Участок Пшадские водопады – хребет Церковный (684 м) – скалы Монастыри

Протяженность 10 км. Ходовое время 3-4 часа, перепад высот + 540 м.

От приюта «Пшадские водопады» следует перейти вброд р. Красную. На правом берегу реки вверх уходит тропа, идти следует по ней. Тропа сначала следует прямо по небольшой промоине, через заросли рододендрона (азалии), затем выходит на старую вырубку. От вырубки вправо и влево уходят старые размытые лесовозные дороги. Здесь идти следует прямо вверх, придерживаясь отрога. По этому отрогу тропа продолжает идти вверх. Местами гребень очень крут, справа и слева расположены очень крутые склоны. Через 50 мин. подъема от приюта тропа теряется. Далее следует идти четко вверх и через 200 м. выходим на вершину хребта. Здесь следует свернуть вправо и двигаться четко по хребту. Через 70 м. выходим на главную вершину хребта, на которой установлен тригапункт. От вершины по хребту идет маркированная тропа с синими и красными метками. Идти по хребту довольно легко, местами попадаются небольшие крутые подъемы и спуски. Через 1 час пути влево вниз уходит тропа с красными метками, выводящая в пос. Новосадовый. Путь на Монастыри лежит дальше по тропе с синими метками, которая следует по хребту. Через 10-15 мин. тропа выходит на старую вырубку. В этом месте тропа теряется. Делянку необходимо пересечь, придерживаясь гребня хребта, и снова попадаем на тропу. Минут через 5 тропа сворачивает влево и идет вниз. Спуск в этом месте довольно крут, в сырую погоду следует воспользоваться альпенштоком (заостренная палка, длиной от 1,5 м.) Затем тропа выходит на старую лесовозную дорогу и следует по ней. На всех развилках следует придерживаться набитой тропы с синими метками. Через 1 час спуска тропа выходит на дорогу, идущую по долине реки Папай. Впереди виднеется домики приюта «Альпинистский». От этого приюта уходит маркированная тропа, которая выводит к реке Папай Перейдя на правый берег реки, следует двигаться дальше по маркированной тропе, идущей по долине ручья Мельничный. Через 30-40 минут тропа выходит к Мельничному водопаду, высотой 5 м. Справа расположены окончания скальной гряды, основная гряда находится слева, которая заканчивается в урочище Графские Развалины.

Двигаясь от ур. Графские Развалины вниз по ручью можно выйти в пос. Новосадовый.

От приюта «Альпинистский» вниз по дороге через 2 км можно попасть в пос. Новосадовый, откуда через 23 км можно выйти в пос. Пшада.

От приюта вверх по долине Папая можно выйти в ур. Черный Аул. В этом месте расположена большая поляна с развалинами строений. Здесь дорога примыкает к наезженной. Вправо дорога уходит вверх по долине реки Черной на Пшадские водопады. Влево через пер. Папайский (Арочный) в пос. Новый, откуда можно уехать в Краснодар на маршрутном авто, а также в ст. Холмскую и г. Абинск.