КАК РЕСТОРАТОР НА КРИЗИСЕ РАСТЕТ
На падающем рынке общественного питания ресторатор Владимир Владимиров открыл несколько новых заведений в Красноярске, запустил по франшизе проекты на Дальнем Востоке. Сейчас участвует в конкурсе на создание собственного заведения в олимпийской деревне в Сочи. Владимир Владимиров без ложной скромности называет себя самородком. «Деловой квартал» попытался разгадать секрет его успеха.
На прошлой неделе администрация Краснодарского края объявила конкурс по созданию сети общественного питания для олимпийской деревни в Сочи. По замыслу организаторов, в нем примут участие всего пятнадцать успешных российских ресторанных холдингов. Единственным конкурсантом из Сибири в этом списке стала красноярская компания «В, В. Владимиров и К». Ее создатель ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВ говорит, что еще два года назад его вряд ли пригласили бы в качестве конкурсанта в такой масштабный проект. В Красноярске было много достойных ресторанных компаний, которые могли бы побороться за общепит «Сочи-2014». Но не все выдержали испытание кризисом, многие существенно сократили свое присутствие.
|
|
Он считает, что его компании удалось развиться в кризис благодаря своевременной смене форматов заведений, снижению среднего чека и созданию личного бренда «Владимир Владимиров».
В поисках лучшего формата
Кризис красноярские рестораторы почувствовали в начале 2009 г. К этому времени, по оценкам экспертов, рынок общественного питания в городе упал на 15%. Летом этого же года падение составило уже 30%, а в дорогих ресторанах оно было еще существеннее — до 50%. По словам экспертов, большинство красноярцев отказались даже от бизнес-ланчей и стали носить на работу домашнюю еду. В результате некоторым красноярским рестораторам пришлось закрыть свои заведения. По данным участников рынка, за последние полгода в Красноярске закрылось около 300 кафе, баров, ресторанов. Среди них некогда популярные заведения: Likёr, «Старый замок», «Лаунж кафе».
Как говорит Владимир Владимиров, еще задолго до закрытия этих «проектов-хитов» он понял: занять в кризис выжидательную позицию — значит через пару месяцев потерять бизнес. «Ситуация на рынке ухудшалась с каждым днем. Было понятно — первое, на чем красноярцы начнут экономить, — это сфера развлечений: рестораны, кафе, ночные клубы. Если бы мы не начали сразу принимать меры, то, возможно, пополнили бы ряды обанкротившихся», — говорит г-н Владимиров.
Первое, что он сделал, — изменил формат и меню некоторых заведений. В сторону «большей демократичности». По его словам, сделать это было просто. Изначально многие его рестораны создавалась как «недорогие и непомпезные». «В кризис мы оставили без изменений лишь те наши проекты, которые пользовались постоянным спросом и фактически стали для нас самыми прибыльными. Это, например, «Султан-Сулейман», «Черное море», «Микс-Патио». Переформатировали же те, что значительно «просели». Спрос в них упал примерно на треть», — вспоминает Владимир Владимиров.
|
|
Изменения коснулись ресторана «Падишах» и кафе «Масленица» в центре. Первый из дорогого ресторана превратился в демократичный бар под новым брендом «Пивная кружка». Кафе «Масленица» стало «Матрешкой». Основные изменения в этих заведениях произошли в меню. Как говорит ресторатор, в нем стало больше недорогих блюд, которые всегда пользуются спросом. В бывшем «Падишахе» сделали ставку на закуску к пиву. В «Масленице»-«Матрешке» — на гриль-меню. Владимир Владимиров: «Так нам удалось снизить средний чек примерно на 150 руб. Во время кризиса для клиентов это оказалось значимо».
Были проекты, по словам Владимира Владимирова, которые работали более-менее стабильно, например «Калинка-малинка». «Падение спроса в этой сети было незначительным, но ситуация могла в любой момент ухудшиться. Поэтому мы решили снизить себестоимость блюд в «Калинке». Сделали общий кулинарный цех, который снабжает полуфабрикатами всю сеть. Нам удалось серьезно сэкономить — до 20% от стоимости блюд».
Ресторатор уверен: благодаря сокращению издержек и смены формата некоторых заведений ему удалось сохранить их, а уже к середине 2009 г. сделать прибыльными: «Пусть у них рентабельность и небольшая, но стабильная».