Виды и свойства ассортимента торгового предприятия. Порядок формирования ассортимента товаров в магазине

ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Учебно-методическое пособие

САМАРА


ББК 65.42

УДК 339.142(07)

Э-40

Дисциплины специализации. Учебно-методическое пособие / Автор-составитель С.И.Нестерова. - Самара: МИР, 2009. - 46 с.

Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному государственному экзамену по блоку «Дисциплины специализации» содержит краткие ответы на вопросы по блоку и список рекомендованной литературы.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии».

Рецензенты: к.т.н., доц. В.Е.Павлович, к.ф.н., доц. Г.В.Погодина

Печатается по решению Научно-методического совета

Международного института рынка

Ó Международный институт рынка, 2009


Содержание

1.Виды и свойства ассортимента торгового предприятия. Порядок формирования ассортимента товаров в магазине. 4

2.Понятие оптовой торговли. Виды предприятий оптовой торговли. 6

3.Понятие розничной торговли. Виды предприятий розничной торговли. 11

4.Типы предприятий общественного питания и их характеристика. 12

5.Материальное стимулирование труда на торговых предприятиях. 15

6.Понятие и основные виды прибыли торгового предприятия. Факторы, влияющие на прибыль. Распределение прибыли в торговле. 16

7.Понятие, состав, виды оптового и розничного товарооборота. 18

8.Современные методы продажи товаров и обслуживания покупателей в магазине 19

9.Современные принципы выкладки и размещения товаров в торговом зале магазина 21

10.Современные принципы размещения товаров на хранение на предприятиях торговли 25

11.Сущность и содержание процесса приемки товаров в магазине. 27

12.Сущность и состав издержек обращения торгового предприятия. 29

13.Требования к устройству и планировке торгового зала магазина. Показатели эффективности использования торговой площади. 31

14.Управление товарными запасами на предприятии торговли. 32

15.Организация внутримагазинной рекламы и информации. 33

16.Методы государственного регулирования товарного обращения. 36

17.Договоры, используемые в коммерческой деятельности торговых предприятий. 38

18.Принципы организации заработной платы в торговле. 39

19.Правовой статус малых предприятий. 40

20.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства 42

Рекомендованная литература. 46


Виды и свойства ассортимента торгового предприятия. Порядок формирования ассортимента товаров в магазине

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

Классификация видов товарного ассортимента может производиться по следующим основаниям:

1.По степени важности для предприятия:

1.1.Основной ассортимент включает товары, пользующиеся повышенным спросом. Продажа, в первую очередь, именно этих товаров, приносящих наибольшую прибыль, является целью деятельности предприятия. Необходимо обеспечить постоянное присутствие на складе основного ассортимента.

1.2.Дополнительный ассортимент включает товары, придающие завершенность основному ассортименту. Это дополняющие товары, товары импульсной покупки, товары для особых случаев, отсутствующие в других торговых местах. Например, расходные материалы при продаже оргтехники; светильники, портьеры, ковры в мебельном магазине.

Дополнительный ассортимент может не всегда присутствовать на складе, меняться по наименованиям, т.е. относится к категории переменного ассортимента.

2.В зависимости от количества товарных групп в ассортименте:

2.1.Широкий ассортимент состоит из множества товарных групп, в каждой из которых представлено большое количество товаров. Наиболее широкий ассортимент представлен в гипермаркетах (более 100 000 наименований), супермаркетах (до 100 000 наименований), торговых домах, крупных оптовых компаниях.

2.2.Узкий ассортимент – состоит из небольшого числа товаров нескольких товарных групп (3 - 5).

2.3.Специализированный ассортимент состоит из 1 – 2 товарных групп.
Специализированный ассортимент привлекает тех покупателей, которые хотят иметь широкий выбор товара и получить квалифицированное обслуживание и консультацию.

3.В зависимости от количества похожих товаров:

3.1.Глубокий ассортимент – представлено много вариантов похожих или аналогичных товаров (например, разная упаковка зубной пасты, гелей, эликсиров).

3.2.Плоский ассортимент – представлено небольшое число разновидностей товаров. Следует тщательно подбирать товары, ориентируясь только на самые ходовые.

4. В зависимости от степени дифференциации товара:

4.1.Простой ассортимент состоит из простых недифференцированных товаров (металлопрокат, овощи, сахар, крупы и т.д.).

4.2.Сложный ассортимент состоит из основных, дополняющих, взаимозаменяемых товаров или товаров, имеющих в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (обувь: фасоны, размеры, цвет, украшения и т.д.)

4.3.Смешанный ассортимент – в нем представлены совершенно разные товарные группы: продукты питания, товары бытовой химии, товары для личной гигиены, газеты и т.д.).

Свойства ассортимента – специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.

Широта ассортимента количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

Полнота ассортимента – характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту определяют или по нормативным документам, или как максимальное количество товаров группы на рынке.

Глубина ассортимента – характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров).

Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определенный период времени.

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счет новых товаров.

Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе.

Устойчивость – определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.

Гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учетом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим четырем этапам:

− определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине;

− осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;

− определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов (в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров);

− разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингентам покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, является размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся (или планируемую) структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

В рамках потребительских комплексов выделяют микрокомплексы, которые могут быть организованы как постоянные, так и сезонные. Особое внимание следует уделять организации постоянных микрокоплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке.

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутригруппового анализа оборачиваемости товарных запасов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: