В произведениях устного народного творчества

вопросы трудового воспитания формируемые качества личности примеры пословиц и поговорок
эмоционально-ценностное отношение человека к труду, идеал человека осознание труда как ценности и цели жизни: труд – счастье; труд – польза; труд – удача и др.  
качества личности, обеспечивающие успех трудовой деятельности прилежание, усердие, сноровка, быстрота, терпение  
качества личности, мешающие осуществлению трудовой деятельности лень, праздность, упрямство  
связь труда с профессиональной подготовкой (ремеслом) готовность к ремесленному труду  

Также подтвердите примерами следующие условия, средства и методы формирования трудовых качеств личности: учёт возрастных особенностей, интерес, преодоление трудностей, пример и т.д.

Сделайте вывод об общечеловеческом характере трудового воспитания в наследии народной педагогики.

В условиях формирования классового общества, дифференциации труда на физический и умственный складываются альтернативные взгляды на трудовое воспитание детей. Идеи о необходимости одних, преимущественно привилегированных слоёв общества, заниматься умственным трудом, других – трудиться, создавая материальные блага, характерны преимущественно для античной культуры.

Однако следует подчеркнуть, что отдельные философы положительно оценивали роль труда в воспитании. В связи с этим сделайте выписки цитат из работы Демокрита (ок. V – нач. IV вв. до н.э.).

Восточной же культуре, в целом, не было свойственно презрение к физическому труду. Следовательно, подчёркивалась важность трудового воспитания всех детей безотносительно социального происхождения; овладение профессией также считалось обязательной частью образования.

На этой основе формировались идеи о важности трудового воспитания и профессиональной подготовки у философов-гуманистов в эпоху Возрождения. Большинство из них были утопичны по своему характеру.

Обратитесь к выдержкам из работы английского философа Томаса Мора (1478-1535) «Утопия…» (1516).

Подтвердите словами первоисточника следующие идеи:

• ликвидация частной собственности и уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом;

• ремесленное воспитание в семье как идеал трудового воспитания;

• соединение воспитания и обучения с производительным трудом и профессиональной подготовкой;

• свободный труд как средство развития многосторонних способностей детей.

Следует сделать вывод, что требование Мора об обязательности трудового обучения и воспитания как непременного компонента всестороннего развития личности не потеряло своей ценности и в последующие эпохи.

II. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).

В эпоху Нового времени с позиций социальной (сословной) детерминации образования дал обоснование трудовому воспитанию и обучению английский мыслитель Джон Локк (1632-1704).

Обратитесь к работе Локка «Мысли о воспитании» (1693) (см. §§ 201-210).

Ответьте на вопросы.

w Какое место в программе воспитания будущего джентльмена должна занимать трудовая деятельность?

w Какие виды труда рекомендуются детям джентльменов? Каков смысл этих занятий?

w Какими трудовыми знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий джентльмен?

Подчеркните, что Локк высказал совершенно иную точку зрения на трудовое воспитание и обучение детей рабочих в составленной им записке «Рабочие школы» (1696), рассматривая труд не только как средство подготовки к жизни, но и возмещения расходов на обучение (см. История педагогики и образования... / Под ред. А.И. Пискунова; с. 209).

w Можно ли назвать школы для детей рабочих школами подготовки дешёвой рабочей силы? Почему составленный Локком документ не был принят?

Джон Беллерс (1654-1725) – известный экономист, автор ряда проектов общественного переустройства, в том числе путём трудового воспитания всего народа – углубил идеи гуманистов-утопистов о трудовом воспитании и обучении.

Анализируя выдержки из его работы «Предложения об учреждении трудового колледжа всех полезных ремёсел и сельского хозяйства», обратите внимание, как Беллерс

• обосновывает преимущества трудового обучения и воспитания без учёта социальной принадлежности ребёнка;

• аргументирует идею соединения обучения с производительным трудом;

• определяет сущность деятельности колледжа (промышленной школы) по реализации общественного характера воспитания детей, в т.ч. трудового.

Вопросы трудового воспитания в теории Жан-Жака Руссо (1712-1778) занимают особое место и тесно связаны с его концепцией воспитания свободного человека. В работе «Эмиль, или О воспитании» Руссо соотносит систематическое трудовое обучение и воспитание с третьим периодом возрастного развития ребёнка (см. Книга третья «Отроческий период жизни». – Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. проф. А.И. Пискунов; с. 225-233).

Подтвердите цитатами из первоисточника следующие утверждения Руссо.

• Труд – это обязанность каждого гражданина и средство существования человека (п. 137).

• Ручной труд (ремесленный) – самый предпочтительный с точки зрения свободы (пп. 138, 141).

• Включение ребёнка в систему труда должно быть ориентировано на формирование у него добродетелей: уважения к труду, честности, трудолюбия, силы, мужества и т.д. (пп. 145, 152).

• Ремёсла могут быть разнообразными, но следует обучать «полезным»; при этом выбор ремесла, которое необходимо освоить, остаётся за учеником (п. 147).

• Наглядный опыт, практическая трудовая деятельность, пример ремесленника-мастера, упражнения в трудовых операциях – основные средства в определении индивидуального характера трудовой подготовки.

• Ознакомление с разнообразными ремёслами благоприятно влияет на формирование физических качеств личности, готовит к профессиональной деятельности («искусству ремесла») (п. 150).

• При выборе ремесла необходимо руководствоваться интересом к нему и полезностью его для себя и общества (пп. 155-157).

• Обучение труду в сочетании с умственным образованием готовит к жизни в обществе (пп. 164-183).

Значительный вклад в развитие идей трудового воспитания и профессиональной подготовки внёс швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Трудовое воспитание рассматривалось им в связи с идеями развивающего обучения и гармонического развития личности. В соединении трудового обучения с образованием он видел залог будущего улучшения жизни народа.

Сохраняют также свою актуальность мысли Песталоцци о том, что

• трудовое воспитание и профессиональная подготовка являются важнейшими элементами умственного, физического и нравственного развития человека;

• любовь к труду, профессии следует прививать с детства;

• раннее формирование одного профессионального навыка может привести к деформации способностей человека.

Ценным является опыт практической реализации Песталоцци данных идей в приютах Нейгофа и Станца.

Вместе с тем, следует иметь в виду некоторые ошибки Песталоцци: прямолинейность сочетания обучения с производительным трудом, возможность самоокупаемости деятельности образовательного учреждения за счёт детского производительного труда.

Анализируя первоисточник «О воспитании бедной сельской молодёжи», обратите внимание на следующие вопросы.

w Почему необходимо организовать приют для бедных? Каковы цели и задачи данного учреждения? Какие условия необходимо учитывать при его организации?

w Что такое «разумное деятельностное трудолюбие»?

w Почему возможно соединить воспитательные задачи с промышленной деятельностью уже на ранних возрастных ступенях?

w Почему вовлечение бедняков в производительный (промышленный) труд является «безусловной необходимостью»?

w Каким условиям должна отвечать фабрика, куда будут посылать детей для обучения?

w В чём преимущества организованного трудового воспитания и обучения для самих бедняков, и какая выгода от их организации для предпринимателей?

w Каким требованиям должно отвечать учреждение, «воспитывающее для индустрии»?

Углубить ответы на поставленные вопросы поможет обращение к статьям «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии». В частности, обратите внимание на обоснование Песталоцци идеи реализации образования для индустрии, предполагающей в своей основе разностороннее умственное и нравственное воспитание.

Использование работы «В пояснение принципов и мнений, изложенных в № 37 "Швейцарского листка"» позволит расширить представления о взглядах Песталоцци на воспитательную функцию труда и формирование таких качеств личности ребёнка, как внимательность, способность к разумному суждению, послушание при выполнении поручений. При этом обратите внимание на ту роль, которую Песталоцци отводил в трудовом воспитании ребёнка его семье.

В Великобритании в условиях промышленного переворота интересную теорию и практику трудового воспитания и обучения предложил социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858). Критикуя современное ему общество за эксплуатацию труда, в т.ч. детского, он дал обоснование разумного подхода к устранению данного явления – это соединение обучения с производительным трудом, учитывающее педагогические и правовые нормы применения детского труда в промышленности (см. работу «Замечания о влиянии промышленной системы»).

Одним из теоретиков «школы труда» в конце XIX – начале XX вв. явился немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854-1932). Рассматривая труд в народной школе как предмет и принцип обучения, он видел его главную цель в формировании у детей таких качеств, которые с точки зрения предпринимателя более всего должны быть свойственны наёмному рабочему: старательность, честность, добросовестность и т.п. Такие качества, как полагал Кершенштейнер, важны для любой профессиональной деятельности, и потому подготовка к ней может осуществляться в процессе занятий любым видом труда. Трудовая школа, построенная на таких идеях, трактовалась как действенное средство гражданского воспитания, принципы и положения которого стали особенно популярны в зарубежной педагогике этого периода.

Подтвердите, используя первоисточник «Школа будущего – школа работы», условия успешности трудового гражданского воспитания, предложенные Кершенштейнером:

• нельзя ограничивать профессиональное образование чистой техникой;

• важно научить школьников выполнять что-нибудь одно: это даёт для образования больше, чем половинчатость и разносторонность;

• необходимо приучать мальчиков и девочек отдавать на служение общим интересам не только свои мысли и чувства, но и действия, насколько это дозволяют их природные способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: