Обобщенная оценка состояния проблемы

Социально-экономическое положение семьи зависит от ее состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, участия в общественном производстве и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность.

На стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни. Необходимо отметить, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума остается достаточно высокой. Основными факторами бедности, по-прежнему, являются низкая заработная плата работников, прежде всего, в бюджетной сфере, невысокие размеры ряда социальных пособий и других социальных выплат, отсутствие зачастую возможностей для совмещения занятости и домашних обязанностей.

Особенно остро недостаток доходов ощущается семьями в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, когда фактически единственным источником дохода семьи является отец, на фоне существенного увеличения расходов семьи в связи с появлением ребенка. Вместе с тем, есть определенные сложности с возвращением матери к оплачиваемой работе по достижении ребенком 3-х летнего возраста, что во многом обусловлено отсутствием необходимого количества детских дошкольных учреждений в регионах России.

Семьи с детьми, особенно неполные и многодетные имеют самый высокий уровень и глубину бедности, худшие жилищные условия. Заработная плата в этих семьях не учитывает иждивенческой нагрузки и не выполняет воспроизводственной функции. Для сельских поселений и южных регионов, некоторых национальных регионов России также характерен более высокий уровень бедности.

Для большинства многодетных семей и неполных семей нашей страны характерны наивысшие уровни риска и глубины бедности. Более 20% детей проживает в семьях, испытывающих трудности с обновлением одежды и обуви, доступом к медицинской помощи и лекарствам, а 16% детей - проживают в семьях, вынужденных ограничивать питание. Большую долю средств многодетные семьи тратят на питание. В семьях с четырьмя и более детьми доля расходов на эти цели составляет более 50 % в расходах на конечное потребление. С увеличением размера семьи в домохозяйствах с детьми снижается пищевая и энергетическая ценность питания. В некачественном жилье проживает практически каждый пятый ребенок, в том числе каждый третий ребенок в возрасте до одного года.

Доступность социальных услуг для семей с детьми остаётся недостаточной. В социальной работе с семьёй и детьми отсутствует гибкая система своевременной поддержки семьи и организации индивидуальной семейной защиты с целью профилактики семейного неблагополучия на ранних стадиях этого процесса.

Таким образом, уровень и качество жизни семей с детьми, вся социальная и бытовая инфраструктура воспитания детей пока таковы, что не способствуют изменению мотивации к появлению детей более высокой очерёдности рождения.

Повышение уровня жизни семей с детьми требует комплексной государственной политики, направленной на рост доходов родителей, прежде всего, от трудовой деятельности, совершенствования механизмов государственной социальной поддержки, развития системы социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, женщинам и детям, а также изменения отношения к семейным ценностям.

С 2007 года реализуется новый комплекс мер по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются введение материнского (семейного) капитала и значительное увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Несмотря на предпринимаемые усилия и позитивные изменения во многих областях жизнедеятельности российских семей, пока не удается решить многие застарелые проблемы.

Сохраняется на низком уровне среднее число детей в семье. Единая для всей России пронаталистская политика не адекватна реальной остроте проблемы малодетности в центральных и северо-западных регионах России и оказывается излишней с точки зрения стимулирования рождаемости для регионов с высокой рождаемостью и массовой многодетностью.

Вместе с тем, социальная политика поддержки семей с детьми, обеспечения равного доступа детей к образованию и здравоохранению носит дифференцированный характер и зависит от уровня социально-экономического развития региона, что социально несправедливо.

Влияние мер государственной семейной политики на благосостояние семей с детьми пока незначительно и не может конкурировать с мотивацией отказа от рождения детей, не создает значимого прорыва в решении проблемы совмещения занятости и воспитания детей, особенно в условиях социокультурных традиций и стандартов жизни больших городов.

Помимо материальных проблем неудовлетворительно духовно-нравственное состояние определённой части семей с детьми. Это проявляется в ослаблении семейных связей, разводах, снижении ответственности родителей за воспитание детей, росте семейного насилия, значительных масштабах детской безнадзорности и беспризорности, взрослого и детского алкоголизма, наркомании, табакокурения, педофилии, распространения проституции и порнографии.

Целью в области поддержки семьи как естественной среды развития детей является обеспечение экономическими, социальными, правовыми и административными мерами право детей на жизнь в семье, как родной, так и приемной. Особую роль играет поддержка возможностей семьи по воспитанию и содержанию детей, улучшение семейного образа жизни.

Представляется, что главным приоритетом должны быть интересы ребенка, защита его прав и свобод, обеспечение нормального психического и физического развития детей, создание благоприятных условий для их социализации и интеграции в общество.

При этом важно не только количество рожденных детей, но и качество нового человеческого капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: