Возникновение неопозитивизма и его специфика

Третий этап в развитии позитивизма представляет неопозити­визм, сложившийся в 20-х годах XX века почти одновременно в Авст­рии, Англии и Польше и распространившийся затем во многих странах мира. Неопозитивизм - это одно из основных направлений западной философии XX века. Теоретической основой его возникновения явились кризисные явления в разработке технических основ и методов естест­вознания, прежде всего физики и математики. Положения теории отно­сительности и квантовой механики, открытие логико-математических парадоксов, разработка неевклидовых геометрий - все это вызвало к. жизни огромное количество новых вопросов, связанных с обоснованием науки, выявлением структуры научных теорий и их связи с опытом, ин­терпретации всей системы научного знания. Неопозитивизм взялся дать ответы на эти вопросы. Он получил широкое распространение среди на­учной и технической интеллигенции. Среди его представителей можно найти физиков и математиков, биологов и психологов, социологов и языковедов. Не упуская из внимания естествознание и физику, неопо­зитивисты перенесли центр своих изысканий на проблемы логики, ма­тематики и языкознания.

В отличие от классического позитивизма, для которого философия была своеобразной синтетической наукой, неопозитивизм лишь ориентирует на науку, отказывая ей в праве самой быть наукой. Фило­софия понимается чисто функционалистски, т.е. не как онтологичес­кая теория или даже определенное учение, а как аналитическая дея­тельность по отысканию языковых выражений. Философская деятельность протекает не наряду с научным исследованием, т.е. самостоятельно, но представляет собой скорее составную часть, "душу" самого научно­го исследования, ту сторону научного анализа, благодаря которой ученый осознает свои собственные действия. В связи с этим всякий анализ значения основных научных понятий и высказываний автомати­чески объявляется философским, а исследователь, действительно по­нимающий смысл каждого своего шага и результатов своей деятельно­сти, является одновременно и философом. Философия оказывается, та­ким образом, не самостоятельной наукой наряду с другими науками, а только аспектом самой научной деятельности, позволяющим прояснить использование инструментария научного исследования. Классическую (формулировку такого понимания философии дал Л.Витгенштейн: "Цель философии - логическое прояснение мыслей? По Р.Карнапу, "задачей философии является семиотический анализ". Б.Рассел объявил сутью философии логику.

Философия неопозитивизма, не будучи наукой, сохраняет свою научность за счет того, что она выступает в качестве необходимого аспекта самой научной деятельности, выступает методом логического анализа. Лишая философию мировоззренческого характера, исключая ее из системы научного знания, неопозитивисты пытаются свести ее к логическому анализу соединения слов в предложении, к правилам, управляющим формальной структурой языка, прежде всего языка науки. Анализ языковых выражений рассматривается здесь как метод философ­ского исследования, поэтому неопозитивизм называют аналитической философией.

Подобно махистам, неопозитивисты пытались свести познание к восприятию как таковому. "Чувственные данные", "события" и "факты" заменили в их работах "нейтральные элементы" махистов, и эти "данные" стали пониматься как исходные посадки всякого познания. Неопо­зитивисты отказались от признания "чувственных данных" субстанци­альной основой мира, ограничившись тем, что признали их за "мате­риалы познания". Но, как и эмпириокритики, они рассматривают ощу­щения в гносеологии за исходную данность, т.е. не выходят за рамка субъективного идеализма.

Вся история позитивизма XX. века представляет собой непре­станные модификации основных положений, сформулированных первона­чально Венским кружком, попытки привести их в соответствие с дан­ными науки. Поэтому неопозитивизм отличается крайней сложностью и многочисленностью вариантов решения отдельных проблем. В эволюции неопозитивизма можно выделить несколько стадий: 1 -логический ато­мизм /Б.Рассел, ранний 1.Витгенштейн/; 2 -логический позитивизм /Венский кружок, А.Айер, Берлинская школа/; 3-семантический пози­тивизм; 4 -лингвистический анализ, или философия обыденного языка /Дж.Мур, поздний Л.Витгенштейн/. Мы рассмотрим две основных разно­видности неопозитивизма: логический позитивизм и философию лингви­стического анализа, поскольку логический атомизм можно рассматри­вать в качестве подготовительного этапа логического позитивизма,. а семантический позитивизм - как переходную форму между логическим и лингвистическим позитивизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: