Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.
Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.
Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
|
|
Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.
Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными. Для примера приведем план для учащихся первого—шестого классов на 1-ю четверть учебного года.
План внеклассных и внешкольных мероприятий на 1-ю четверть___________ учебного года ______ Школа N___________района Москвы ______ _ Учитель по изобразительному искусству___________
Дни и часы | Наименование мероприятий | Цели и задачи | Классы |
5/IХ, 12/IХ, 19/1Х, 26/1Х с 13 до 15 ч | Изокружок. Занятия рисунком и живописью | Развитие умения строить изображение согласно законам перспективы, цветове- | 1У-У1 |
дения | |||
15/1Хв13ч | Доклад ученика на тему "Леонардо да Винчи" | Знакомство с творчеством великого итальянского ху- | VI |
дожника | |||
23/1Х в 14 ч | Экскурсия в Дом-музей В. М. Васнецова | Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Васнецо- | 1У-У1 |
ва | |||
30/1Хс13 до 16ч | Поездка в Сокольники | Обучение пленэрным зарисовкам | VI |
ЗX, 10/Х 17/Хс13 до 15ч | Факультативный курс по декоративному искусству | Знакомство с техникой чеканки по металлу | У11-Х |
7/Хв18ч | Беседа на тему "Натюр- | Знакомство с выдающимися | 1У-V |
морт" | произведениями живописи | ||
14/Хв18ч | Встреча с выдающимся деятелем отечественного изобразительного ис- | Знакомство с особенностями творческой работы некоторых современных худож- | Все желающие |
кусства | ников | ||
28/Х | Организация выставки летних работ учащихся | Показ успехов учащихся и привлечение к работе в | 1-У1 |
кружке новых членов | |||
30/Х в 14 ч | Просмотр кинофильма "Суриков" | Знакомство с жизнью и деятельностью художника | Все желающие |
4/Х1 | Оформление помещения к празднику | Развитие навыков оформительской работы | V— VI, V11-Х |
Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.
|
|
Рассмотрим виды внеклассной и внешкольной работы более подробно.