Почепцов Г.
Коммуникативные технологии ХХ века
Глава первая
Коммуникативное пространство и его организация
Символическая организация
Чем выгоден символ для построения коммуникации? Символ содержит в себе больше информации, чем обычное слово. Символ, как правило, опирается на более древний арсенал воздействия, чем сегодняшние наши приобретения. Символ — это то, что уже воздействовало на наших предков в качестве эффективного инструментария.
Слово — также является символом. Но это символ с более четко определенной областью содержания. Типичные символы, как правило, более сильно эмоционально нагружены при менее четкой содержательной области. Ср. "звезду" или "свастику", где рациональное содержательное наполнение дополнительно вписывается теми, кто их использует. Нечеткость содержательной стороны позволяет коммуникаторам использовать символы в свою пользу. В. Райх посвящает символизму свастики отдельную главу своей книги*. Он трактует ее в качестве сексуального символа. Но это только одна из возможных трактовок.
С помощью символов мы можем подключаться к иным, более информационно насыщенным сферам. Собственно говоря, так трактует символ П. Флоренский, когда говорит, что символ больше себя самого: "Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, сраство-ренная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю"**. Интересно, что он оперирует при этом явлением резонанса, что в наше время уже включается в специальные техники пропаганды.
* Райх Б. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997.
** Флоренский ПА. Имеславие как философская предпосылка // Флоренский П.А. Соч. - Т. 2. - М., 1990. - С. 287.
внешнеполитической информации ЦК КПСС. Его первый заведующий Л.Замятин вспоминает: "Новый отдел ЦК должен был, опираясь на обширную информацию, поступавшую в ЦК по каналам МИД, КГБ, ГРУ и из других источников, готовить обстоятельные аналитические обзоры с выводами и рекомендациями, которые и ложились на стол генсеку, и, одновременно, — докладывались членам Политбюро. Эти обзоры содержали, как правило, конкретные предложения о том, как реагировать на те или иные важные события, происходящие в мире, через нашу прессу, специальные службы информации и дезинформации КГБ"*. Как видим, тут присутствует и работа спиндоктора, и работа специалиста по психологическим операциям. Кстати, Ф. Тэйлор** также подчеркивает, что советские специалисты в области пропаганды в своих инициативах чаще выигрывали, поскольку пропаганда была взаимосвязана с политикой. Не менее значимо и его замечание о том, что Советский Союз не столько проиграл "холодную войну", сколько объявил "дефолт" (после событий 17 августа это слово уже стало вполне русским).
В сумме все эти новые профессии мы можем объединить словом "коммуникатор". Это слово уже появилось в языке элиты. Зам. главы администрации президента РФ Олег Сы-суев говорит: "Ситуация в регионах во многом отличается от того, что происходит в Москве в партийных штабах. Там люди смотрят на вещи гораздо реалистичнее, там другой язык отношений. И именно там мы собираемся выступать в роли коммуникаторов"***.
Коммуникатор — это профессия будущего, статус которой будет постоянно возрастать при продвижении к информационной цивилизации.
* Замятин Л.М. Горби и Мэгги. - М., 1995. — С. 13.
** Taylor P.M. Munitions of the Mind. A History of Propaganda from the Ancient World to the Present Day. — Manchester etc., 1995. — P. 268.
*** "Общая газета", 1999, № 4.
Глава первая