Однорядка

На летник в прохладную погоду надевали еще верхнюю одежду, похожую на мужской охабень, однако, судя по изображениям на гравюрах и иконах, носили ее, застегивая на многочисленные пуговицы. Так одета, например, боярыня Мария на иконе «Молящиеся новгородцы» (рис. 23). По-видимому, такая одежда называлась однорядка или ферезь. Возможно, Мария одета в однорядку, ведь одежда мужчин явно летняя или демисезонная. Однорядки шили из сукна или иных шерстяных тканей «в один ряд» (т. е., по-видимому, без подкладки), что, вероятно, и обусловило само название. Это была распашная, длинная широкая одежда с длинными откидными рукавами и прорехами для рук у пройм.

В данном комплексе однорядка сшита из коричневой шерстяной ткани, ворот и обшлага рукавов обшиты мехом чернобурой лисицы (в то время - одним из наиболее ценных мехов).

Манера носить однорядку, продев руки в прорехи у пройм так, что видны рукава летника, взят с иконы «Молящиеся новгородцы» (рис. 23).

Рис. 23. Боярыня Мария с иконы «Молящиеся новгородцы»

Однорядка застегивается на 18 серебряных литых пуговиц с помощью горизонтальных петель, плетеных из шерстяной нити.

Процесс изготовления металлических пуговиц восстановлен по найденным в Москве литейным формам. Аналогичные литейные формы найдены и в Новгороде (рис. 24).

Рис. 24. Литейная форма XVв., Москва.

Сумка

В отличие от мужской одежды, в женском комплексе подпоясывались только рубахи, то есть, нижняя одежда. Отсюда можно сделать вывод, что женщины в средневековой Руси носили сумочки, заменяющие карманы, не на поясе, а через плечо на ремешке под летником или однорядкой. Для этого в верхней женской одежде в боковых швах оставляли специальные прорехи, чтобы можно было достать из сумочки деньги и другие необходимые мелкие предметы. Так же впоследствии в XVIII-XIX вв. женщины оставляли прорехи в сарафанах, когда носили под ними карманы с деньгами.

Особенностью женской сумки является отсутствие верхнего клапана и застежки - они излишни при женской манере носить сумку - под верхней одеждой. Подобные небольшие сумочки хранятся в Новгородском историческом музее.

В нашем комплексе сумка сшита из синей кожи, узор выполнен проколами, сквозь которые продернуты красные нитки. В сумке лежат деревянные гребни и кошелек.

Обувь

В холодную и дождливую погоду женщины носили сапожки из цветной кожи. В теплую и сухую – туфли. В данном комплексе богатая горожанка обута в туфли западноевропейского образца.

Согласно таблице, составленной Сабуровой (Археология СССР, Быт и культура Восточных Славян), в Новгороде встречалась привозная обувь, в том числе и приведенного ниже покроя (рис. 25).

Рис.25. Обувь нач. XV в. Западная Европа (из книги I. Mark Carlson Footwear of the Middle Ages, 11 November 1995 (Electronic Version 8.4 - 7 September 1999)

Чулки

Вязаные и шитые из шелковых материй чулки в данный период получают все большее распространение. Длина чулок была различной, в источниках встречаются чулки «полные и полуполные». Носили чулки на подвязках. В письменных источниках упоминаются «чулки вязаные немецкое дело». Однако существуют вязаные чулки и местного производства. В слоях Новгорода найдены вязаные изделия – рукавицы, шерстяные носки, чулки и туфли[15]. На Руси в рассматриваемый период вязали иглой и крючком, на Западе – на спицах.

В нашей реконструкции чулки вязаны по западному образцу – на четырех спицах (такой способ вязания изображен на ряде западных гравюр и икон XV в.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: