тезисные утверждения | аргументы из первоисточника | примеры из жизни и педпрактики |
«…свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нём чувства человеческого достоинства». | ||
«Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья». | ||
«Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласованная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости её для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни». | ||
«Без личного труда человек не может идти вперёд, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». | ||
Необходим не только физический труд, но и умственный. | ||
«Чтобы человек полюбил серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь». | ||
«Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьёзный труд всегда тяжёл». | ||
Средства, способные развить привычку к труду: не учить ученика, а только помогать ему учиться; умеренный умственный труд; приучать к труду постепенно; менять виды трудовой деятельности. | ||
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». |
CD Дискуссионные вопросы.
|
|
Выскажите суждения относительно следующей мысли К.Д. Ушинского.
► «Конечно, всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности, но полное равновесие между ними едва ли необходимо».
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Возможности использования педагогических советов К.Д. Ушинского о труде и трудовом воспитании в современной практике».
▫ «П.А. Кропоткин о трудовом обучении».