Внеклассная и внешкольная работа

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто прихо­дится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие меро­приятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапо­зитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, ор­ганизация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти за­дачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серь­езной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творче­скую инициативу.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных заняти­ях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, на­правляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эсте­тическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети про­должали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изо­бражения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, зна­ния законов цветоведения.

Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусст­во не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей ин­терес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и тво­рить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо за­ранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Вне­классная работа преподавателя рисования согласовывается с класс­ным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными. Для примера приведем план для учащихся перво­го—шестого классов на 1-ю четверть учебного года.


План внеклассных и внешкольных мероприятий на 1-ю четверть___________ учебного года ______ Школа N___________района Москвы ______ _ Учитель по изобразительному искусству___________

Дни и часы Наименование мероприятий Цели и задачи Классы
5/IХ, 12/IХ, 19/1Х, 26/1Х с 13 до 15 ч Изокружок. Занятия ри­сунком и живописью Развитие умения строить изображение согласно зако­нам перспективы, цветове- 1У-У1
    дения  
15/1Хв13ч Доклад ученика на тему "Леонардо да Винчи" Знакомство с творчеством великого итальянского ху- VI
    дожника  
23/1Х в 14 ч Экскурсия в Дом-музей В. М. Васнецова Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Васнецо- 1У-У1
    ва  
30/1Хс13 до 16ч Поездка в Сокольники Обучение пленэрным зари­совкам VI
ЗX, 10/Х 17/Хс13 до 15ч Факультативный курс по декоративному ис­кусству Знакомство с техникой че­канки по металлу У11-Х
7/Хв18ч Беседа на тему "Натюр- Знакомство с выдающимися 1У-V
  морт" произведениями живописи  
14/Хв18ч Встреча с выдающимся деятелем отечественно­го изобразительного ис- Знакомство с особенностя­ми творческой работы неко­торых современных худож- Все желаю­щие
  кусства ников  
28/Х Организация выставки летних работ учащихся Показ успехов учащихся и привлечение к работе в 1-У1
    кружке новых членов  
30/Х в 14 ч Просмотр кинофильма "Суриков" Знакомство с жизнью и дея­тельностью художника Все желаю­щие
4/Х1 Оформление помеще­ния к празднику Развитие навыков оформи­тельской работы V— VI, V11-Х

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят уча­щихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Рассмотрим виды внеклассной и внешкольной работы более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: