Философия лингвистического позитивизма является не только вторым основным этапом развития неопозитивизма, но и второй основной его разновидностью. Она получила наибольшее распространение в Англии, США и других странах Запада в 30-60 годы XX века. В отличие от логического позитивизма лингвистический позитивизм интересуется не языком науки, а свойствами реально функционирующего обыденного языка.
Впервые метод философского анализа естественного языка был разработан Дж.Муром, который практиковал лингвистический анализ. Философское обоснование лингвистического анализа обыденного языка было осуществлено Л.Витгенштейном в главном произведении позднего периода - "Философских исследованиях".
Философская эволюция Л.Витгенштейна - одного из крупнейших и влиятельных представителей западной философии XX века - сложна и противоречива. В начальный период своей деятельности в "Логико-философском трактате" Витгенштейн разрабатывает программу создания универсального идеального языка науки. В "Философских исследованиях" он признает ошибочность своей прежней концепции, называет несостоятельными любые претензии философии на общефилософские положения. Разочаровавшись в идеале научного языка, он обратился к анализу эмпирического употребления естественного языка. "Поздний" Витгенштейн утверждает, что если философы хотят сделать что-нибудь полезное, то это возможно не на пути бесплодных поисков необходимой логической структуры языка, а на основе изучения его конкретных функций, того, как язык "работает" в различных случаях. Он сделал упор на прагматический аспект изучения повседневного языка.
|
|
Центральной проблемой для Витгенштейна остается проблема природы философии. Но главным для него является теперь не столько доказательство бессмысленности философских проблем, сколько выявление их источника. Этот источник усматривается в неправильном употреблении языка, в нарушении его логики. "Философские проблемы возникают тогда, когда язык "ушел на отдых". "Нормальная" работа языка не порождает никаких философских проблем, появление последних - верный симптом неадекватного использования языка, утверждает Витгенштейн.
лингвистическая философия причину философских заблуждений видит в самой "логике" языка, его "глубинной грамматике", порождающей парадоксальные предложения /типа предложения, на которое обратил внимание Мур: "Идет дождь, но я в это не верю"/. Философские заблуждения устраняются путем прояснения и детального описания естественных способов употребления слов и выражений, включения слов в органически присущие им контексты человеческой коммуникации /"языковые игры"/. Естественные языки, по Витгенштейну, есть конвенциональные построения, наподобие развлекательных игр. Но если язык - это "игра", то, значит, допустимы и произвольные изменения его структуры, с целью его "терапии".
|
|
В отличие от логических позитивистов, сторонники лингвистической философии не призывали к "усовершенствованию" естественного языка по образцу формализованных логических языков или языков науки. Они разработали сугубо "терапевтическую" интерпретацию целей и задач философии. Философствование - это не теоретическая, а негативно-критическая деятельность; цель ее заключается в овладении многообразными "терапевтическими" методами, благодаря которым проясняется реально функционирующий язык и устраняются философские и иные неверные обобщения, оцениваемые как своего рода заболевания.
Несмотря на значительные различия во взглядах представителей лингвистической философии, всех их объединяет понимание философии как критико-аналитической деятельности. Вслед за Витгенштейном все они считают, что философские проблемы возникают в результате нарушения норм использования обыденного языка, злоупотребления повсед невным языком. Средством же прояснения деятельности языка служит анализ речевой" практики.
Лингвистические философы убеждены, что их анализ языка не имеет ничего общего с "метафизическими" положениями предыдущих философских направлений. Действительно, классический позитивизм претендовал на то, что он является "единственно научной философией", Вслед за этим логический позитивизм, хотя и отказался от идеи философии как научной теории, все же считал себя научной философией, аспектом научной деятельности. Лингвистический же позитивизм отказывает философии и в этом, хотя и претендует на статус метафилософии, т.е. на роль своеобразного судьи в отношении других философских концепций. Философия рассматривается им в качестве своеобразной "критической техники".
Широкое распространение философии неопозитивизма в кругах западной научной и технической интеллигенции объясняется тем, что неопозитивизм, занимаясь философским анализом новейших достижений естествознания и математики, выдавал себя за единственно возможную научную философию. Он научил философию говорить на привычном для ученых языке о близких им проблемах. Среди позитивистов было немало крупных ученых, давших ценные результаты в различных областях научного исследования. В частности, ценными были такие достижения позитивистов, как учение Конта о всеобщей классификации наук, логические исследования Милля, критика Махом ограниченности классической механики, работы Бриджмена в области физики, Винера в области кибернетики, Геделя в области математики.
Заслугой неопозитивизма является разработка средств логического анализа языка науки, аппарата символической логики, постановка проблемы смысла и значения и многое другое. Все это способствовало признанию и широкому распространению философии неопозитивизма во многих странах англосаксонского мира, причем в таких странах, как Великобритания, Австрия и Новая Зеландия, имеет место абсолютное ее преобладание во всех сферах философской науки. В Англии, например, знакомство с аналитической философией считается полезным не только для философов-специалистов, но и для тех людей, которые собираются посвятить свою жизнь административной или политической карьере, бизнесу, юридической практике, богословию. Овладение аналитической философией способствует развитию высокой логической культуры, умению аргументировано обосновывать свою и критиковать чужую позицию, использовать разнообразные семантические возможности языка. Однако попытка позитивизма создать подлинно научную философию, устранив из науки философско-мировоззренческую проблематику, потерпела полную неудачу и привела к появлению различных течений постпозитивизма.