VI. Русская народная вышивка XVIII-XIX ВВ. Горьковский гипюр

Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища пламенели пышными узорами. Кру­жево, ткачество, нашивки из гладких и фактурных тканей, лент, тесь­мы. И других материалов составляли на этих предметах сложный, а за­частую и многоярусный узор. В декоративном же оформлении празд­ничного костюма и предметов убранства крестьянской избы в торжественные дни предпочтение отдавалось ручной вышивке. Расп­ространение ручной вышивки в прошлом объясняется следующими об­стоятельствами. По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься укра­шением тканей все свое свободное время. Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные

приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие траты были только на приобретение игл, недостающих кра­сителей и, частично, ниток для вышивки. Все зависело от умения жен­щин вышивать и знания местных особенностей красочного оформле­ния праздничных и будничных предметов быта. Искусно вышитый узор превращал любую даже самую немудреную ткань, в подлинное произ­ведение искусства. Русские женщины с давних времен славились мас­терством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. С детских лет они обучались этому сложному, но увлекательному искусству. Жены и дочери обязаны были обеспечи­вать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметов из тканей. Кроме того, каждая девушка готовила специаль­ные полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались опре­деленные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особеннос­ти вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их.

В центральных промышленных районах России, куда входили Вла­димирская, Московская, Калининская, Ярославская, Костромская и Горьковская области, вышивка сочетала в себе характерные особеннос­ти народного искусства севера и юга. В этих районах, как и в других, широко было распространена вышивка с четными и свободными шва­ми. Однако и трактовка традиционных мотивов, и варианты приемов выполнения общеизвестных швов, имели свои характерные черты.

Горьковские гипюры. Уникальная строчевая вышивка — горьковские гипюры — известны мастерицам только в Нижегородской (бывшей Горьковской) области. Сложилась эта своеобразная техника вышивки во второй половине XIX века в Нижегородской губернии, в период ин­тенсивной работы народных мастериц на городского покупателя.

Выполняется вышивка по сетке с большими ячейками, размером до одного сантиметра. Узорные разделки на такой сетке отличались от обычной дополнением штопки, настила, воздушной петли, длинными стежками, образующими выпуклый, высоко поднимающийся над фо­ном рельеф. Такая строчка получила местное название — гипюр. Длин­ные стежки узорных разделок могли располагаться в пределах одной-трех ячеек сетки. Цепляясь за перекрестья столбиков, они образовыва­ли нежные прозрачные или пухлые удлиненные формы. Их рельеф­ность зависела от числа стежков, положенных на одно место, и толщи­ны ниток, которые могли быть обычными катушечными или мягкими, типа мулине в шесть сложений, образующих пасму. Из этих прозрач­ных и выпуклых форм мастерицы создавали бесчисленное количество различных мотивов. Наиболее известными из них являются бабурка — в виде прозрачной многолепестковой ромашки, выполненной в одну

нитку, минутка — прозрачный цветок с четырьмя лепестками, пушис­тые восьми- и шестнадцати лепестковые ромашки, различного вида ро­зетки и звезды. Рельефные пушистые мотивы объединялись с плоской копеечкой в виде плотного кружочка или ромба, колокольчиком в виде плотного кольца с горошиной в центре, пирамидкой в виде плотного треугольника и с другими мотивами.

Объединяя эти плоские и рельефные мотивы, мастерицы строили красивый ажурный орнамент, вписывая мелкие мотивы и геометричес­кие фигуры, где преобладали ромбы с округлыми углами. Такие сборные мотивы у мастериц носили название — цветок. Цветки располагали ря­дами, в шахматном порядке или собирали группами, образуя крупные ромбовидные формы, собранные из нескольких отдельных элементов.

Оставшиеся ячейки сетки между основными орнаментальными формами заполняли легчайшими, как дымки, разделками, называемы­ми — воздушная петля и паутинка. Их выполняли одной тонкой нит­кой. Для контрастного выделения узоров мотивы окружали цепочкой незаполненных ячеек. Это придавало вышивке необходимую четкость и вместе с тем усиливало впечатление легкости ажурного узора, как бы сотканного из сказочных, невесомых кристаллов.

Традиции этой великолепной сквозной вышивки бережно хранятся и творчески развиваются на двух строчевышивальных фабриках, распо­ложенных в Нижегородской области.

Городецкая строчевышивальная фабрика, организованная в 1923 году, специализируется на выпуске женской одежды. Самые на­рядные блузки, платья и костюмы украшаются здесь красивым ажуром горьковских гипюров с рельефными пушистыми узорами. Они пользу­ются неизменным спросом у покупателей и в нынешнее время. Чкалов-ская строчевышивальная фабрика, основанная в 1924 году с такой же нарядной декоративной вышивкой выпускает столовое и постельное белье. На фабрике в равной степени применяют геометрические и рас­тительные мотивы. В настоящее время процесс вышивки на этих фаб­риках частично механизирован. Машиной 22 класса производится, об­вив сетки и края строчевых мотивов. Узорные же разделки выполняют вручную или тоже на машине 22-А класса. По своеобразию витиеватого орнамента и красоте фактуры горьковские гипюры не имеют себе рав­ных среди многочисленных приемов современной вышивки.

VII. Составление плана работы

1. Приобретение необходимых инструментов и материалов.

2. Исследование схемы и внесение своих изменений.

3. Разработка технологического процесса.

4. Составление перечня оборудования, инструментов и приспособ­лений.

5. Практическая работа по изготовлению панно.

6. Экономический расчет.

7. Разработка этикетки.

8. Оформление описательной части проекта.

9. Анализ выполненной работы.

Составление плана работы \ Выбор формы и размера / \ Разработка этикетки
       
Экономический расчет Вышивка Литература
       
Внешний вид Оборудование и инструмент Требования к изделию

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: