В педагогическом наследии советской эпохи Антону Семёновичу Макаренко (1888-1939) по праву принадлежит ведущая роль как теоретика новаторских подходов к воспитанию. Продолжая лучшие традиции гуманистической педагогики, осмысливая их в контексте социалистической эпохи, он предложил сосредоточить основное внимание на проблеме организации трудовой деятельности детей как необходимом условии формирования личности гражданина.
Исходной позицией явилось убеждение Макаренко в том, что учителя и ученики, родители и дети, их добрые взаимоотношения складываются в совместном созидательном труде при взаимном уважении к личности, достоинству каждого.
Следует подчеркнуть, что теоретические положения Макаренко о связи обучения с производительным трудом формировались на основе его опыта практической деятельности с детьми и подростками в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Это отчётливо прослеживается на примере его работы «Отношения, стиль, тон в коллективе». В этой работе Макаренко сосредоточил внимание на обосновании производительного труда как части воспитательного процесса, под воздействием которого созидательные и преобразующие силы, скрытые в ребёнке, подростке, получают выход в жизнь, что ускоряет процесс его становления – человеческого, гражданского, профессионального.
По результатам ознакомления с данной работой А.С. Макаренко заполните таблицу.
Таблица 7.