Доклады, как правило, делают сами учащиеся. В качестве докладчиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилейными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы.
Тема для предстоящего доклада вручается школьнику недели за две. Первую неделю он разрабатывает план, знакомится с литературой по данному вопросу, подбирает необходимый иллюстративный материал. В течение первой недели нужно проверить, как ученик готовится к докладу, подсказать, как лучше развить тему, какими материалами ее дополнить, на чем сделать акцент. Вторая неделя отводится для написания доклада. Одновременно с докладчиком готовятся и остальные учащиеся. Они могут выступить в назначенный день и в качестве содокладчиков, и как оппоненты.
Доклады можно проводить либо в определенном классе после урока, на котором затрагивалась тема доклада, либо в изокружке, где эта тема была предметом обсуждения.
Вначале учитель говорит о том, что после выступления докладчика каждый может высказать свое мнение о докладе или сделать дополнения. Это активизирует внимание учащихся. Время, отводимое на доклад вместе с обсуждением, не должно превышать обычного урока — 45 минут. Сам доклад занимает минут 20—25.
|
|
Доклады по изобразительному искусству, как правило, сопровождаются иллюстративным материалом. Поэтому учителю следует прикрепить к докладчику ассистента, который будет помогать ему работать с иллюстративным материалом.
Темы для докладов подбираются не очень сложные, а главное — требования к докладу школьника не должны превышать его возможностей. Приводим перечень некоторых тем:
Творчество Н. А. Андреева. Скульптор Е. В. Вучетич. Архитектор А. В. Щусев. Тема спорта в изобразительном искусстве. М. В. Васнецов — художник былинно-сказочного жанра. Как я работал над линогравюрами. Русское народное искусство. Выдающийся художник-пейзажист Ф. А. Васильев. Что я узнал о шрифтах (о керамике). Выдающиеся художники — иллюстраторы детских книг.