В условиях новой социалистической эпохи стройную педагогическую систему разработал Антон Семёнович Макаренко (1882-1939). Его деятельность – это вклад в теоретическую педагогику (её методологию, теорию воспитания), а также в практическую, связанную с организацией воспитания и перевоспитания детей и подростков в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского.
В связи с этим следует изучить общественно-педагогическую деятельность Макаренко и показать те факторы, которые повлияли на формирование его мировоззрения, такие качества личности, как целеустремлённость, гуманизм, патриотизм, коммунистическая идейность.
Раскрывая основные положения педагогической теории Макаренко, следует сосредоточить внимание на
• понимании им воспитания не только как объективного явления, но и специально организованного процесса, который начинается с педагогического проектирования, т.е. постановки цели и определения содержания её достижения («программа человеческой личности»);
|
|
• учении о коллективе: его роль в воспитании человека новой эпохи, признаки коллектива, стадии его развития, управление, положение личности в коллективе;
• концептуальных положениях о семейном воспитании.
Сделайте выписки из работы А.С. Макаренко «Цель воспитания» (1937), руководствуясь следующими вопросами.
w Почему необходимо «восстановить в правах педагогику»? Какие в связи с этим приводятся аргументы против педологии?
w Какая оценка дана марксизму в обосновании нового метода воспитания?
w Почему школьный коллектив должен стать основным объектом воспитательной работы и как следует понимать положение личности в коллективе?
w Какими качествами должен обладать коллектив?
Анализируя выдержки из доклада Макаренко на встрече с учителями школ Ленинградской области «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (1938), обратите внимание на следующие его идеи и утверждения:
• сочетание «педагогического требования» с уважением к человеку (с. 272);
• «…никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива» (с. 274);
• для воспитательной работы важны рекомендации по «форме, стилю, тону всей организации» (с. 274): такая форма есть коллектив (ученический в совокупности с педагогическим); стиль – деятельность педагога, его мастерство, обладание педагогическим тактом, не исключающая наказания, если оно необходимо; тон – мажорный, обеспечивающий постоянное движение, развитие коллектива к намеченной цели.