Скульптура и живопись

В Париже при Карле V (1364-1380) появляется центр иллюстрирования рукописных книг. В 70-80-х гг. стиль интернациональной готики появился при дворах Людовика Орлеанского, Филиппа Смелого и герцога Беррийского. На французских землях этот стиль достиг полного выражения в творчестве Яна, Поля и Германа Лимбург. Они родились в северной части Нидерландов, учились ювелирному делу в Париже. В их живописи отразились стилизующие, идеализирующие начала интернациональ-ной готики. Братья Лимбург создали миниатюры роскошного часосолова герцога Беррийского.

Во Франции, и в этом схожесть с художественными процессами в Нидерландах, скульптура занимает более важную роль, чем живопись. Во всей Европе алтари живописные, а во Франции продолжают создаваться каменные. Камень используется в скульптуре Франции, в то время как в Германии скульпторы любили дерево, а в Италии ваяли также и из бронзы. Надгробная пластика Франции по богатству форм не имела себе равных. Надгробия представляют собой роскошные ложи со статуэтками плакальщиков по бокам, в них применяется раскраска и позолота. Умершего изображали дважды: живым в парадном облачении и мертвым в виде нагого трупа. Отдельно хоронили тело, сердце и внутренности, для каждой части полагался отдельный монумент. Надгробия Людовика XII и Анны Бретонской, Франциска I и Клод Французской выполнены в виде павильонов и триумфальных арок. Для Франции характерны группы «Положение во гроб» и «Оплакивание».

На рубеж XV и XVI вв. приходится расцвет шпалерного искусства. В это время созданы ковры из серии «Дама с единорогом».

Новаторством отмечено портретное искусство Жана Фуке, который первым стал изображать модель в натуральную величину («Портрет Людовика XII», «Мадонна с младенцем»). В книжной миниатюре Жан Фуке создает иллюстрации к «Иудейским древностям» Иосифа Флавия. Иллюстрация в это время превращается в картинку, имеющую самоценный характер.

В 1528 г. Франциск I начинает строительство замка Фонтенбло, куда приезжают представители итальянского маньеризма Джованни Баттиста ди Якопо по прозвищу Россо Фьорентино и Приматиччо. Если итальянский маньеризм был религиозным, то на французской почве он приобретает светский характер. Параллельно с маньеризмом развиваются и реалистические тенденций в живописном искусстве Франсуа Клуэ (портреты Франциска I, Марии Стюарт). Особое значение занимает в это время карандашный портрет. Каждая дворянская семья считала необходимым иметь альбом с рисованными портретами, лишенными парадности.

Скульптура продолжает в течение всего столетия сохранять ведущую роль во французском искусстве. Дух античности проявил себя в это время в строгости, лаконичности и ясности образов великого французского скульптора Жана Гужона. В полной мере идеалы Возрождения проявились в его «Диане-охотнице», «Нимфах источника» и в рельефах алтарной преграды парижской церкви Сен-Жермен л'Оксерруа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: