Культура нового времени

Рассматривая мир как«природу, человек привносит его в самого себя понимая, себя,

как личность, он делает себя господином

своего собственного существования,

проникаясь волей к «культуре» он берет

на себя построение собственного бытия

Р. Гвардини «Конец Нового времени».

Культурная эпоха, которую принято обозначать, как «Новое время»,охватывает временной период в два века XVII и XVIII,который занимает в истории культуры определенной место обозначающее переход от традиционно-рефлекторной к современной – личностной ее форме. Вместе с тем, каждый из этих веков, образующих культуру Нового времени имеет и свое особое лицо. XVII век принято именовать – веком культуры Разума,в силу того,что это был период доминирующего воздействия на всю сферу культурной деятельности,начиная от науки и искусства и кончая этикой, политикой и правом,рационалистических принципов утверждавших мысль об определяющее роли разума не только в познании природы,но так же природы человека и его деятельности людей. Иной принцип воодушевлял создателей культуры XVIII-века-просветителей, давших имя этому периоду европейской культуры,названному «Век Просвещения»Век Просвещения. Не отрицая,в целом, достижения культуры века Разума, они выступили против обезличивая человеческого Разума и его апологетического истолкования его возможностей.По словам одного из его виднейших представителей просветительской идеологии великого немецкого философа И. Канта к разуму следует относится не апологетически,а критически и связывал представление о культуре не с разумом,как таковым,а со способностью человека поставить все достижения его разумной деятельности на службу человеку- свободному выражению его, как свободной личности,способной ставить перед собой любые цели.

Развитие культуры в Новое время было тесно связано с двуединым процессом: создания научной картины мира и осмысление человеком себя в качестве не объекта,а субъекта познания и творчеств что с неизбежностью вело к коренной периориентации всего культурного процесса и изменению традиционных представлений о культуре. Конкретное выражение это нашло в утрате традиционной связи культуры с космологической идеей,и замену ее идеей антропологической.

Представление о мир,который виделся людям античности телесным и разумным объектом – космосом, а людям Средневековья и Ренессанса – универсумом -объектом в котором воплощен Божественный разум его творца, в принципе лишало человеческую жизнь,какой бы то ни было автономии и самостоятельности по отношению к общемировому процессу. Создание культуры разума, открывшее путь формированию научной картины мира, стало основой обретения человеком, нового культурного статуса-субъекта культуры, а вместе с тем предопределило антропологическую направленность всего культурного процесса. Изменилось и смысловое содержание самого термина культура,которое обозначае культуру, как средство реализации «верховных ценностей»,право человека «жить своим умом»,а не следовать «велениям» Мирового Ума в каком бы качестве он ни выступал, в суждениях античных авторитетов или христианских ортодоксов будь то Платон и Аристотель или Отцы церкви – творцы христианской теологии. Этот новой взгляд на культуру открывал путь формированию нового человека- как свободой личности, способной ставить перед собой любые цели в их свободе используя при этом, все достижения культуры прошлого. При этом свободный выбор любых целей своей жизни и деятельности, становится его законным и неотъемлемым правом личности,которое должно быть закреплено законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: