Рефлексия

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. РЕНЕССАНС. НОВОЕ ВРЕМЯ

Единая культура Запада на самом деле распадается на три культуры…нужды нет,что истоки Ренессанса приходится искать в средневековье,как исток культуры нового времени в Ренессансе…Мир средневековья -неподвижный,извечно данный мир иерархически координированных понятий завершающийся, всеохватывающимся понятие Бога, tns realisimum, и соответствующих понятиям вещей-символов.Мир Ренессанса- непрерывно становящийся мир творчески самораскрывающихся форм. Мир Нового времени столь же динамичен,как мир Ренессанса. Но ему недостает того,что роднит мир Ренессанса со средневековым: гармонической целостности.

П. Бицилли

Рефлексия античной культурной традиции, прошла целый ряд этапов в ходе которых отношение к ней трижды менялось коренным образом. Вместе с тем все эти изменения осуществлялись на единой мировоззренческой основе, которая была связана с ролью Христианского религиозного вероучения.. Соответственно этой идейной установке в эпоху Средневековья, Ренессанса

и Нового Времени осуществлялись поиски синтеза христианской доктрины и античной гуманистической традиции в ее греческом и римском варианте. Формы синтеза менялись в ходе различного понимания создателями христианской культуры отношения между верой и разумом. В Средние века при всех различиях в понимании этого отношения представителями различных направлений христианского вероучения и связанных с ним философских доктрин(теистов, аверроистов, томистов),античное наследие используется только, как одно(причем не главное) средство доказательства истинности священного писания. При этом отношение к античному наследию менялось от чисто негативного,способного ввести христианина только в заблуждение, до позитивного.. как источника знаний необходимых для лучшего понимания истинности слова божьего,текстов Священного писания.и тех нравственных обязанностей. которые оно предъявляет каждому человеку.

III

ВЕК

Начало «языческого средневековья »

200 Лонг –греческий писатель, автор буколического романа «Дафнис и Хлоя»
202 Септимий Север издает «Истинное слово» - первый указ против христиан. Император Максимилиан обрушивается на церковную иерархию.
212 Каракалла – император, вводит в Риме культ Солнца.
220 Диоген Лаэртский. «Жизнеописания и мнения знаменитых философов» в 10 книгах.
30-80 годы Всеобщий кризис римского мира
В середине 3 века начинается активная борьба империи с христианством. Особую популярность во всех провинциях Римской империи получают в 3-4 веках мистерии Митры. «Тайный культ Митры сумел соединить иранское наследие с греко-римским синкретизмом» (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.2. С. 275.). Распространение герметизма, религиозно-философского течения с элементами платонизма, стоицизма, пифогореизма, халдейской астрологии и персидской магии, носящего эзотерический характер. Упадок Платоновской академии, продолжавшийся до 150 года, положил начало формированию новые философских школы (диатрибы) они появились в Риме, Афинах, Александрии, Лариссе и других центрах. Руководили ими профессиональные философы или «индивидуальные наставники, придерживавшиеся различных взглядов. В некоторых из них не допускались к обучению «простые люди», другие довольствовались публичными выступлениями в духе греческой традиции. Ведущую роль играл среди них неоплатонизм.Оформление неоплатонизма [53] начинается в 203 году в Александрии с создания в Александрии его родоначальником Аммонием Саккасом христианской теософской школы. Позднее в ней работали его ученик Ориген (язычник) и систематизатор неоплатонизма Плотин. Возможно, ее слушателем был и знаменитый христианский мыслитель раннего средневековья Ориген. В 234 году школа получила церковный статус, а в конце 4 века была закрыта епископом Теофилом.
204-270 Плотин систематизатор неоплатонизма, ученик Аммония Саккаса. В 244 годуосновывает в Риме школу неоплатоников, позднее в ней работал и его ученик Порфирий.
232-304 Порфирий – философ неоплатоник,ученик и издатель сочинений Плотина. В старости руководил в Риме философской школой. Комментатор Платона и Аристотеля. Автор многочисленных сочинений по риторике, грамматике, астрономии, математике –наукам., которые позднее вошли в состав т.н. «свободных искусств». В процессе систематизации семи свободных наук Боэций, Августин, Коссиодор опирались на идеи Порфирия. В Средние века его сочинения» использовались в качестве учебных пособий.
250 Эдикт Деция, обязывающий всех граждан Рима под страхом репрессий приносить жертвы римским богам.
250-325 Лактанций – христианский писатель-апологет, ритор,стихотворец. До крещения был преподавателем риторской школы в Никомедии. По философским убеждениям был близок к стоицизму. Автор «Божественного установления» - одной из известнейших христианских апологий. Его называли христианским Цицероном. С позиций раннехристианского антропоцентризма выступал против античных мыслителей, которые принижали человека как природное существо (в этом отношении интересна его отношение к герметизму) [54]. Некоторые идеи Лактанция были в 15 веке восприняты итальянскими гуманистами (в частности, Манетти), в борьбе против проповеди христианского аскетизма»[55].
257-258 Регулярные преследования христиан при императоре Валериане.
  Порфирий издает сочинение Плотина «Эннеады» (начало записи сочинений Плотина).
260-303 Затишье в преследовании христиан. Быстрое распространение христианства.
282-246 Сделан первый перевод Библии на европейские языки, получивший название «Септуагинта». 70 переводчиков-иудеев из Александрии осуществили перевод библейского текста на греческий язык. Перевод включал 50 книг «Ветхого завета».
  Основание сирийской неоплатонической школы Ямвлихом.
     

IV

ВЕК

Утверждение христианства в качестве господствующей религии. Борьба с арианством [56].

Золотой век патристики (IV – первая половина V века).

Последствием потрясших церковь во 2 в. кризисов стало систематическое богословие, что было связано с критикой гностических сект, пытавшихся синтезировать античную философию, восточный мистицизмом и христианскую доктрину. Его окончательное оформление было осуществлено в IV- начале V веков благодаря деятельности т.н. «Капподакийских отцов»: Василием и Григорием Нисскими и Григорием Назианзином, а также представителями поздней греческой патристики Дионисием ареопагитом и Иоанном Дамаскиным. Если представители ранней патристики были связана непосредственно с апостольской традицией и стремились придать ей систематический богословский характер путем синтеза ее с эллинистической философией, то иную цель ставили перед собой «капподакийцы». Они стремились использовать античное наследие с целью создания «тотальной христианской цивилизации» и превратить античную философскую мысль в «служанку богословия». Христианская доктрина, при этом, обретала ортодоксальный характер и рассматривалась, как «законная преемница» греко-римской культуры западной – римской патристики Августином и восточной – греческой, представленной кападокийцами лишь частями. Водораздел между этими двумя тенденциями предопределил два полюса в развитии христианской культуры: латинский, центром которой был Рим, и греческий центром, которой стал Византий (Константинополь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: