вопросы для сравнения | колония им. М. Горького | коммуна им. Ф. Дзержинского |
Цель трудовой деятельности. | ||
Виды и содержание труда. | ||
Организация трудовой деятельности, используемые технологии. | ||
Результат трудовой деятельности - материальный, - экономический, - педагогический. |
Сделайте выписки, характеризующие взгляды Макаренко на проблему организации производительного труда.
При этом руководствуйтесь следующими вопросами.
w Как Макаренко аргументировал необходимость введения в коллектив детей и подростков производительного труда?
w В чём достоинства и недостатки организации ремесленных мастерских?
w В чём преимущества («полезность») производительного труда?
w Какие педагогические принципы рекомендуются для организации производительного труда детей?
w Какова точка зрения Макаренко на оплату производительного труда воспитанников? Чем было вызвано её введение и как организовано распределение средств?
w Какие качества личности формируются в производительном труде?
w В чём своеобразие взглядов Макаренко на вопрос о взаимоотношении школы и производства?
При рассмотрении вопроса об организации производительного труда воспитанников в мастерских коммуны возможно показать преемственность с идеей кн. Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921) о соединении обучения с трудом как «интегральном образовании» (см. работу П.А. Кропоткина «Умственный и ручной труд» в «Антологии… о трудовом воспитании». – Т. 2; с. 328-346).
Ознакомление с другими работами А.С. Макаренко (особенно из серии «Лекции о воспитании детей в семье») позволяет понять, какое значение педагог придавал важности трудового воспитания ребёнка в семье, рассматриваемой им как первичный коллектив.
Макаренко подчёркивал, что необходимо своевременно приучать детей к активному участию в семейном хозяйстве, правильная постановка которого воспитывает коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентации, оперативность (см. лекцию «Семейное хозяйство»).
Не менее важным является ответственность родителей за систематическое и своевременное трудовое воспитание своих детей. Эту мысль Макаренко конкретизировал в лекции «Воспитание в труде».
Работая с текстом первоисточника, обратите внимание на следующие тезисы, подтверждающие необходимость трудовой подготовки детей.
• «…трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».
• «…трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости…», «…труд должен быть творческим…».
• «…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка».
• «Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека».
• «Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни».
Подумайте: с какими идеями К.Д. Ушинского созвучны данные мысли? В чём своеобразие взглядов А.С. Макаренко на значение труда в жизни человека по сравнению с К.Д. Ушинским?
Также обратите внимание на рекомендации по трудовому воспитанию в семье, среди которых Макаренко отмечает:
• постановку конкретной задачи трудовой деятельности;
• обеспечение свободы ребёнка в выборе средств её достижения;
• ориентацию ребёнка на ответственность за порученное дело;
• как можно более раннее начало трудового воспитания, преимущественно в игре;
• усложнение трудовых поручений с возрастом (см. перечень возможных трудовых поручений в семье, с. 56-57);
• соблюдение принципов интереса и посильности в выполнении трудового поручения;
• требование высокого качества труда.
Макаренко также описывает средства стимулирования «трудового усилия» у детей. К ним он относит:
• личный пример родителей;
• разъяснение необходимости выполнения трудового дела, его пользы;
• помощь в преодолении трудностей, воспитание терпеливости, настойчивость;
• просьба – «самый лучший и мягкий способ обращения»;
• принуждение – «от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного».
Подберите к данным утверждениям наиболее яркие цитаты из первоисточника.
В заключение отметьте, почему Макаренко не рекомендовал «применять в области труда какие-либо поощрения или наказания».