Основные теоретические положения

I. Византийская империя (395-1453 гг.) явилась прямой наследницей эллино-римской культуры, своеобразным связующим звеном между Европой и Ближним Востоком. Ослабление её влияния на Западе сопровождалось одновременным усилением влияния на Восточную и Юго-Восточную Европу.

В отличие от Западной Европы именно светская власть императора определяла сущность взаимоотношений с духовной властью патриарха и имела монополию на образование. В связи с этим светское направление становилось доминирующим в педагогической мысли и практике византийского воспитания и образования. Наиболее значительный вклад в развитие просвещения в Византии был внесён императором Константином VII Багрянородным (905-959). А деятельность таких просветителей, как патриарх Фотий, Михаил Пселл, способствовала утверждению светских идеалов образования.

За тысячелетие своего развития Византия усвоила многие культурные ценности народов Востока, но доминирующую роль при этом сохранял греческий элемент, что нашло отражение в языке, деятельности школ, отношении к научному знанию, стремлении сохранить культурное наследие античных авторов.

Социальный статус образования и образованности в Византии был очень высоким; ограничений на получение образования не существовало, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться.

Система образования была представлена деятельностью школ грамоты (элементарные школы), государственными, церковными, частными грамматическими школами, предоставляющими повышенный уровень образования, высшими школами, одной из которых стал Аудиториум (425 г., Константинополь; среди его выпускников были знаменитые просветители Кирилл и Мефодий, организовавшие в славянском мире школы «ученья книжного»). Также существовали монастырские школы, домашние академии и др. Обучение в большинстве школ, за исключением дворцовых и монастырских, было платным.

Значительное внимание в Византийской империи уделялось воспитанию, характерными чертами которого были: высокая культура домашнего воспитания, сочетание умственного воспитания с трудовым, нравственно-христианское понимание жизненных добродетелей.

Разнообразные аспекты сущности воспитания представлены в наследии византийских мыслителей, заключавшем в себе слияние и переплетение античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека деятелей и мыслителей восточной православной церкви. Ведущими идеями, отразившими влияние античных философов, явились: представление о человеке как «микрокосмосе»; приоритетность самопознания перед постижением внешнего мира; воспитание человека, подготовленного к духовному самосовершенствованию и добродетельной жизни; неразделимость умственного и духовного воспитания.

Самыми известными христианскими теологами, высказавшими суждения по поводу воспитания и образования личности, были Григорий Богослов (330-390), Василий Кесарийский (330-379), Григорий Нисский (335-394), Максим Исповедник (580-662), Иоанн Дамаскин (675-753), Фотий (810-897), Симеон Богослов (949-1022), Михаил Пселл (1018-1078). Наибольшее значение в развитии педагогической мысли принадлежит трудам Иоанна Златоуста (ок. 344 - ок. 407), названного «вселенским учителем и святителем».

В целом, византийская культура и просвещение оказали существенное влияние на другие страны посредством распространения книжной грамоты, уважительного отношения к светскому знанию, пропаганды гуманистической концепции человека и его воспитания на основе признания ценности божественного духовного начала в его личности. Многообразные контакты с Византией содействовали также становлению древнерусской образованности; на русский язык переводились сочинения византийских авторов, многочисленные сборники, содержащие сведения по естественным наукам, истории, философии.

II. Средние века – исторический период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций, в котором принято выделять раннее Средневековье (V-X вв.), развитое Средневековье (XI-XIV вв.) и позднее Средневековье (XV-XVI вв.). Основными источниками средневековой культуры явились: во-первых, наследие античной цивилизации, т.е. наследие Западной Римской империи, в бывших провинциях которой началось преобразование античной культуры римского типа в средневековую; во-вторых, христианство, внедрившееся с Востока и ставшее великой духовной силой, объединившей население римских провинций и варваров, которые основали в этих провинциях свои королевства.

В эпоху Средневековья сложилась особая политическая система феодализма, имевшая свои юридические нормы, классы и сословия; установилось господство церкви как социальной структуры, религии как идеологии культуры и морали средневекового общества. В связи с этим на протяжении всех Средних веков наблюдается параллельное развитие и борьба двух тенденций в воспитании и образовании: духовной и светской. Всё это нашло отражение в педагогической мысли и практике.

Средневековое духовное образование было представлено системой церковных школ: приходские, монастырские (внешние и внутренние), соборные. Сосредоточием церковной культуры были именно монастыри, имевшие обширные библиотеки. На начальном уровне учащиеся осваивали чтение, письмо, церковное пение. Базовый уровень образования был представлен «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика, диалектика – «тривиум»; арифметика, геометрия, астрономия, музыка – «квадриум». Обучение в церковных школах осуществлялось на латинском языке, было индивидуальным, допускало суровые наказания розгой, палкой.

К расцвету Средневековья появился новый вид средневековой учёности – схоластика, цель которой заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания. В период Реформации школьное дело подвергается прогрессивным изменениям на основе идей доступности и равенства в праве на образование, обучения на родном языке, что нашло отражение в практике братских общинных школ.

Светское воспитание и образование дифференцировалось сообразно социально-классовой структуре средневекового общества. Для сыновей светских феодалов существовала «рыцарская школа» воспитания (с 7 до 21 года). Содержание её составляли семь «рыцарских добродетелей»: охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, игра в шашки, стихосложение и песнопение в честь «прекрасной дамы». Дети непривилегированных сословий получали семейное (домашнее) воспитание.

Однако к XI в. в связи с усилением роли городской культуры, ростом ремесленно-купеческих слоёв общества появляется потребность в светских городских школах. Они рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ. Следует обратить внимание на то, что обучение в них проходило на родном языке, имело практико-ориентированный характер и не исключало приобщения к религиозной нравственности.

Городские школы дифференцировались на школы счёта, дававшие элементарное образование, латинские (например, коллегии во Франции), дававшие повышенное образование. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоёв населения. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Название одной из древнейших парижских коллегий – Сорбонны – перешло со временем на весь Парижский университет. В Англии и Франции коллегии положили начало особым учебным заведениям – колледжам (Англия) и коллежам (Франция).

Также в XII – нач. XIII вв. появились высшие школы – университеты, наиболее известными из которых были: Болонский, Пармский и Моденский (Италия), Парижский (Франция), Оксфордский и Кембриджский (Англия), Саламанкский (Испания) и др. (см. Приложение «Старейшие университеты на карте Европы XII-XV вв.»).

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) школьная система развивается на основе идей гуманизма, натурфилософии, преемственности с античной культурой. Наиболее ярким примером такой гуманистической авторской школы может служить «Школа радости» итальянского педагога Витторино да Фельтре (1378-1446).

В целом, средневековые школы и особенно школы эпохи Возрождения содействовали процессу создания в Европе определённых образовательных систем сообразно потребностям общества и человека, состоянию культуры, научного знания.

III. Гуманизм – ведущее направление в философских учениях эпохи позднего Средневековья, ставшее основным в понимании сущности и целей воспитания. Гуманизм (лат. humanus – «человечный») – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его естественные права: на жизнь, свободу, всестороннее развитие, счастье.

В Италии, колыбели европейского Возрождения, сформировался «гражданский» гуманизм. Его представители – Леонардо Бруни (1370/74-1444), Маттео Пальмиери, Лоренцо Валла (1405/07-1457), Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – считали основной целью воспитания формирование социально активной личности, человека-гражданина, патриота, действующего на благо общества, а истоками воспитания – семью.

Идеал созерцания, свойственный средневековым учёным-схоластам, вытесняется идеалом действия. Основываясь на понимании природы человека как единства его телесной и духовной сущности, гуманисты предлагали для его гармонического развития осуществлять вместе с умственным и нравственным:

- физическое воспитание, которое наряду с традиционным развитием тела, укреплением духа, военной подготовкой предполагало также закаливание организма, гигиену отдыха;

- трудовое воспитание, так как «этим он может приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье» (Л. Альберти).

Новая политическая ситуация в Европе с конца XV в., характеризующаяся утверждением абсолютной монархии, подавляющей личность, ориентировала на проявление гражданской активности, самовыражения человека в научных занятиях. Очагами новой гуманистической культуры становятся кружки мыслителей, деятельность которых объединяла Платоновская академия во Флоренции (1459-1521).

Термин «humanitis» приобретает значение учёности. Переводы и комментарии трудов классической древности стали основным направлением развития культуры Возрождения, получившим название «филологического» гуманизма. Широкие филологические знания, достигаемые в большинстве случаев путём самообразования, дававшие человеку как бы внутреннее освобождение, уводили его вместе с тем от гармонического развития, что в результате привело в конце XVI в. к вырождению гуманистического идеала всесторонне развитой социальной личности в литературную образованность (см. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. – М., 1988. С. 94.).

Ещё в начале XVI века в Англии при Оксфордском университете под влиянием флорентийского платоника образовался кружок Джона Колета (1467-1519), в котором сложилось направление «христианского» гуманизма, ориентированного на противостояние средневековому схоластическому формализму и догматической религиозности в воспитании и образовании. «Христианский» гуманизм оказал наибольшее влияние на философско-педагогические взгляды Эразма Роттердамского (1466/69-1536), Томаса Мора (1478-1535).

В целом, ведущими педагогическими идеями гуманистов различных направлений являлись:

- утверждение необходимости сочетания античной и христианской культуры в выработке идеала воспитания личности;

- признание природного равенства всех людей на воспитание и образование;

- развитие активности человека в его стремлении к совершенству, благодаря чему обретается благородство и знатность (Эразм Роттердамский);

- необходимость осуществления гармонического воспитания человека в коллективе, обществе, созданном на новой социальной основе (утопический социализм Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы);

- обучение и воспитание в школах, основанных на уважении к личности ребёнка, признании его человеческого достоинства (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини);

- реализация энциклопедической программы обучения (Франсуа Рабле);

- опыт, эксперимент как основа человеческого знания и критического мышления (Мишель Монтень, Хуан Луис Вивес).

В начале XVI в. гуманистическая мысль вступает в непримиримое противоречие с движением Реформации по вопросу понимания природы человека, призыва к земной гармонии. Тем не менее, педагогические взгляды и идеи гуманистов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие гуманистических педагогических традиций.

IV. Педагогические традиции Древней Руси и Русского государства формировались в контексте историко-культурного развития восточнославянских народов. В разные периоды истории приоритетность таких факторов воспитания, как семья, церковь, школа, государство определялась по-разному.

Для дохристианского периода было характерно:

- главенствующая роль семьи, окружающего ребёнка мира народной культуры;

- половозрастная, социальная и общественно-трудовая дифференциация;

- включение детей с раннего возраста в различные виды деятельности как ступень подготовки к жизни;

- нравственно-религиозное воспитание в соответствии с языческим мировоззрением.

Основными средствами народного воспитания были фольклор, бытовые обряды, праздники.

В период существования государства Киевская Русь и русских феодальных княжеств (IX-XIII вв.) определяющими в воспитании и образовании являлись христианская вера, славянская письменность, политика правящей княжеской династии. По сравнению со средневековой Западной Европой следует отметить такие особенности, как:

- наличие ветхозаветного идеала воспитания, согласно которому почитались строгость, уважение отца, матери, беспрекословное послушание взрослым;

- постижение нравственных и религиозных истин в образно-поэтической форме через наставления, поучения на славянском языке;

- сохранение традиций семейного народного воспитания при тенденции государственного контроля, о чём свидетельствуют статьи «Русской правды» (1016).

На начальном этапе становления Руси (кон. X-XI вв.) отмечается концентрация просвещения в её стольном Киеве, а также в Новгороде. В домонгольский удельный период (XII в.) наблюдаются децентрализация очагов просвещения и одновременное развитие сети школ и образования в княжеских столицах: Чернигове, Смоленске, Галиче, Владимире-Волынском, Муроме, Полоцке, Турове, Переяславле, Рязани, Владимире-Клязьменском и др. По мере дезинтеграции Владимирской Руси (XIII в.) сеть школ охватывает и другие её города (Суздаль, Ростов, Ярославль, Тверь, Белоозеро, Переяславль-Залесский, Углич, наконец, Москва), хотя в монголо-ордынский период отечественному просвещению и был нанесён жестокий удар.

В период усиления Москвы и образования русского централизованного государства (XIV-XVI вв.) постепенно восстанавливаются и развиваются образовательно-воспи­тательные тенденции предыдущих эпох. Одновременно (нач. XVI в.) отмечается ориентация на западные образцы обучения, внимание к светской европейской культуре, к повышенному уровню образования.

Педагогическая мысль Русского государства представлена трудами епископа Луки Жидяты (XI в.), митрополита Илариона (XI в.), кн. Владимира Мономаха (1053-1125), Кирилла Туровского (1130-1182), Кирика Новгородца (1136-неизв.), Сергия Радонежского (1321-1386), Стефана Пермского (1340-1396), Епифания Премудрого (1380-1420), архие­пископа Геннадия (1430-1505), Нила Сорского (1433-1508), Максима Грека (1470-1556).

Следует подчеркнуть, что русская педагогическая мысль развивалась, прежде всего, в среде монашества. Она обобщала опыт монастырского воспитания и обучения, опираясь преимущественно на осмысление воспитательной практики Византии, и представляла философские сочинения античных и средневековых авторов, которые переводились на русский язык.

В целом, просветители содействовали утверждению добродетелей в воспитании и обучении через познание бога, веры, положительное отношение к грамоте, соблюдение нравственно-этических норм поведения на основе гуманизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: