double arrow

I. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.

Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки при наличии соответствующих потребностей и условий, вызванных процессами развития общественных отношений, утверждением более совершенных способов хозяйства, культурными достижениями. В связи с этим педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (см. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001. – С. 20).

Как наука педагогика характеризуется определёнными признаками: она возникла из потребностей общества передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям, имеет свой предмет (воспитание человека), собственный категориальный аппарат (воспитание, образование, развитие, обучение и т.д.), свои методы исследования, систему достоверных объективных обобщённых знаний о сущности, закономерностях воспитания, обучения, развития личности.

Однако следует заметить, что история возникновения и развития научно-педагогического знания происходила постепенно:

• зарождение педагогических идей в русле философских учений;

• формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений;

• переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Поэтому при подготовке вопроса о предпосылках зарождения научно-педагогического знания следует обратиться к высказываниям античных мыслителей, философов-гуманистов, отражающим те их идеи о воспитании, образовании, обучении, которые повлияли на дальнейшее развитие педагогической теории (воспитание как ведущий фактор развития личности, идея природосообразности и др.).

Рубежом становления педагогики как науки стала теоретическая и практическая деятельность чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он впервые попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения, руководствуясь педагогическим опытом различных стран, своим собственным, педагогическими наработками предшественников (В. Ратке). Эти изыскания воплотились во многих трудах Я.А. Коменского. Особое значение среди них имеет «Великая дидактика» (1632).

Используя материалы учебного пособия, дополнительную литературу, охарактеризуйте теоретические основы педагогического учения Я.А. Коменского, отразившие его общее философское видение мира:

• сенсуалистическое познание как основа педагогического процесса;

• человек – это «микрокосм», часть и «совершенное творение природы», которое имеет всё необходимое для образования;

• природосообразность воспитания и обучения;

• пансофия, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности;

• демократизм и гуманизм в организации школьного образования, воспитании личности.

Работая с текстом «Великой дидактики», сделайте выписки по следующим аспектам.

1. Понимание Коменским дидактики как «универсального искусства учить всех всему» (см. Введение. "Привет вам, читатели").

2. Значение школы как мастерской гуманизма, человечности (см. Гл. VIII, IX, X, XII, XXVII п. 3, 4).

Обратите внимание на вопросы.

w Как Коменский объясняет целесообразность возникновения и распространения школ?

w Почему школам нужно вверять молодёжь обоего пола?

w В чём сущность универсального школьного образования?

w Каковы шесть основных принципов, которые необходимо учесть при создании школ?

w Какие четыре типа школ предложил Коменский в соответствии с возрастом учащихся?

3. Новая организация школьного образования и обучения на основе принципа природосообразности, общие требования к обучению:

а) успешность (см. Гл. XVI «Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат»: формулировки «Основоположений» № I – IX и пункты «Исправлений» к ним);

б) лёгкость (см. Гл. XVII «Основы лёгкости обучения и учения»: формулировки 10 оснований, «Основоположений» № I – III и пункты «Исправлений» к ним);

в) основательность (см. Гл. XVIII «Основы прочности обучения и учения»: 10 оснований, «Основоположений» № I – V и пункты «Исправлений» к ним);

г) быстрота (см. Гл. ХХ «Метод наук»: 4 условия, необходимые «желающему проникнуть в тайны наук» и «Применение к искусству обучения наукам 9 правил»).

Обратите внимание на те положения общего характера, которые можно трактовать как дидактические принципы: наглядность («золотое правило дидактики»), последовательность и систематичность, прочность усвоения учебного материала, самостоятельность и активность и др.

Следует привлечь материал о сущности классно-урочной системы обучения, которая, по мнению Коменского, предполагает: неизменный состав учащихся, проведение занятий в точно определённое время по расписанию, одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету, ежедневное проведение занятий по 4-6 часов с учётом перерывов (перемен).

4. Приоритетность воспитания как фактора формирования добродетельного человека (см. Гл. XXIII «Метод нравственного воспитания»: формулировки 16 правил «искусства развивать нравственность»; Гл. XXVI «О школьной дисциплине»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: