Функциональные стратегии

Функциональные стратегии разрабатываются для функциональных отделов и служб организации и включают комплексы мероприятий по реализации корпоративной и деловых стратегий для отдельных сфер деятельности. Состав и содержание функциональных стратегий специфичны для каждой организации и определяются целым рядом параметров, основными из которых являются: разнообразие, масштаб и характер деятельности, производственная и организационная структуры, применяемые технологии, уровень сложности внешней среды, степень интеграции и др.

Ведущая роль среди функциональных стратегий отводится маркетинговой стратегии, включающей комплекс долгосрочных мероприятий по номенклатуре, ассортименту, качеству и объему производства продуктов, а также по реализации продукции на соответствующих рынках. Стратегия маркетинга, по существу, представляет собой систему взаимосвязанных стратегий, в которую входят продуктовая стратегия, рыночная стратегия, стратегия ценообразования, сбытовая стратегия. Стратегические решения в области маркетинга являются определяющими при разработке производственной стратегии.

Производственная (операционная) стратегия содержит комплекс долгосрочных мероприятий по развитию производственных мощностей, размещению производственных площадей и оборудования, внедрению новых технологий, усовершенствованию производственных процессов, повышению качества продукции, снижению производственных затрат, материально-техническому обеспечению производства, оптимизации схем выполнения заказов и пр. Производственная стратегия занимает центральное место в ряду функциональных стратегий, так как производство непосредственно связано со всеми основными видами деятельности организации: маркетингом, НИОКР, финансовой деятельностью, управлением персоналом и др.

Особое значение в современных условиях приобретают стратегические аспекты управления персоналом, так как человеческий ресурс является важнейшим фактором для достижения победы в конкурентной борьбе и завоевания лидирующих позиций организации на рынке. К числу основных составляющих стратегии управления персоналом принято относить:

· прогноз потребности в персонале;

· методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;

· комплекс мер по развитию персонала, включающий вопросы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва;

· системы и формы оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;

· методы разрешения производственных и социальных конфликтов при проведении стратегических изменений в организации и др.

Для многих российских предприятий, испытывающих недостаток финансовых ресурсов, разработка эффективной финансовой стратегии становится важнейшим условием успешной реализации корпоративной и бизнес-стратегий. В нее включаются прогнозируемые значения финансовых показателей организации, стратегические решения по оптимизации корпоративных финансов, долгосрочные инвестиционные проекты и пр.

Ключевую роль играет стратегия организации управления, которая содержит мероприятия по проведению стратегических изменений в организации в таких важнейших областях, как организационная культура и структура, по совершенствованию системы управления, внедрению корпоративных информационных систем и др.

В табл. 7 в качестве примера приведены основные функциональные стратегии ОАО «КамАЗ».

Таблица 7 - Функциональные стратегии ОАО «КамАЗ»

МАРКЕ­ТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ · освоение новых моделей автомобилей «КамАЗ» с повышенными потребительскими свойствами; · модернизация автомобильной техники; · активный поиск платежеспособных заказчиков; · качественное выполнение заказов потребителей; · расширение дилерской сети; · создание фирменной сервисной сети.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ · создание производства, гибко реагирующего на изменения рыночной ситуации; · внедрение модульно-агрегатного принципа освоения новых продуктов на базе существующих, модернизируемых и лицензионных узлов; · создание механизма сквозного позаказного планирования производства; · оптимизация производственных мощностей; · создание ремонтного механического завода; · развитие системы энергообеспечения; · снижение стоимости покупных материальных ресурсов.
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ · проведение оценки профессионального и интеллектуального потенциала руководителей и специалистов; · совершенствование системы мотивации и стимулирования труда работников; · подготовка резерва руководящих кадров и специалистов; · формирование «золотого фонда рабочих»; · разработка системы планирования служебной карьеры; · внедрение системы непрерывного профессионального обучения персонала; · создание новых рабочих мест.
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ · реструктуризация задолженности; · реализация активов, не задействованных в производственно-хозяйственной деятельности; · разработка программы выпуска в обращение и погашения векселей; · оптимизация управления инвестициями (возврат и реализация долей ОАО «КамАЗ» в 101 предприятии и вложение инвестиций в 32 предприятия).

* Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: