Для сохранения логичности суждений

при решении длинного ряда однотипных задач"

Учитель говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обо­значающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора», земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук,
молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица,
велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот,
стены)

Д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш,
делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы,
наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать,

слово) и) Война (самолет, пушки, сражения,

ружья, солдаты )

6. Упражнение "Формирование способности оперирования смыслом"

"Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подо­брать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл по­словицы, например:

Семь раз отмерь, а) Если сам отрезал

Л. _ а один раз отрежь

неправильно, то не следует винить ножницы

б) Прежде чем сделать,
надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил
семь метров ткани и
отрезал

Правильный выбор здесь "Прежде чем сделать, надо хо­рошо подумать", а ножницы или продавец лишь частнос­ти и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше а) Одну хорошую книгу
прочесть полезней, чем
семь плохих

б) Один вкусный пирог
стоит десяти
невкусных

2. Поспешишь людей насме­шишь а) Клоун смешит людей

б) Чтобы сделать
работу лучше, надо о
ней хорошо подумать

в) Торопливость может
привести к нелепым
результатам

3. Куй железо, пока горячо а) Кузнец кует горячее
железо

б) Если есть

благоприятные возможности для

дела, надо сразу их использовать

в) Кузнец, который
работает не торопясь,
часто успевает
больше, чем тот,
который торопится

4. Нечего на зеркало пенять,

коли рожа крива а) Не стоит кивать на
обстоятельства, если
дело в тебе самом

б) Хорошее качество
зеркала зависит не от
рамы, а от самого стекла

в) Зеркало висит криво

Релаксационное упражнение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: