Франц Реймонд 3 страница

Позд­нее Об­ще­ст­во из­ме­ни­ло свою по­ли­ти­ку по от­но­ше­нию к бра­ку, и че­рез три­на­дцать лет по­сле при­ез­да в Пу­эр­то-Ри­ко, ко­гда мне бы­ло поч­ти 37 лет, я же­нил­ся.

Син­тия, моя же­на, при­сое­ди­ни­лась ко мне в разъ­езд­ной ра­бо­те. Эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия на ост­ро­вах бы­ли тя­же­лы­ми, зна­чи­тель­но ху­же се­го­дняш­них. Мы жи­ли с те­ми, ко­му слу­жи­ли, раз­де­ля­ли с ни­ми их до­миш­ки, в ко­то­рых ино­гда не бы­ло во­до­про­во­да и элек­три­че­ст­ва, и это впо­след­ст­вии серь­ез­но ска­за­лось на здо­ро­вье мо­ей же­ны. Ино­гда у нас по­яв­ля­лась воз­мож­ность ос­та­вать­ся од­ним, но очень ред­ко. Бу­ду­чи мо­ло­ды­ми, мы при­спо­саб­ли­ва­лись к су­ще­ст­вую­щим ус­ло­ви­ям.

Все­го че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев по­сле свадь­бы, ко­гда мы слу­жи­ли на ма­лень­ком ост­ро­ве, же­на силь­но за­бо­ле­ла га­ст­ро­эн­те­ри­том, оче­вид­но, от пло­хой во­ды и не­све­жей пи­щи. Дом, где мы жи­ли, при­над­ле­жал ми­лой суп­ру­же­ской че­те из Вест-Ин­дии с оча­ро­ва­тель­ны­ми деть­ми. К со­жа­ле­нию, в до­ме бы­ло пол­но та­ра­ка­нов, ко­то­рые у мо­ей же­ны вы­зы­ва­ли па­ни­че­ский ужас. Ве­че­ром, пе­ред тем как опус­тить мос­кит­ную сет­ку, мы ре­гу­ляр­но про­ве­ря­ли кро­вать, нет ли там этих чу­до­вищ. Я по­доз­ре­вал, что боль­шая ко­роб­ка с оде­ж­дой, сто­яв­шая в уг­лу, слу­жи­ла им при­бе­жи­щем. Од­на­ж­ды я взял сред­ст­во от на­се­ко­мых, по­до­шел к ко­роб­ке и при­под­нял верх­ний слой оде­ж­ды. Я тут же опус­тил его, по­то­му что в ко­роб­ке ко­по­ши­лись, как мне по­ка­за­лось, сот­ни ма­лень­ких та­ра­ка­нов, и я по­нял, что оп­ры­ски­ва­ние за­ста­вит их раз­бе­жать­ся по все­му до­му. Вдо­ба­вок к это­му, ка­ж­дую ночь на­шу кух­ню (ко­то­рая бы­ла ря­дом с на­шей ком­на­той и един­ст­вен­ным туа­ле­том) по­се­ща­ла боль­шая кры­са — дос­та­точ­но боль­шая, что­бы пе­ре­дви­гать на пол­ках кон­серв­ные бан­ки.

Га­ст­ро­эн­те­рит у мо­ей же­ны стал со­про­во­ж­дать­ся силь­ной диа­ре­ей и по­сто­ян­ной рво­той. Мне уда­лось от­вез­ти ее к един­ст­вен­но­му на ост­ро­ве вра­чу, и укол не­на­дол­го ос­та­но­вил рво­ту. Ве­че­ром то­го же дня она во­зоб­но­ви­лась, и все это вку­пе с не­пре­кра­щаю­щей­ся диа­ре­ей до­ве­ло Син­тию поч­ти до пол­но­го обез­во­жи­ва­ния ор­га­низ­ма. Я про­бе­жал око­ло ми­ли, что­бы раз­бу­дить док­то­ра, и в его джи­пе мы при­вез­ли мою же­ну в ма­лень­кую кли­ни­ку. Ее ве­ны поч­ти со­всем про­па­ли, и мед­се­ст­ры дол­го пы­та­лись по­пасть в них иг­лой, что­бы вве­сти са­ли­но­вый рас­твор. Че­рез не­сколь­ко дней она смог­ла вы­пи­сать­ся, но ее здо­ро­вье так ни­ко­гда и не вос­ста­но­ви­лось пол­но­стью. Позд­нее к это­му до­ба­ви­лась ме­ст­ная па­ра­зи­ти­че­ская ин­фек­ция (хлы­сто­вик).

Мы про­дол­жа­ли разъ­езд­ную ра­бо­ту до 1961 го­да, а за­тем нас пе­ре­ве­ли в До­ми­ни­кан­скую Рес­пуб­ли­ку. Дик­та­тор Тру­хи­льо был убит не­за­дол­го до на­ше­го при­ез­да.

В те­че­ние поч­ти пя­ти лет жиз­ни в этой стра­не мы бы­ли сви­де­те­ля­ми па­де­ния че­ты­рех раз­ных пра­ви­тельств, а в ап­ре­ле 1965 го­да — вой­ны, глав­ные со­бы­тия ко­то­рой про­ис­хо­ди­ли воз­ле сто­ли­цы, где мы жи­ли. Боль­шин­ст­во аме­ри­кан­цев и дру­гих ино­стран­ных под­дан­ных ос­та­ви­ло стра­ну. У на­шей мис­сио­нер­ской груп­пы не бы­ло ни ма­лей­ше­го же­ла­ния по­ки­дать до­ми­ни­кан­ских Сви­де­те­лей Ие­го­вы и бро­сать свое на­зна­че­ние, так что мы уз­на­ли, что та­кое во­ен­ное вре­мя.

Но­чи бы­ли на­пол­не­ны трес­ком со­тен ав­то­ма­тов и пу­ле­ме­тов, ухань­ем ра­кет­ниц и тя­же­лых ору­дий.

Днем бит­ва ути­ха­ла, и мож­но бы­ло вы­брать­ся на­ру­жу и за­нять­ся ка­кой-ни­будь дея­тель­но­стью, хо­тя ино­гда нас бу­к­валь­но при­жи­ма­ло к зем­ле пе­ре­стрел­ка­ми ав­то­мат­но­го ог­ня. До сих пор я хо­чу уз­нать, как близ­ко долж­на про­ле­теть над го­ло­вой пу­ля, что­бы мож­но бы­ло ус­лы­шать ее от­чет­ли­вое жуж­жа­ние, как от рас­сер­жен­ных пчел. Один сол­дат по­ста­рал­ся уте­шить ме­ня: «Об этом не на­до бес­по­ко­ить­ся. Ту, ко­то­рая те­бя убь­ет, ты не ус­лы­шишь».

Ос­тав­шие­ся 15 лет пол­но­вре­мен­но­го слу­же­ния бы­ли со­вер­шен­но дру­ги­ми, так как я про­вел их в ме­ж­ду­на­род­ном глав­ном управ­ле­нии в Брук­ли­не, (Нью-Йорк). Я опи­сал пре­ды­ду­щие (до 1965) го­ды так под­роб­но по­то­му, что они в не­ко­то­рой сте­пе­ни на­по­ми­на­ют сло­ва апо­сто­ла, ко­то­рые он при­вел в до­ка­за­тель­ст­во под­лин­но­сти сво­его слу­же­ния Бо­гу и Хри­сту:

Мы во всем про­яв­ля­ем се­бя ис­тин­ны­ми слу­жи­те­ля­ми Бо­га: тер­пе­ли­во и стой­ко пе­ре­но­сим бе­ды, ну­ж­ду, не­сча­стья.

В по­сле­дую­щих сло­вах он не упо­ми­на­ет о сво­их про­по­ве­дях, о тех ог­ром­ных тол­пах, к ко­то­рым об­ра­щал­ся, не при­во­дит при­ме­ров под­ви­гов вос­пи­та­ния боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ве­рую­щих19.

Я со­вер­шен­но не хо­чу ска­зать, что пе­ре­нес боль­ше ис­пы­та­ний, чем дру­гие мис­сио­не­ры Сви­де­те­лей Ие­го­вы или дру­гих ре­ли­гий. Это со­об­ще­ние про­сто пред­ло­же­но чи­та­те­лю, что­бы дать воз­мож­ность оп­ре­де­лить от­но­си­тель­ную цен­ность это­го опы­та. Я ду­маю, это мо­жет по­мочь дать оцен­ку ин­фор­ма­ции, ко­то­рая бу­дет из­ло­же­на на по­сле­дую­щих стра­ни­цах.

ОБ­СТОЯ­ТЕЛЬ­СТ­ВА И ПО­СЛЕД­СТ­ВИЯ

«Мы не мо­жем не го­во­рить то­го, что ви­де­ли и слы­ша­ли»

(Дея­ния 4:20, Си­но­даль­ный пе­ре­вод).

То, что я уви­дел, ус­лы­шал и пе­ре­жил за эти 15 лет, ока­за­ло на ме­ня силь­ное влия­ние. Я не ве­даю, сов­па­дет ли ре­ак­ция чи­та­те­ля с мо­ей, но в од­ном я уве­рен: не зная об этом раз­ви­тии со­бы­тий, ни­кто не смо­жет по­нять, что же при­ве­ло ме­ня к си­туа­ции кри­зи­са. Здесь уме­ст­на прит­ча: «Пре­ж­де, чем от­ве­чать, дай лю­дям до­го­во­рить до кон­ца, то­гда те­бе не бу­дет стыд­но, и ты не бу­дешь вы­гля­деть глу­по»20.

За год до вой­ны в До­ми­ни­кан­ской Рес­пуб­ли­ке я по­се­тил де­ся­ти­ме­сяч­ный курс в Шко­ле Га­ла­ад. Не­за­дол­го до это­го я пе­ре­нес при­ступ тро­пи­че­ской ли­хо­рад­ки, по­сле ко­то­ро­го мои нер­вы обо­ст­ри­лись до пре­де­ла21. По за­вер­ше­нии кур­са пре­зи­дент Об­ще­ст­ва Н. X. Норр пред­ло­жил мне ос­та­вить слу­же­ние в рай­оне Ка­риб­ско­го мо­ря и вме­сте с же­ной прие­хать в ме­ж­ду­на­род­ное глав­ное управ­ле­ние в Брук­ли­не (на­зы­вае­мое Ве­фи­лем), где я дол­жен был на­чать ра­бо­ту в пи­са­тель­ском от­де­ле. Не со­мне­ва­ясь в том, что мно­гие по­счи­та­ли бы та­кое на­зна­че­ние за честь, я, от­кро­вен­но го­во­ря, не хо­тел уез­жать. В раз­го­во­ре с бра­том Нор­ром я объ­яс­нил, на­сколь­ко по ду­ше мне мое слу­же­ние, лю­ди, ра­бо­та. По-ви­ди­мо­му, та­кой от­вет был вос­при­нят как не­дос­та­ток при­зна­тель­но­сти за пред­ло­жен­ную воз­мож­ность; Норр вы­гля­дел не­сколь­ко оби­жен­ным. То­гда я ска­зал, что про­сто хо­чу, что­бы он знал о мо­их чув­ст­вах, о том, как я люб­лю свою мис­сио­нер­скую ра­бо­ту, а так­же что при­ни­маю но­вое на­зна­че­ние.

Че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев по­сле пе­ре­ез­да, ко­гда я уже кое-что на­пи­сал, пре­зи­дент Норр при­вел ме­ня в ка­би­нет, где на сто­ле бы­ли на­ва­ле­ны пап­ки с от­пе­ча­тан­ны­ми ма­те­риа­ла­ми, и по­про­сил ме­ня за­нять­ся со­став­ле­ни­ем биб­лей­ско­го сло­ва­ря. Ма­те­риа­лы эти поя­ви­лись в ре­зуль­та­те ра­бо­ты 250 че­ло­век из раз­ных угол­ков ми­ра. За­да­ния бы­ли по­ру­че­ны лю­дям, ко­то­рые за­ни­ма­ли ка­кое-ли­бо по­ло­же­ние в ор­га­ни­за­ции (слу­жа­щие фи­лиа­лов, над­зи­ра­те­ли фаб­рик и т. д.). У очень не­мно­гих из них был ли­те­ра­тур­ный опыт, и еще мень­ше лю­дей име­ли на­вык и вре­мя, не­об­хо­ди­мые для ра­бо­ты в биб­лио­те­ке. Мне ка­жет­ся, мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что 90 про­цен­тов при­слан­ных ма­те­риа­лов так и не бы­ли ис­поль­зо­ва­ны.

Я на­чал со ста­тьи «Аа­рон», про­дол­жил сло­ва­ми «Аа­ро­но­вы по­том­ки», «Ав», «Авад­дон» и т. д., но вско­ре ста­ло оче­вид­но, что по­ру­чать та­кую ра­бо­ту од­но­му че­ло­ве­ку, по мень­шей ме­ре, не­прак­тич­но. Сна­ча­ла на нее так­же на­зна­чи­ли од­но­го из ди­рек­то­ров Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни Лай­ма­на Су­инг­ла; вско­ре по­сле это­го к нам при­сое­ди­нил­ся Эд­вард Дан­лэп — сек­ре­тарь Шко­лы Га­ла­ад. По­сте­пен­но в груп­пу во­шли Рейн­хард Ленг­тат и Джон Уи­шук из слу­жеб­но­го и пи­са­тель­ско­го от­де­лов со­от­вет­ст­вен­но. Вре­мя от вре­ме­ни свой вклад вно­си­ли и дру­гие лю­ди, но мы впя­те­ром ра­бо­та­ли над этим за­да­ни­ем до тех пор, по­ка че­рез пять лет не был за­вер­шен спра­воч­ник в 1696 стра­ниц под на­зва­ни­ем «По­мощь для по­ни­ма­ния Биб­лии»22.

В са­мом на­ча­ле ра­бо­ты пре­зи­дент Норр вы­ска­зал по­же­ла­ние, оп­ре­де­лив­шее наш под­ход к пред­ме­ту. В раз­го­во­ре с на­ми он ска­зал: «Мы толь­ко хо­тим пред­ста­вить то, что го­во­рит Биб­лия; не нуж­но под­ни­мать все пуб­ли­ка­ции Об­ще­ст­ва».

Как мы по­ня­ли позд­нее, он имел в ви­ду, что ра­бо­ту нуж­но за­вер­шить бы­ст­ро и ре­зуль­та­том ее долж­но быть не­что не­боль­шое, «кар­ман­ный спра­воч­ник», как он объ­яс­нил в даль­ней­шем. Для то­го, что­бы про­сто пе­ре­ска­зать, что го­во­рит Биб­лия по то­му или ино­му пред­ме­ту, с очень не­боль­ши­ми по­яс­не­ния­ми, для ра­бо­ты в биб­лио­те­ке и для по­ис­ка ли­те­ра­ту­ры и нуж­ных све­де­ний тре­бо­ва­лось ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ст­во вре­ме­ни.

Мы его не со­всем пра­виль­но по­ня­ли и ре­ши­ли, что долж­ны стре­мить­ся по­ка­зать, что Биб­лия го­во­рит на са­мом де­ле, и не чув­ст­во­ва­ли се­бя обя­зан­ны­ми в точ­но­сти сле­до­вать на­пи­сан­но­му в пуб­ли­ка­ци­ях Об­ще­ст­ва. В ре­зуль­та­те поя­ви­лось не­что, зна­чи­тель­но от­ли­чав­шее­ся от за­ду­ман­но­го. Поч­ти все ма­те­риа­лы, при­слан­ные 250 ра­бот­ни­ка­ми, пред­став­ля­ли ин­фор­ма­цию со­глас­но «при­ня­тым взгля­дам» из ли­те­ра­ту­ры Об­ще­ст­ва. На­ша ра­бо­та час­то вы­яв­ля­ла не­со­от­вет­ст­вия.

Фред Френц, ви­це-пре­зи­дент Об­ще­ст­ва, счи­тал­ся в ор­га­ни­за­ции ве­ду­щим уче­ным, зна­то­ком Биб­лии. Не­сколь­ко раз я за­хо­дил к не­му с во­про­са­ми. К мо­ему удив­ле­нию, он час­то от­сы­лал ме­ня к биб­лей­ским ком­мен­та­ри­ям, го­во­ря: «А по­че­му бы те­бе не по­смот­реть, что по это­му по­во­ду ду­ма­ет Адам Кларк или Кук?», или, ес­ли речь шла, в ос­нов­ном, о ев­рей­ских пи­са­ни­ях, «А что го­во­рит­ся в ком­мен­та­ри­ях Сон­чи­но»?

В на­шей ве­филь­ской биб­лио­те­ке мно­го по­лок бы­ло за­пол­не­но та­ки­ми ком­мен­та­рия­ми. Од­на­ко, по­сколь­ку они бы­ли со­став­ле­ны уче­ны­ми, ис­по­ве­дую­щи­ми иные ре­ли­гии, я, да и дру­гие, не при­да­ва­ли им боль­шо­го зна­че­ния и от­но­си­лись к ним с не­ко­то­рым со­мне­ни­ем и да­же не­до­ве­ри­ем. Ис­поль­зо­вать эти ком­мен­та­рии, по не­сколь­ко воль­но­му вы­ра­же­нию стар­ше­го чле­на пи­са­тель­ско­го от­де­ла Кар­ла Клей­на, оз­на­ча­ло «при­кла­ды­вать­ся к сос­цам Ва­ви­ло­на Ве­ли­ко­го», им­пе­рии лже­ре­ли­гии, пред­став­лен­но­го, со­глас­но оп­ре­де­ле­нию Об­ще­ст­ва, ве­ли­кой блуд­ни­цей из От­кро­ве­ния23.

Од­на­ко, чем боль­ше я об­ра­щал­ся к этим ком­мен­та­ри­ям, тем силь­нее ме­ня по­ра­жа­ло твер­дое убе­ж­де­ние в бо­го­дух­но­вен­но­сти Пи­са­ния, ко­то­рую вы­ра­жа­ло их по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во. Еще бо­лее по­тряс­ло ме­ня то, что, хо­тя не­ко­то­рые ком­мен­та­рии бы­ли на­пи­са­ны еще в XVIII ве­ке, ин­фор­ма­ция в них, в ос­нов­ном, бы­ла очень точ­ной и по­лез­ной. Я не мог не срав­ни­вать их с на­ши­ми соб­ст­вен­ны­ми пуб­ли­ка­ция­ми, ко­то­рые час­то за не­сколь­ко лет ус­та­ре­ва­ли и пе­ре­ста­ва­ли из­да­вать­ся. Не то, что­бы эти ком­мен­та­рии ка­за­лись мне аб­со­лют­но не­по­гре­ши­мы­ми, но их твер­дая убе­ж­ден­ность пе­ре­ве­ши­ва­ла все слу­чай­ные мо­мен­ты, ко­то­рые я счи­тал оши­боч­ны­ми.

Те­перь я еще боль­ше стал по­ни­мать, на­сколь­ко ва­жен кон­текст для по­ни­ма­ния зна­че­ния лю­бой час­ти Пи­са­ния, и, по-ви­ди­мо­му, то же на­ча­ли по­ни­мать и дру­гие чле­ны груп­пы, по­сто­ян­но ра­бо­тав­шие над соз­да­ни­ем кни­ги. Мы так­же осоз­на­ли, что долж­ны чер­пать оп­ре­де­ле­ния из са­мой Биб­лии, а не про­сто по­ла­гать­ся на по­яс­не­ния тол­ко­во­го сло­ва­ря. Мы на­ча­ли ча­ще поль­зо­вать­ся ев­рей­ски­ми и гре­че­ски­ми сло­ва­ря­ми из Ве­филь­ской биб­лио­те­ки, а так­же сим­фо­ния­ми, ос­но­ван­ны­ми на сло­вах язы­ка-ори­ги­на­ла, а не на анг­лий­ских пе­ре­во­дах.

Это не толь­ко обо­га­ти­ло на­ши по­зна­ния, но и сми­ри­ло нас, так как мы осоз­на­ли, что на­ше по­ни­ма­ние Пи­са­ния ока­за­лось ме­нее глу­бо­ким, чем мы ду­ма­ли, и что мы от­нюдь не бы­ли зна­то­ка­ми Биб­лии, ка­ки­ми счи­та­ли се­бя. Я лич­но в те­че­ние пре­ды­ду­щих 25 лет так на­пря­жен­но ра­бо­тал, что, хо­тя и чи­тал всю Биб­лию не­сколь­ко раз, у ме­ня ни­ко­гда не бы­ло воз­мож­но­сти серь­ез­но и тща­тель­но изу­чать Пи­са­ние. Да я и не чув­ст­во­вал в этом ну­ж­ды, так как по­ла­гал, что за ме­ня это де­ла­ют дру­гие. Те два кур­са, ко­то­рые я про­слу­шал в Шко­ле Га­ла­ад, бы­ли на­столь­ко на­сы­щен­ны­ми, что ос­тав­ля­ли ма­ло вре­ме­ни для раз­мыш­ле­ния, не­спеш­но­го изу­че­ния и ана­ли­за.

Те­перь же очень кста­ти ока­за­лось то, что у нас бы­ли вре­мя и дос­туп к до­пол­ни­тель­ным биб­лей­ским спра­воч­ни­кам, сло­ва­рям, сим­фо­ни­ям на ев­рей­ском и гре­че­ском язы­ках и т. д. Но все из­ме­ни­ло имен­но то, что мы ви­де­ли не­об­хо­ди­мость все­гда по­зво­лять кон­тек­сту вес­ти нас, са­мо­му Пи­са­нию управ­лять на­ми. На­ши взгля­ды не из­ме­ни­лись за од­ну ночь, но с го­да­ми по­сте­пен­но уг­луб­ля­лось осоз­на­ние важ­ной по­треб­но­сти по­зво­лить Сло­ву Божь­е­му го­во­рить во всей пол­но­те. Я по­ни­мал, по­че­му эти ком­мен­та­рии 100- и 200-лет­ней дав­но­сти из Ве­филь­ской биб­лио­те­ки ока­за­лись срав­ни­тель­но не­ста­рею­щи­ми по сво­ей цен­но­сти. Уже то, что они рас­смат­ри­ва­ли Пи­са­ние стих за сти­хом, бо­лее или ме­нее обя­зы­ва­ло их при­дер­жи­вать­ся кон­тек­сту­аль­но­го зна­че­ния и тем са­мым в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни удер­жи­ва­ло от ук­ло­не­ния в сек­тант­ские взгля­ды или от по­ле­тов во­об­ра­же­ния при тол­ко­ва­нии.

Сре­ди ста­тей, ко­то­рые, по по­ру­че­нию Кар­ла Адам­са, дол­жен был на­пи­сать я, бы­ли ста­тьи «Стар­ший муж­чи­на [ста­рей­ши­на]» и «Над­зи­ра­тель». Все, что мне бы­ло да­но, это эти два на­зва­ния; не бы­ло ни­ка­ких ука­за­ний или ре­ко­мен­да­ций, как вес­ти ра­бо­ту. По­смот­ри­те те­перь, как опи­сы­ва­ет­ся эта си­туа­ция в кни­ге об ис­то­рии ор­га­ни­за­ции, («Сви­де­те­ли Ие­го­вы — воз­ве­ща­те­ли Цар­ст­ва Бо­га», с. 233) опуб­ли­ко­ван­ной в 1993 го­ду (англ.):

Рост с не­обы­чай­ной ско­ро­стью

Ко­гда под над­зо­ром Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та про­во­ди­лись ис­сле­до­ва­ния для под­го­тов­ки спра­воч­ни­ка «По­мощь для по­ни­ма­ния Биб­лии», вни­ма­ние сно­ва бы­ло при­вле­че­но к то­му, как бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но хри­сти­ан­ское со­б­ра­ние в пер­вом ве­ке. Бы­ло про­ве­де­но тща­тель­ное ис­сле­до­ва­ние та­ких биб­лей­ских тер­ми­нов, как «стар­ший муж­чи­на», «над­зи­ра­тель» и «слу­жи­тель». Мог­ла ли со­вре­мен­ная ор­га­ни­за­ция Сви­де­те­лей Ие­го­вы точ­нее со­от­вет­ст­во­вать об­раз­цу, со­хра­нен­но­му для ру­ко­во­дства в Пи­са­нии?

Слу­жи­те­ли Ие­го­вы бы­ли ис­пол­не­ны ре­ши­мо­сти про­дол­жать под­чи­нять­ся Божь­е­му ру­ко­во­дству. На се­рии об­ла­ст­ных кон­грес­сов, про­ве­ден­ных в 1971 го­ду, бы­ло при­вле­че­но вни­ма­ние к уст­рой­ст­ву по ру­ко­во­дству в ран­нем хри­сти­ан­ском со­б­ра­нии. Бы­ло по­ка­за­но, что тер­мин пресбúтерос (стар­ший муж­чи­на, ста­рей­ши­на) ис­поль­зу­ет­ся в Биб­лии с од­ной сто­ро­ны не толь­ко при­ме­ни­тель­но к по­жи­лым лю­дям, а с дру­гой — не ко всем ду­хов­но зре­лым лю­дям в со­б­ра­нии. В осо­бен­но­сти оно ис­поль­зо­ва­лось в офи­ци­аль­ном смыс­ле для опи­са­ния над­зи­ра­те­лей со­б­ра­ния (Де­ян. 11:30; 1 Тим. 5:17; 1 Пет. 5:1—3). Они бы­ли на­зна­чае­мы на свое слу­же­ние в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми, ко­то­рые ста­ли ча­стью вдох­нов­лен­но­го Пи­са­ния (Де­ян. 14:23; 1 Тим. 3:1—7; Ти­ту 1:5—9). При на­ли­чии дос­та­точ­но­го ко­ли­че­ст­ва со­от­вет­ст­вую­щих тре­бо­ва­ни­ям муж­чин, в со­б­ра­ни­ях бы­ло не­сколь­ко ста­рей­шин (Де­ян. 20:17; Фил. 1:1). Они со­став­ля­ли «со­вет ста­рей­шин», у ка­ж­до­го из них бы­ло оди­на­ко­вое офи­ци­аль­ное по­ло­же­ние, и ни­кто из них не был на­де­лен в со­б­ра­нии боль­ши­ми пол­но­мо­чия­ми или зна­чи­мо­стью (1 Тим.4:14). Бы­ло так­же объ­яс­не­но, что для по­мо­щи ста­рей­ши­нам бы­ли на­зна­чае­мы «слу­жеб­ные по­мощ­ни­ки», в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми, из­ло­жен­ны­ми апо­сто­лом Пав­лом (1 Тим. 3:8—10, 12, 13).

Со­от­вет­ст­вен­но это­му, бы­ли при­ло­же­ны уси­лия, что­бы ор­га­ни­за­ция еще боль­ше со­от­вет­ст­во­ва­ла биб­лей­ско­му об­раз­цу.

При­ве­ден­ная здесь кар­ти­на зна­чи­тель­но ис­ка­же­на, что­бы про­из­ве­сти лож­ное впе­чат­ле­ние. Го­во­рит­ся, что ис­сле­до­ва­ния, по­пав­шие в «По­мощь для по­ни­ма­ния Биб­лии» про­во­ди­лись «под над­зо­ром Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та», пе­ре­да­ет­ся мысль о сла­жен­но­сти ра­бо­ты под ру­ко­во­дством лю­дей, го­ря­чо стре­мя­щих­ся при­вес­ти по­ло­же­ние ве­щей в со­гла­сие с Пи­са­ни­ем. В дей­ст­ви­тель­но­сти, про­ект по на­пи­са­нию кни­ги на­чал­ся и про­во­дил­ся под над­зо­ром пре­зи­ден­та об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни, Ней­та­на Нор­ра, а не Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та. И хо­тя он пред­ло­жил на­чать ра­бо­ту, его не­по­сред­ст­вен­ное ру­ко­во­дство бы­ло очень от­да­лен­ным и ог­ра­ни­чен­ным, так как в дей­ст­ви­тель­но­сти про­ек­том ру­ко­во­дил Карл Адамс, над­зи­ра­тель пи­са­тель­ско­го ко­ми­те­та. Норр не за­ни­мал­ся ни под­го­тов­кой спи­ска ста­тей, ко­то­рые долж­ны бы­ли быть вклю­че­ны в кни­гу, ни на­зна­че­ни­ем их тем или иным лю­дям, ни их на­пи­са­ни­ем. Все на­зна­че­ния и вы­бор ста­тей ис­хо­ди­ли от Кар­ла Адам­са.

Адамс не был чле­ном Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, и, ес­ли уж на то по­шло, не при­чис­лял се­бя к тем, ко­го на­зы­ва­ют «по­ма­зан­ни­ка­ми».

Из всех, кто лич­но и на­пря­мую уча­ст­во­вал в ис­сле­до­ва­ни­ях и на­пи­са­нии ста­тей для спра­воч­ни­ка «По­мощь», толь­ко Лай­ма­на Су­инг­ла из со­ве­та ди­рек­то­ров кор­по­ра­ции мож­но бы­ло счи­тать «чле­ном Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та». И ему за­да­ния на­зна­чал Карл Адамс, и Кар­лу же Су­ингл от­да­вал на­пи­сан­ные ста­тьи для ре­дак­ти­ро­ва­ния и одоб­ре­ния, что, впро­чем, мож­но бы­ло ска­зать и об ос­таль­ных из нас. Ней­тан Норр и Фред Френц ино­гда чи­та­ли не­ко­то­рые уже за­кон­чен­ные ста­тьи, но, опять же, Карл Адамс сам ре­шал, ка­кие ста­тьи да­вать им на про­чте­ние, и та­ких бы­ло очень не­мно­го.

Как уже го­во­ри­лось, мне бы­ло по­ру­че­но на­пи­сать ста­тьи «Стар­ший муж­чи­на [ста­рей­ши­на]» и «Над­зи­ра­тель» и все, что мне бы­ло да­но, это эти за­глав­ные сло­ва. Я в то вре­мя чле­ном Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та не был, и на­пи­сан­ное мною не яв­ля­лось от­кли­ком на ука­за­ния от это­го Со­ве­та, или да­же от Кар­ла Адам­са. Мой дя­дя, Фред Френц, внес свой вклад, но это про­изош­ло по мо­ей ини­циа­ти­ве, а его по­сле­дую­щие дей­ст­вия ка­за­лись, в сущ­но­сти, от­ка­зом от это­го вкла­да. Ста­ло впол­не оче­вид­но, что ре­зуль­та­ты про­ве­ден­ных мной ис­сле­до­ва­ний бы­ли не­ожи­дан­ны­ми, да­же не впол­не же­ла­тель­ны­ми и для Ней­та­на Нор­ра, и для Фре­да Френ­ца.

Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что си­туа­ция со ста­рей­ши­на­ми и управ­ле­ни­ем в со­б­ра­нии в биб­лей­ские вре­ме­на очень от­ли­ча­лись от той, что бы­ла при­ня­та у Сви­де­те­лей Ие­го­вы, имев­шей бо­лее или ме­нее «мо­нар­хи­че­ский» ук­лад. Ка­ж­дое со­б­ра­ние на­хо­ди­лось под над­зо­ром од­но­го че­ло­ве­ка, «слу­жи­те­ля со­б­ра­ния» или «над­зи­ра­те­ля со­б­ра­ния». Тер­мин «над­зи­ра­тель» от­но­сил­ся толь­ко к не­му, а все ос­таль­ные счи­та­лись его по­мощ­ни­ка­ми. Биб­лей­ское уст­рой­ст­во «со­ве­тов ста­рей­шин» бы­ло уп­разд­не­но в 1932 го­ду Ру­тер­фор­дом из-за не­дос­та­точ­но­го уча­стия не­ко­то­рых ста­рей­шин в оп­ре­де­лен­ных про­грам­мах и ини­циа­ти­вах Об­ще­ст­ва24. По­ло­же­ние пре­зи­ден­та да­ва­ло Ру­тер­фор­ду та­кую власть, и всем со­б­ра­ни­ям бы­ло пред­ло­же­но про­го­ло­со­вать за рос­пуск со­ве­тов ста­рей­шин и их за­ме­ну на «слу­жеб­ных ди­рек­то­ров», на­зна­чае­мых Об­ще­ст­вом. В те­че­ние сле­дую­щих со­ро­ка лет в со­б­ра­ни­ях не бы­ло со­ве­тов ста­рей­шин. Вот по­че­му в из­дан­ном Об­ще­ст­вом в 1950 го­ду пе­ре­во­де Биб­лии («Пе­ре­вод но­во­го ми­ра») вме­сто по­ня­тия «ста­рей­ши­ны» по­сле­до­ва­тель­но ис­поль­зо­ва­лось сло­во­со­че­та­ние «стар­шие муж­чи­ны», так как по­ло­же­ние «ста­рей­ши­ны» в то вре­мя на­хо­ди­лось в офи­ци­аль­ной не­ми­ло­сти25.

Не­сколь­ко встре­во­жен­ный ре­зуль­та­та­ми ис­сле­до­ва­ния, я при­нес сви­де­тель­ст­ва дя­де. Его от­вет был пол­ной не­ожи­дан­но­стью. «Не пы­тай­ся по­нять Пи­са­ние на ос­но­ве то­го, что ты ви­дишь се­го­дня в ор­га­ни­за­ции», — ска­зал он и до­ба­вил: «Со­хра­ни кни­гу По­мощь чис­той». Я все­гда счи­тал ор­га­ни­за­цию един­ст­вен­ным Божь­им ка­на­лом для рас­про­стра­не­ния ис­ти­ны, и по­это­му та­кой со­вет зву­чал, по мень­шей ме­ре, не­обыч­но. Ко­гда я ука­зал ему на то, что в пе­ре­во­де Дея­ний, сде­лан­ном Об­ще­ст­вом, в ст. 23 гла­вы 14 в свя­зи с на­зна­че­ни­ем ста­рей­шин яв­но бы­ли до­бав­ле­ны сло­ва «на эту долж­ность», и это не­сколь­ко из­ме­ня­ло из­на­чаль­ный смысл, он ска­зал: «По­че­му бы те­бе не про­ве­рить это в ка­ких-ни­будь дру­гих пе­ре­во­дах, не та­ких тен­ден­ци­оз­ных»26? Я ушел из его ка­би­не­та, раз­мыш­ляя, на са­мом ли де­ле я слы­шал это. Позд­нее мне при­шлось не раз на­по­ми­нать ему об этих вы­ска­зы­ва­ни­ях на за­се­да­ни­ях Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та.

Сто­ит при­знать, этот раз­го­вор очень по­вли­ял на мой под­ход к Пи­са­нию. Ме­ня по­ра­зи­ло це­ло­ст­ное вос­при­ятие ис­ти­ны Пи­са­ния, ко­то­рое бы­ло вид­но из этих за­ме­ча­ний дя­ди. Тем не ме­нее, его ко­неч­ная ре­ак­ция на ре­зуль­та­ты ра­бо­ты обес­по­кои­ла и оза­да­чи­ла ме­ня.

За­кон­чив ста­тьи «Ста­рей­ши­ны» и «Над­зи­ра­тель», я сдал их для ре­цен­зии. Обыч­но пре­зи­дент Ней­тан Норр и ви­це-пре­зи­дент Фред Френц ста­тей не чи­та­ли. Од­на­ко Карл Адамс, гла­ва ли­те­ра­тур­но­го от­де­ла, рас­ска­зал мне, что, про­чи­тав пред­став­лен­ную мной ин­фор­ма­цию, он при­шел к бра­ту Нор­ру и ска­зал: «Мне ка­жет­ся, те­бе нуж­но это про­чи­тать. Это мно­гое ме­ня­ет».

Вер­нем­ся сей­час к со­об­ще­нию из кни­ги «Сви­де­те­ли Ие­го­вы — воз­ве­ща­те­ли Цар­ст­ва Бо­га». Вто­рой аб­зац по­сле под­за­го­лов­ка «Рост с не­обы­чай­ной ско­ро­стью» в сущ­но­сти крат­ко сум­ми­ру­ет со­дер­жа­ние пред­ло­жен­ных мной ста­тей — в этом мож­но убе­дить­ся, ес­ли срав­нить со­дер­жа­ние аб­за­ца с тем, что из­ло­же­но в кни­ге «По­мощь». (Един­ст­вен­ное ис­клю­че­ние со­сто­ит в том, что я не де­лал та­ко­го упо­ра на «офи­ци­аль­ное по­ло­же­ние» ста­рей­шин.) Ко­неч­но, я не ожи­дал, что ав­тор (или ав­то­ры) кни­ги «Воз­ве­ща­те­ли» упо­мя­нет, кто имен­но на­пи­сал те ста­тьи для спра­воч­ни­ка «По­мощь». Но в этом аб­за­це и в на­ча­ле сле­дую­ще­го чи­та­те­лю со­об­ща­ет­ся, что ста­тьи бы­ли встре­че­ны с го­тов­но­стью, и что поч­ти не­мед­лен­но бы­ло при­ня­то ре­ше­ние при­вес­ти все в со­гла­сие с биб­лей­ским об­раз­цом. Как об­стоя­ли де­ла на са­мом де­ле?

Как мне рас­ска­зал Карл Адамс, про­смот­рев ма­те­ри­ал, Норр при­шел в ка­би­нет Фре­да Френ­ца и до­воль­но взвол­но­ван­но ска­зал: «Что это зна­чит? Что же, нам при­дет­ся все ме­нять сей­час, по­сле столь­ких лет»? Фред Френц от­ве­тил, что, по его мне­нию, это не обя­за­тель­но. Су­ще­ст­вую­щий по­ря­док мож­но ос­та­вить без осо­бых за­труд­не­ний.

Ко­гда Карл Адамс позд­нее со­об­щил мне об этом, мне это по­ка­за­лось не­ве­ро­ят­ным, осо­бен­но в све­те на­ше­го с дя­дей пре­ды­ду­ще­го раз­го­во­ра. Я чув­ст­во­вал, что дол­жен по­го­во­рить с ним и од­на­ж­ды ве­че­ром за­шел в его ком­на­ту с во­про­са­ми. Он под­твер­дил, что не чув­ст­ву­ет не­об­хо­ди­мо­сти про­во­дить из­ме­не­ния. Зная о том, что на­ша кни­га бу­дет из­да­на и по­па­дет к брать­ям бли­жай­шим ле­том на об­ла­ст­ных кон­грес­сах, я спро­сил, что он ду­ма­ет об эф­фек­те, ко­то­рый про­из­ве­дет на них сви­де­тель­ст­во о том, что в со­б­ра­ни­ях пер­во­го сто­ле­тия бы­ли ста­рей­ши­ны, из ко­то­рых ка­ж­дый слу­жил в ка­че­ст­ве над­зи­ра­те­ля, а так­же мысль о том, что мы не со­би­ра­ем­ся сле­до­вать при­ме­ру Пи­са­ния?

Он спо­кой­но от­ве­тил, что, по его мне­нию, это не вы­зо­вет про­блем, что су­ще­ст­вую­щий по­ря­док мож­но «при­спо­со­бить» к ин­фор­ма­ции в кни­ге. Я вы­ра­зил глу­бо­кое опа­се­ние, что по­доб­ное не­бреж­ное от­но­ше­ние к биб­лей­ско­му пре­це­ден­ту мо­жет вы­звать бес­по­кой­ст­во брать­ев. За­щи­щая свою по­зи­цию, он рас­ска­зал, как бра­тья пре­ды­ду­щих де­ся­ти­ле­тий объ­яс­ня­ли все это: по­сколь­ку Хри­стос при­нял Цар­скую власть в 1914 го­ду, впол­не оп­рав­да­ны из­ме­не­ния в том, как вер­ши­лись де­ла на зем­ле. Он до­ба­вил, что все­гда ве­рил и ве­рит, что Хри­стос Ии­сус бу­дет управ­лять де­ла­ми сво­их слу­жи­те­лей по все­му ми­ру че­рез ис­поль­зо­ва­ние или че­рез служ­бу толь­ко од­но­го че­ло­ве­ка и что так бу­дет до тех пор, по­ка не на­сту­пит Но­вый По­ря­док. Эти за­яв­ле­ния на­столь­ко от­ли­ча­лись по ха­рак­те­ру от пре­ды­ду­щих, что мне бы­ло труд­но их со­гла­со­вать.

Спус­тя ка­кое-то вре­мя ви­це-пре­зи­дент при­го­то­вил не­ко­то­рые ма­те­риа­лы для об­ла­ст­но­го кон­грес­са, ко­то­рые го­во­ри­ли о том, что из­ме­не­ния в струк­ту­ре со­б­ра­ний все-та­ки про­изой­дут. Ко­гда ко­пия этих ма­те­риа­лов по­па­ла к Кар­лу Адам­су, он уви­дел, что это оз­на­ча­ло, и не­мед­лен­но свя­зал­ся с пре­зи­ден­том Нор­ром, по­со­ве­то­вав ему: «Мне ка­жет­ся, те­бе луч­ше еще раз по­го­во­рить с бра­том Френ­цем. По-мо­ему, он из­ме­нил свою точ­ку зре­ния». Брат Норр по­сле­до­вал это­му со­ве­ту и вы­яс­нил, что так оно и бы­ло. В ре­зуль­та­те струк­ту­ра по­сле 40 лет су­ще­ст­во­ва­ния бы­ла из­ме­не­на.

Пред­став­лять раз­ви­тие ве­щей так, как это де­ла­ет­ся в кни­ге «Сви­де­те­ли Ие­го­вы — воз­ве­ща­те­ли Цар­ст­ва Бо­га», — ут­вер­ждать, что «Ру­ко­во­дя­щий со­вет» сто­ял во гла­ве изы­ска­ний и «тща­тель­ных ис­сле­до­ва­ний» биб­лей­ских тер­ми­нов, что его един­ст­вен­ной за­бо­той бы­ло то, что­бы еще «точ­нее со­от­вет­ст­во­вать об­раз­цу», при­ве­ден­но­му в Пи­са­нии, и со­от­вет­ст­вен­но это­му быть «ис­пол­нен­ны­ми ре­ши­мо­сти про­дол­жать под­чи­нять­ся Божь­е­му ру­ко­во­дству», — пред­став­лять ве­щи так, зна­чит про­сто по­ка­зы­вать идеа­ли­зи­ро­ван­ную кар­ти­ну, ко­то­рая не со­от­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­сти. Та­кое пред­став­ле­ние сви­де­тель­ст­ву­ет ли­бо о не­ос­ве­дом­лен­но­сти ав­то­ров ма­те­риа­ла о про­ис­хо­див­ших со­бы­ти­ях, ли­бо о же­ла­нии ис­ка­зить фак­ты, воз­вы­сить роль груп­пы лю­дей в гла­зах ря­до­вых Сви­де­те­лей. В про­ти­во­по­лож­ность это­му, дей­ст­ви­тель­ность го­во­рит толь­ко о том, ка­ким ог­ром­ным влия­ни­ем об­ла­да­ли лишь не­сколь­ко че­ло­век, и как из-за до­воль­но не­ожи­дан­но­го ре­ше­ния од­но­го че­ло­ве­ка (Фре­да Френ­ца), ме­ж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция мог­ла по­ме­нять свой курс.

Ко­гда я на­чал со­став­лять ста­тью «Хро­но­ло­гия», сно­ва поя­ви­лись во­про­сы27. Су­ще­ст­вен­ное уче­ние Сви­де­те­лей Ие­го­вы го­во­рит, что биб­лей­ское про­ро­че­ст­во ука­зы­ва­ет на 1914 год как на ко­нец «вре­мен, на­зна­чен­ных на­ро­дам», о чем на­пи­са­но в Лу­ки 21:24, и что в этом го­ду Ии­сус Хри­стос ак­тив­но при­нял свою цар­скую власть и на­чал пра­вить не­ви­ди­мо для лю­дей. В чет­вер­той гла­ве кни­ги Да­нии­ла упо­ми­на­ния о «се­ми вре­ме­нах» по­слу­жи­ли ос­но­ва­ни­ем для вы­чис­ле­ний, ко­то­рые и ука­за­ли эту да­ту; так­же с по­мо­щью дру­гих тек­стов эти «семь вре­мен» бы­ли пе­ре­ве­де­ны в 2520 лет, на­чав­шие­ся в 607 го­ду до н. э. и за­кон­чив­шие­ся в 1914 го­ду н. э. Ут­вер­жда­лось, что 607 год до н. э. — на­чаль­ная да­та — был го­дом раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­ли­ма ва­ви­лон­ским за­вое­ва­те­лем На­ву­хо­до­но­со­ром. Я знал, что эта да­та встре­ча­лась толь­ко в на­шей ли­те­ра­ту­ре, но ни­ко­гда не знал, по­че­му.

На со­став­ле­ние «Хро­но­ло­гии» при­шлось по­тра­тить дол­гие ме­ся­цы, и в ре­зуль­та­те в кни­ге поя­ви­лась длин­ней­шая ста­тья28. Мно­го вре­ме­ни бы­ло из­рас­хо­до­ва­но в по­пыт­ках най­ти ка­кие-ни­будь до­ка­за­тель­ст­ва, ка­кое-ни­будь ис­то­ри­че­ское ос­но­ва­ние для да­ты 607 го­да до н. э., та­кой важ­ной для на­ших вы­чис­ле­ний да­ты 1914 го­да. Мо­им сек­ре­та­рем в то вре­мя был Чарльз Пле­гер, член штаб-квар­ти­ры, и во всех биб­лио­те­ках Нью-Йор­ка он ра­зы­ски­вал что-ни­будь, ис­то­ри­че­ски до­ка­зы­ваю­щее эту да­ту.

Мы не на­шли аб­со­лют­но ни­че­го, под­твер­ждаю­ще­го да­ту 607 го­да до н. э. Все ис­то­ри­ки ука­зы­ва­ли на да­ту два­дца­тью го­да­ми позд­нее. Ра­нее, до про­ве­де­ния ра­бо­ты над стать­ей «Ар­хео­ло­гия», я не осоз­на­вал, что су­ще­ст­во­ва­ли де­сят­ки ты­сяч кли­но­пис­ных гли­ня­ных до­ще­чек, най­ден­ных в рай­оне Ме­со­по­та­мии, до­шед­ших до нас со вре­мен древ­не­го Ва­ви­ло­на.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: