double arrow

Педагогическая система А.С. Макаренко


Антон Семенович Макаренко  (1888-1939) - один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, - этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях"). Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения.

Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. - имеют значение до сих пор.". В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему", - писал Макаренко.




Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: "Дети не готовятся к труду и жизни. а живут и трудятся, мыслят и переживают, в к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности". Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь я работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Педагогическая система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский  (1918-1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики  и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге "Разговор с молодым директором школы" Сухомлинский писал: "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя". Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.



Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника - к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий фонд и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия - "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном - в учении, а ведь учение - главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.



Структура деятельности социального педагога.

Соц.педагог в своей проф.деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, соц.становления. В центре внимания соц.педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Деятельность соц.педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окр.микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Соц.педагог по своему проф.назначению призван предотвратить проблему, своев-ременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различно-го рода негативных явлений (нравственного, физичес-кого, соц.плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить ок-ружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные соц.роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.

Соц.роли: посредник (между личностью и соц.службами), защитник (прав личности), участник совмест. д-ти (Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому ре-шать свои проблемы), дух.наставник (Соц. патронаж, забота о формирова-нии нравственных, общечеловеческих ценно-стей в социуме), соц.терапевт (Содействие личности в контактах с соответству-ющими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций), эксперт (Отстаивание прав, определение ме-тодов допустимого компетентного пед. вмешательства в решение его проблемы).

Выделяют следующие функции социального педагога.

Образовательно-воспитательная. Он обеспечивает целенаправленное пед.влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в восп.процессе средства и возможности соц.институтов, возможности лич-ности как активного субъекта восп.процесса.

Диагностическая. Он изучает медико-психол. и возрастные особенности, способности человека, вникает, в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

Организаторская. Организует соц-пед.деятельность детей и взрослых, их инициативу, творче-ство; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адап-тации, осуществляет взаимодействие мед, обра-зов., культурных, спортивных, правовых учреж-дений в соц-пед.работе.

Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса соц.раз-вития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся соц.работой."

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Учитывает и приводит в действие соц-правовые, юрид. и психолог. механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.

Организационно-коммуникативная. Способствует включению Добров-х помощников в соц-пед.работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает инф-ию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал пра-вовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер гос.принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Официально установлено 2 сферы, где введена должность социального педагога:

- образование (дошкольные, общеобразовательные учреждения; школы-интернаты, общеобразовательные учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и др.);

- здравоохранение;

- учреждения системы соц. защиты населения

- учреждения пенитенциарной системы

- комитет по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры).







Сейчас читают про: