Ведущий предлагает:
а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость, скорбь, лесть и т. п.
б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.
Обсуждение.
Достаточны ли наши возможности выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?
Информация для педагога-психолога.
В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что человек выражает в общении. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить „маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, в компании, семье и т. д.). Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.
Занятие № 2. „Маски" в общении.
Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.
Порядок работы.
Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:
|
|
1) безучастности;
2) прохладной вежливости;
3) высокомерной неприступности;
4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание");
5) послушания или угодливости;
6) деланной доброжелательности или сочувствия;
7) простодушно-чудаковатой веселости.
(Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются.)
Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою „маску".
Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.
Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске. Инсценирование заканчивается „живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут (можно разыграть сцены из „Ревизора" Н. В. Гоголя).
Информация для педагога-психолога.
Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими „масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни, чем они помогают и чем мешают в общении.
Занятие № 3 (1 час). Искажение информации в общении.
Цель: показать, как мешает общению искажение информации. Ведущий предлагает участникам вспомнить знакомые упражнения:
Упражнение 1. „Зеркало" (см. стр. 80).
Упражнение 2. „Испорченный телефон" (см. стр. 89).
Обсуждение. Попытаться в свободной беседе выявить причины искажения информации в общении. Какие мысли, чувства, желания появились; как изменяют информацию пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех причин искажения информации, выявленных в беседе, выбрать наиболее часто встречающиеся.
|
|
Занятие № 4 (2 часа). Формирование образа партнера.
Цели: „чтение" и формулирование „подтекста" поведения партнера; выявление механизма ловушек в общении: стереотипа восприятия, переноса собственных чувств, навешивания ярлыков; разграничение понятий „партнер" и „построенный образ".