Верхняя сорочка

Верхняя рубаха кроилась так же как нижняя, но длиннее и из дорогой ткани. Данная сорочка шита из атласа, по подолу и вороту украшена вышивкой. Рукава по низу собраны на шнурок.

Рубаха по представлениям людей древней Руси обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывают орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, украшенные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий станок). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань, и начиналось тело человека.[12]

Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества. Они не были случайными. Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних сосуществовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический[13]. В городском костюме XV в. эстетический принцип начинает уже преобладать.

В археологических находках в Новгороде наиболее часто встречаются растительные узоры. Поэтому по подолу нашей верхней рубахи вышит узор из кринов, вписанных в сердцевидные фигуры. Вышивка выполнена стебельчатым швом. Такой узор, по мнению Рыбакова, означал женское плодородие.

Узоры для вышивки воспроизведены по археологическим данным[14].

К украшениям рубахи можно отнести и пристежные манжеты - зарукавья (опястья) из золотой парчи, украшенные каменьями и бисером. Они застегиваются на маленькие латунные пуговки. Такие опястья изображены на многих иконах.

Рубашки подпоясаны тканым на дощечках поясом из шерстяных и шелковых ниток. Пояс завязан так, что концы его остаются свободными. Узор на поясе – «солярные знаки».

Средневековых изображений русских женских рубах мало. На миниатюрах Радзивилловской летописи на женщинах видны подолы рубах, украшенные цветной лентой (рис. 21), а на боярыне Марии с иконы «Молящиеся новгородцы» видны ворот и рукава белой рубахи.

Поэтому покрой верхней и нижней рубах воспроизведен на основе этнографических исследований и по аналогии с мужскими рубахами.

Рис. 21. Миниатюра из Радзивилловской летописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: