Прочитав всю «Логику», мы спрашиваем себя: чего же не хватает в концепции Гегеля после подробного изложения логики и онтологии? После того как представлены вся мысль и вся реальность, тот же Гегель дал понять, что логика — это «представление Бога, как он есть в вечной сущности до сотворения природы и конечного духа». Значит, не хватает именно «сотворенной природы» и «конечного духа».
Такой переход от Идеи к Природе многим интерпретаторам кажется наиболее проблематичным и необъяснимым как в теоретическом, так и экзегетическом смысле, ведь в философии Гегеля ничего нет вне Идеи и отдельно от нее. Резонность такой проблемы была очевидна и для Гегеля, который в своей диалектической схеме пытался унифицировать, не всегда умея разрешить, возникающие апории разного генезиса.
1. Во-первых, он прибегает к диалектике неоплатонизма, понимавшей развитие реальности в триадичном ритме как «топе» («пребывание»), «proodos» («выход») и «epistrophe'» («возвращение»). Идея у Гегеля соответствует первой ступени, Природа — второй (Природа — это Идея, которая отчуждается от самой себя), Дух — третьей (гегелевский Дух представлен как возвращение Идеи в себя и для себя).
2. Христианская идея творения служит опорой, когда Гегель говорит об Идее и ее свободном решении стать Природой.
3. Догмы воплощения, страдания, смерти и воскресения Гегель трактует как космические разумные истины. Дух, говорит он, должен принять смерть, чтобы сохранить свое бытие в смерти. Получается, что воскресшая в смерти (Природе) Идея обретает новую жизнь в Духе.
4 Природа в каком-то смысле — самообман Идеи, но позитивность такой иллюзии в том, что она путь к самосознанию и самореализации. Этот момент — из романтической концепции.
5. Единство указанных посылок дает схему, где Идея фигурирует как тезис, Природа — как антитезис (самоотрицание Идеи) и Дух — как синтез, в котором реализуется максимум позитивности
Не раз мы встречаем суждения о негативности Природы, «отпадении Идеи-от-себя» (эхо античного гностицизма), ее бессилии. Но напомним, что в «.Большой энциклопедии» Гегель пишет «Этот возврат к началу есть и прогресс в то же время. Мы начали с абстрактного бытия, а пришли к Идее в качестве бытия», объекта Двусмысленная неопределенность позиции Гегеля в этом вопросе прояснится, возможно, после следующих уточнений.
| Стр. == 96 |
| Гегель |
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ КАТЕГОРИИ
| Механика |
| ПРИРОДА = =ИДЕЯВНЕ СЕБЯ |
| Физика |
| Органическая физика |
1 Пространство и время
2 Материя и движение
3Абсолютная механика
1 Физика всеобщей индивидуальности
2 Физика особенной
индивидуальности
3 Физикатотальной индивидуальности
1 Геологическая природа
2 Растительная природа
3. Животный
организм
|
1 Пространство
2 Время
3 Место и движение
1 Инертная материя
2 Толчок
3 Падение
1 Свободные физические тела
2 Стихии
3 Процесс стихий
1 Удельныйвес
2 Сцепление
3 Звук
4 Теплота
1 Образ
2 Обособление
индивидуального тела
3 Химический процесс
1 История Земли
2 Расчленение Земли
3 Жизнь Земли
1 Формообразовательный процесс
2 Процесс
ассимиляции
3 Родовой процесс
1Образ
2 Ассимиляция
3 Родовой процесс
|
философия природы Стр.
==97
2 Физика особенной
индивидуальности
3 Физикатотальной индивидуальности
1 Геологическая природа
2 Растительная природа
3. Животный
организм
1 Пространство
2 Время
3 Место и движение
1 Инертная материя
2 Толчок
3 Падение
1 Свободные физические тела
2 Стихии
3 Процесс стихий
1 Удельныйвес
2 Сцепление
3 Звук
4 Теплота
1 Образ
2 Обособление
индивидуального тела
3 Химический процесс
1 История Земли
2 Расчленение Земли
3 Жизнь Земли
1 Формообразовательный процесс
2 Процесс
ассимиляции
3 Родовой процесс
1Образ
2 Ассимиляция
3 Родовой процесс






