 2. - М., 1990. - С. 287.

внешнеполитической информации ЦК КПСС. Его первый заведующий Л.Замятин вспоминает: "Новый отдел ЦК до­лжен был, опираясь на обширную информацию, поступавшую в ЦК по каналам МИД, КГБ, ГРУ и из других источ­ников, готовить обстоятельные аналитические обзоры с вы­водами и рекомендациями, которые и ложились на стол генсеку, и, одновременно, — докладывались членам Полит­бюро. Эти обзоры содержали, как правило, конкретные предложения о том, как реагировать на те или иные важные события, происходящие в мире, через нашу прессу, специ­альные службы информации и дезинформации КГБ"*. Как видим, тут присутствует и работа спиндоктора, и работа специалиста по психологическим операциям. Кстати, Ф. Тэйлор** также подчеркивает, что советские специалис­ты в области пропаганды в своих инициативах чаще выиг­рывали, поскольку пропаганда была взаимосвязана с поли­тикой. Не менее значимо и его замечание о том, что Совет­ский Союз не столько проиграл "холодную войну", сколько объявил "дефолт" (после событий 17 августа это слово уже стало вполне русским).

В сумме все эти новые профессии мы можем объединить словом "коммуникатор". Это слово уже появилось в языке элиты. Зам. главы администрации президента РФ Олег Сы-суев говорит: "Ситуация в регионах во многом отличается от того, что происходит в Москве в партийных штабах. Там люди смотрят на вещи гораздо реалистичнее, там другой язык отношений. И именно там мы собираемся выступать в роли коммуникаторов"***.

Коммуникатор — это профессия будущего, статус кото­рой будет постоянно возрастать при продвижении к инфор­мационной цивилизации.

* Замятин Л.М. Горби и Мэгги. - М., 1995. — С. 13.

** Taylor P.M. Munitions of the Mind. A History of Propaganda from the Ancient World to the Present Day. — Manchester etc., 1995. — P. 268.

*** "Общая газета", 1999, № 4.

Глава первая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: