Головной убор

О женском головном уборе XIV—XV вв. в источниках сведений почти нет. В начале XV в., по свидетельству Жильбера де-Ланнуа, женщины в Новгороде носили волосы, заплетенные в две косы, висящие за спиной. Возможно, они не скрывали волосы, как в других регионах Руси[16].

Одно время женщины в Новгороде даже брили головы, но это порицалось церковью. Возможно, это был своеобразный вызов церковной регламентации жизни – нарочитое нарушение наказа святого апостола Петра из Нового завета: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… Не сама ли природа учит нас, что, если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала»[17].

На упомянутой уже иконе «Молящиеся новгородцы» знатная новгородская женщина изображена в убрусе, впрочем, изображена она в церкви, где покрывать волосы было обязательным для женщин. В Москве женщины косы оборачивали вокруг головы и покрывали подубрусником (другое название - повой) – мягкой круглой шапочкой, края которой стягиваются шнурком. Нижний край такой шапочки отчетливо виден под капюшоном на множестве икон. Таким образом, волосы оказываются полностью скрытыми. Поверх повоя голову оборачивали полотенчатым головным убором – убрусом, таким образом, что его концы свободно спускались на плечи.

Полотенце, один из самых древних женских головных уборов, представляло собой полотнище белой льняной ткани, длиной от 70 до 300 см., шириной от 39 до 45 см, украшенное на концах вышивкой, бахромой[18]. Такое полотенце мы и видим на боярыне Марии с иконы. Замужние женщины всегда носили полотенце с повойником. Полотенце укладывалось так, что целиком закрывало повойник.

На иконе не изображен способ закрепления полотенца, но, судя по манере ношения (один конец перекинут на грудь, второй за спину), полотенце завязано на затылке узлом. Такой способ ношения известен по этнографическим материалам.

Популярность серег в Новгороде и по всей Руси доказывает, что головной убор женщины носили таким образом, что уши оставались открытыми.

Примеры того, как можно закрыть волосы, но оставить открытыми для демонстрации серег уши, мы видим на приведенных в данной работе фрагментах икон (рис. 22, 25). Эти изображения, кроме того, доказывают, что церковь считала подобную вольность допустимой.

Про новгородских женщин сохранилась даже пословица: «К колодцу за водой, не надев золотых серег, не ходят».

Рис. 26. Святая Ульяна. Первая половина XIVв. Псков

Второй вариант головного убора более сложен и включает в себя кроме повоя и полотенца кику. Внешний вид кики восстановлен по этнографическим материалам Новгородской земли. Кика новгородская представляла собой твердую цилиндрическую шапку с плоским верхом и уплощенной задней частью, с небольшими лопастями, прикрывавшими уши. Кика изготавливалась из красного шелка или бархата, украшалась золотной вышивкой, жемчугом, бусинами. К очелью пришивалась густая жемчужная сетка-поднизь. Поверх кики надевался убрус или покрывало[19].

Изображение кики находим на фреске XV в. в Успенском соборе во Владимире (рис. 27).

Рис. 27. Фреска Успенского собора во Владимире, 1408 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: