Берклипредшественник Маха

Номинализм (согласно которому в объективной действительности общим понятиям ничего не соответствует, и они — лишь имена для единичных предметов; наше познание соткано из конкретных индивидуальных ощущений и идей) и феноменализм (по которому человеческому познанию доступны лишь явления как цвет, вкус, звук и т. п., а сущность непознаваема; он отрывает явления от сущности) — это два гносеологических устоя, на которых держится и развивается проект новой апологетики Беркли. И все-таки, несмотря на то что номинализм и феноменализм у Беркли исполняют откровенно апологетическую роль, в его философской системе они приводят к очень важным последствиям в плане философии физики. Упомянутые последствия "имеют удивительно современный характер. Речь идет, прежде всего, о заново открытых и вновь введенных в обиход понятиях, применявшихся во время дискуссии по современной физике Эрнстом Махом, Генрихом Герцем и, позднее, некоторыми философами и физиками, в разное время испытавшими влияние Маха (Бертран Рассел, Филипп Франк, Рихард фон Мизес, Мориц Шлик, Вернер Гейзенберг и др.)". Карл Р. Поппер в очерке, озаглавленном "Заметка о Беркли как предшественнике Маха и Эйнштейна" (1953) восхищается работами Беркли, хотя в принципе с ним не согласен. Поппер не может согласиться с Беркли и его инструментализмом. Как реалист он видит в научных теориях не только инструменты для предположения, но также правдивые поясняющие описания реальности, "даже если и недостоверные").

В "Аналитике", или рассуждении, адресованном "неверующему математику", и "Философских заметках " Беркли пишет: "Исчисление флюксий Ньютона бесполезно", "Нельзя дискутировать о вещах, о которых мы не имеем ни малейшего представления. Следовательно, нельзя дискутировать о дифференциальном исчислении

==366

и об исчислении бесконечно малых величин". Заметки о математике, разбросанные по разным сочинениям Беркли, появляются постоянно. Исключительно философии физики Беркли посвятил свой трактат "О движении ". Еще раз подтверждая один из основных принципов своей теории познания, Беркли пишет: "Это недостойно философа — произносить слова, которые ничего не означают ". "Абсолютное пространство" и "абсолютное время" Ньютона не обладают смыслом и поэтому им не место в серьезной физической теории. "Что касается абсолютного пространства, этого призрака, преследующего философов механистов и геометров, то достаточно отметить, что его существование не было ни доказано с помощью рассуждений, ни воспринято с помощью органов чувств"; а для целей механистической философии довольно заменить "абсолютное пространство" на "относительное", определенное по участкам неба с постоянными звездами; то же и об абсолютном движении. Тело можно считать движущимся при определенном условии: "Требуется... чтобы оно изменило свое положение или расстояние относительно какого либо другого тела, поскольку «невозможно различать или измерить какое либо движение без помощи ощущаемых предметов»". Все, что до сих пор было сказано об "абсолютном пространстве" и "абсолютном движении", имеет силу также по отношению к понятиям "тяготения" и "силы". Если мы говорим, что "тяготение" является "существенным качеством", неотделимым от природы тел, то мы всего лишь произносим лишенное смысла слово: то, что мы видим, совсем не тяготение как составная часть сущности тел, но тела, движущиеся относительно других тел. Не можем мы говорить и о силе как действительной причине движения: кто видел когда-нибудь эту действительную причину? И зачем заново вводить в физическую теорию "скрытые качества"? "Реальные действующие причины движения... тел никоим образом не относятся к области механики или экспериментальной науки. И даже не могут пролить хоть немного света на эти явления...". Размышления Беркли и его концепцию комментирует Поппер: "Они не могут пролить свет, потому что говорить об «истинной и реальной природе», о «внутренних качествах» или о «реальной сущности» тел означает пустопорожнюю болтовню. Нет ничего физического, что было бы помещено за физическими телами, никакой скрытой физической реальности. Все представляет собой поверхность; физические тела сводятся к их свойствам. Их реальностью является способ, каким они сочетаются между собой".

Разумеется, Беркли отнюдь не отрицал факта, что механика Ньютона приводит к корректным результатам и что она в состоянии делать точные предположения. Он отрицает тот факт, что теория Ньютона годится для исследований природы или сущности тел.

==367

В действительности, объясняет Беркли, необходимо различать между собой математические гипотезы, задуманные как инструменты для объяснения и предположения, и теории, предусматривающие исследования природы тел. По мнению Беркли, теория Ньютона представляет собой просто совокупность математических гипотез для развития исследований: "Все, что утверждается относительно присущих телам сил, как сил притяжения, так и отталкивания, должно рассматриваться только как математическая гипотеза, а не как нечто, реально существующее в природе". От механики Ньютона требуется возможность вывести из предпосылок заключения, которые бы могли "спасти" или хотя бы принять во внимание феномены. Беркли утверждает, что этого было бы достаточно, даже если теория Ньютона не в состоянии описать истинную действительность мира.

Действительно, в "Предисловии" ко второму изданию (1703) "Начал" Ньютона R. Cotes интерпретирует ньютоновскую теорию с точки зрения сущности: всякая частица материи обладает силой тяжести, которая предположительно является сущностной внутренней силой, или способностью притягивать другие частицы материи; равным образом инерция, вероятно, заключается в естественной, внутренней и сущностной предрасположенности тел продолжать движение. Интересна и аргументация той же теории Поппера:

ввиду того, что как сила тяжести, так и инерция присущи всякой частице материи, то как одна, так и другая будут пропорциональны количеству материи тела, а поэтому пропорциональны друг другу. Отсюда — закон пропорциональности инерционной и гравитационной массы. А поскольку тяготение исходит от каждой частицы, мы получаем закон, что притяжение обратно пропорционально квадрату расстояния. Иными словами, ньютоновские законы движения просто описывают на математическом языке состояние вещей, обусловленное внутренними, сущностными свойствами материи. И все же именно против подобных сущностных интерпретаций теории Ньютона (для которого эта теория оказалась последней и окончательной, не нуждающейся в последующих объяснениях, исправлениях и исключениях) Беркли прибережет свои лучшие доводы и самые эффективные возражения. "Большая историческая заслуга Беркли состоит в... том, что он осудил применение в науке объяснений с точки зрения сущности" (К. Р. Поппер). Критические выступления Беркли против Ньютона "удивительно похожи... на философию 41изики, которую в течение нескольких лет преподавал Эрнст Мах, убежденный в ее новизне и революционном характере. <...> Самое поразительное заключается в том, что Беркли и Мах — оба большие почитатели Ньютона — критикуют понятия абсолютного времени, абсолютного пространства и абсолютного движения, пользуясь очень сходными критериями. Критические выступления как Маха,

==368

так и Беркли завершаются призывом не принимать во внимание аргументов в поддержку абсолютного пространства Ньютона (таких, как маятник Фуко, круговращение ведра с водой, воздействие центробежных сил на форму Земли), поскольку все эти виды движения относительны в системе неподвижных звезд" (К. Р. Поппер). Эту теоретическую близость Беркли и Маха заметил Ленин, как видно из текста его книги "Материализм и эмпириокритицизм" (1908). Вот его синтез философского учения Беркли: "Будем считать внешний мир, природу — «комбинацией ощущений», вызываемых в нашем уме божеством. Признайте это, откажитесь искать вне сознания, вне человека «основы» этих ощущений — и я признаю в рамках своей идеалистической теории познания все естествознание, все значение и достоверность его выводов. Мне нужна именно эта рамка и только эта рамка для моих выводов в пользу «мира и религии»". Говоря об отношении махистов к естественным наукам, он замечает, что учение Беркли хорошо выражает "сущность идеалистической философии и ее общественное значение". В конечном итоге, по мнению Ленина, "«новейшие» махисты не привели против материалистов ни одного, буквально ни единого довода, которого бы не было у епископа Беркли".

==369

Дэвид Юм (1711—1776), его труды придали эмпиризму черты скептицизма и иррациональности. Философа прекрасно характеризует его собственное высказывание: "Если мы всегда должны пребывать во власти иллюзий и ошибок, то предпочитаем, чтобы они, по крайней мере, были естественными и приятными "

К оглавлению

==370

00.htm - glava17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: