Тема 1. Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте

Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства (4, с. 336).

Деятельность –активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (4, с. 338).

Достигнутая, или зрелая, идентичность - согласно теории Марша, это статус тех молодых людей, которые пережили кризис поиска идентичности и выбрали вариант развития (7, с.245).

Зрелость – тот период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, эмоционально, социально, интеллектуально и духовно (7, с.18).

Идеальное Я – тип личности, которой хотел бы уподобиться данный индивид (7, с. 225).

Индивидуальность – своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента, интеллекта, способностей и др. (4, с. 339).

Мораторий - согласно теории Марша, это период нормативного кризиса в жизни молодых людей, которые продолжают поиск своей идентичности и еще не сделали окончательного выбора варианта развития (7, с. 245).

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (4, с. 341).

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (4, с. 341).

Подростковая культура – совокупность способов жизни подростков (7, с. 311).

Подростковая субкультура – ценности и образ жизни, противоположные ценностям и образу жизни общества взрослых (7, с. 311).

Подростковое общество – структурная организация подгрупп в социальной системе подростков (7, с. 311).

Подростковый период – период развития между детством и зрелостью (7, с. 18).

Половая зрелость – весь период в целом, когда человек сформировался в сексуальном отношении и способен к деторождению (7, с. 18).

Половое созревание – весь период в целом, когда в организме происходят изменения, ведущие к половой зрелости(7, с. 18).

Преждевременная идентичность - согласно теории Марша, это установление идентичности без самостоятельного поиска или исследования вариантов, обычно под давлением родителей (7, с. 245).

Проприум (развитие самости) – своевременно развивающаяся личная идентичность (7, с. 222).

Размытая идентичность – согласно теории Марша, характеризуется тем, что молодые люди не пережили кризиса, не исследовали варианты развития и не выбрали четких убеждений в поисках приемлемой для себя идентичности (7, с. 242).

Самоконтроль – осознание и оценка индивидом на основе существующих эталонов собственных действий, психических процессов и состояний, что позволяет ему контролировать ситуацию (4, с. 344).

Самооценка – компонент самосознания, оценка субъектом самого себя, своей внешности, черт характера, способностей, поведения, личностных качеств и своего места в обществе; является важным регулятором поведения. Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной (4, с. 344).

Самосознание – осознанное отношение индивида к самому себе, своим потребностям, физическим и умственным способностям, поступкам, мотивам поведения, своим возможностям, целям, отношениям к окружающему миру, другим людям и самому себе. Уровень самосознания может варьировать и развиваться путем самопознания (4, с. 344).

Сензитивные периоды – периоды особой чувствительности и оптимального сочетания условий, способствующих развитию определенных психических свойств и качеств (4, с. 345).

Стереотип – упрощенное понятие или представление об определенной группе людей; обычно основан на предубеждениях и предвзятых мнениях (7, с. 20).

Я-концепция – это сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя; мысли и мнения о себе (7, с. 222).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: