Идеи и концепции трудового воспитания и обучения
В истории педагогики.
Цель: проанализировать развитие проблемы трудового воспитания и обучения в истории педагогической мысли.
Задачи:
1. показать зарождение мыслей и идей о труде как цели и средстве воспитания, подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике, философско-педагогическом наследии мыслителей-гуманистов;
2. сформировать представление об основных подходах к вопросам трудового воспитания в истории зарубежной педагогики XVII-XIX вв.;
3. охарактеризовать вклад К.Д. Ушинского в осмысление трудового воспитания с позиций педагогической антропологии;
4. раскрыть сущность концепции А.С. Макаренко о трудовом воспитании детей.
Основные понятия:
трудовое воспитание, трудовое обучение, трудовой опыт (деятельность), политехническое (технологическое) образование, «азбука трудовых умений», метод проектов, традиции трудового воспитания;
виды труда: труд по самообслуживанию, ручной труд, ремесленный труд, промышленный труд, производительный труд, общественно-полезный труд;
|
|
идеи:
• труд как цель и ценность воспитания молодёжи,
• связь трудового воспитания с умственным и нравственным,
• труд как средство физической закалки и подготовки к жизни,
• труд как фактор психического развития человека,
• соединение обучения с производительным трудом,
• труд как средство подготовки к профессии,
• трудовая школа,
• введение ручного труда в систему школьного обучения,
• коллективный характер труда в сочетании с индивидуальным,
• труд как средство воспитания и перевоспитания.
План.
1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).
3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
Форма отчётности: устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы № 3.3, 3.4, 4.5.
Методические указания.