“Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения”.
страна | название учебного заведения | время возникновения | цели школы | особенности организации и содержания обучения |
Практическое занятие № 4 -№5
Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
Цель: показать историческую закономерность и сущность процесса возникновения научно-педагогического знания.
Задачи:
1. сформировать представления о предпосылках зарождения педагогики как науки;
2. охарактеризовать основные подходы в истории педагогической мысли к осмыслению проблемы педагогики как науки и «искусства» (практики) воспитания и образования личности ребёнка.
Основные понятия:
педагогическая идея, педагогическая концепция (теория), педагогика как наука, педагогика как «искусство» (практика) воспитания, предмет педагогики, факторы развития личности, принципы и правила обучения;
Коменский Я.А.: сенсуалистическое познание, дидактика, природосообразное воспитание и обучение, «пансофия» и «пангармония» в воспитании, «золотое правило» дидактики, ступени школьного образования, материнская школа, школа родного языка, классно-урочная система обучения;
|
|
Гербарт И.Ф.: целеполагание и цели воспитания, или «практическая философия», взаимосвязь теории с практикой, многосторонний интерес в обучении, структура процесса обучения, управление воспитанием, воспитывающее обучение;
Ушинский К.Д.: педагогическая антропология, народность в воспитании, теоретическая педагогика, опытная (практическая) педагогика;
Каптерев П.Ф.: педагогический процесс, единство семейного, школьного и общественного воспитания, педагогический идеал, общечеловеческое и национальное в воспитании, теория обучения.
План.
1. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.
2. Теоретические основы педагогики И.Ф. Гербарта.
3. Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского.
4. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.
Форма отчётности: устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы № 4.2, 4.4.
Методические указания.