Гарантии государства в отношении семьи, материнства и детства закреплены Конституцией Российской Федерации.
Основы государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации были заложены в начале 90-х годов. Указами Президента Российской Федерации были утверждены важные программные документы, в том числе «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», «План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы», а также «Основные направления семейной политики» и меры социальной поддержки многодетных семей (Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431).
Кроме того, основные положения государственной семейной политики Российской Федерации закреплены в Гражданском и Семейном кодексах, федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об опеке и попечительстве», «Об образовании», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.
|
|
Дополнительные гарантии защиты социальных и экономических прав граждан обеспечиваются Европейской социальной хартией, подписанной Российской Федерацией в г. Страсбурге 14 сентября 2000 года, и ратифицированной в 2009 году. В частности, это касается сферы трудовых отношений, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, охраны здоровья, получения услуг со стороны социальных служб, равные возможности и условия для женщин и мужчин на занятость и профессии. Хартией также предоставлены гарантии обеспечения прав семьи, матерей и детей на социальную и экономическую защиту.
Современная стратегия государственной политики в отношении детей сформулирована в целом ряде нормативно-правовых документов, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию выделил в качестве приоритета необходимость разработки «эффективной государственной политики в области детства». «Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу». Также отметил, что дети и подростки, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами, и определил это «задачей номер один».
|
|
Необходимо отметить, что усилия государства за последние пять лет способствовали росту рождаемости, снижению смертности населения Российской Федерации и, как следствие, росту ожидаемой продолжительности жизни.
В настоящее время важными инструментами реализации государственной семейной политики и государственной политики в области обеспечения прав детей являются приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Жилище», «Развитие АПК», многочисленные федеральные и региональные целевые программы.
Значительно выросла материальная поддержка семей с детьми, введен «семейный капитал», сократилось число детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях, и увеличилось число детей в замещающих семьях.
Принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая одной из главных задач определила сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.
В части реализации государственной политики по снижению основных угроз национальной безопасности Российской Федерации была утверждена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года и Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы.
Принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая в качестве одного из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны определила создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет обеспечения высоких стандартов жизнеобеспечения.
В соответствии с Указом Президента России в 2008 году был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основная цель деятельности Фонда – поддержка социальных программ и проектов, направленных на решение проблем детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Эффективность функционирования института уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации стала важным импульсом по созданию должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, которая была учреждена Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986.
Несмотря на успехи демографической политики последних лет, Россия стоит на пороге новых серьезных угроз, связанных с тем, что в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин репродуктивного возраста значительно сократится.
В Послании Президента Российской Федерации 2010 года Федеральному Собранию Российской Федерации отмечено, что необходима современная эффективная государственная политика в области детства, отвечающая интересам национального развития страны.
Основные стратегические задачи реализуемых в Российской Федерации мер поддержки семьи, материнства и детства сосредоточены на повышении в общественном сознании ценностей семейного благополучия и значимости детей, социальной поддержке семей с детьми, улучшении репродуктивного здоровья населения.
|
|
Однако, нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.
Признавая в связи с этим необходимость определения приоритетных целей по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии их реализации, усиления социально-правовой защищенности детей, обеспечения их конституционных прав на выживание, защиту и развитие, определяет целесообразность разработки Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года.
Необходимо отметить, что в течение 15 лет в нашей стране дважды предпринимались попытки разработать и утвердить Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации на последующие годы, но документ так и не был принят.
В Заключительных замечаниях Комитета по правам ребенка Организации Объединенных Наций по итогам рассмотрения Доклада, который был представлен Российской Федерацией в соответствии со статьей 44 Конвенции ООН о правах ребенка (Женева, 12-30 сентября 2005 года), в частности говорилось, что «Комитет с озабоченностью отмечает, что с 2000 года государство-участник (Российская Федерация) не имеет общенационального плана действий». В этой связи Комитетом по правам ребенка ООН было «рекомендовано государству-участнику (Российской Федерации) обеспечить охват новой Национальной стратегией и соответствующими планами действий».
Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий, создание благоприятных условий для развития детей.
|
|
II. Цели и задачи Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года.
Национальный плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года (далее – Национальный план) разработан в целях обобщения и оценки состояния проблем в сфере государственной социальной политики в отношении детей в Российской Федерации и призван решить задачи по созданию необходимых правовых, социально-экономических и социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального и познавательного развития детей и реального обеспечения гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России.
Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:
1. Ребенок и семья. Повышение качества жизни семей с детьми.
2. Обеспечение семейного обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Улучшение жилищных условий семей с детьми. Реализация права ребенка на жилье.
4. Охрана здоровья детей; медицинская помощь женщинам и детям.
5. Образование, как основа для получения конкурентно устойчивых профессий.
6. Обеспечение качественного питания детей в образовательных учреждениях.
7. Улучшение социализации и интеграции в общество детей-инвалидов.
8. Место культуры в воспитании детей. Совершенствование духовно-нравственного и творческого развития детей, подростков и юношества.
9. Организация детского досуга и отдыха; повсеместное обеспечение доступа к занятиям физической культурой и спортом.