Ввелвжмимкрский филиал 1 страница

НТТГУИМ.Н,А,Д0БР0ЛЮБ0В*

ИОМ виде, часть текстов появилась в книге «Негодяи и ге­нии PR: от Рюрика до Ивана III Грозного». Появление «Не­годяев и гениев», книги, которая больше была пособием для студентов-пиарщиков вузов, вызвала немало дискуссий в интернете, сильно позабавивших автора. Одним из наибо­лее обсуждаемых на PR- и профессиональных рекламных форумах вопросов была «безграмотность» автора - мол, не знает он, что «на самом деле» Грозным был Иван IV Ва­сильевич. А еще профессор МГИМО, хи-хи-хи...

Ну, что тут скажешь... Беда даже не в том, что большин­ство нынешних видных пиарщиков, увы, знают историю России на уровне фильма «Иван Васильевич меняет про­фессию». Это было бы еще полбеды. Жаль, что даже столь банальную маркетинговую вещь, как провокация в заго­ловке — названии книги, они рассмотреть не в состоянии. А еще - PRoфeccиoнaлы, хе-хе-хе ©.

В общем, «Негодяи и гении» стали неким базисом, но при $том временной отрезок этой книги — значительно шире, и Она, конечно, рассчитана на более широкий круг читателей, Интересующихся историей Отечества, а не только студен­тов и преподавателей журфаков.

Непосредственно перед изданием я еще раз посмотрел текст (отдельная благодарность за помощь журналисту Андрею Назарову) и добавил кое-какие мысли и напраши­вающиеся сопоставления с современными событиями. Де­лать это было несложно.

Проходит век за веком, меняются «общественно-эконо­мические формации», стираются границы, семимильными Шагами идет технический прогресс, но, к сожалению или к Счастью, человеческая природа совершенно не меняется.

Страсти, пороки, интриги - все как пятьсот и тысячу лет назад. Те же амбиции, алчность и тщеславие, те же суета, Сребролюбие и лживость власть имущих. И тут же (и зача­стую - у тех же самых людей) - величие духа. Упорство в



16


17


Особенности национального пиара

достижении цели. Величайшее трудолюбие. Несгибаемая воля. И жажда познания. Вот что и тогда, и сегодня выде­ляло этих властолюбцев, этих гениальных интуитивных пи­арщиков из толпы, оставляло их имена в истории.

В любом случае, если вы углядели какие-то слишком оче­видные параллели с сегодняшним днем, то, как говорится в художественных романах: «все совпадения совершенно слу­чайны».

Правда, есть одно немаловажное отличие книги, кото­рую вы сейчас держите в руках, от беллетристики.

В НЕЙ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕТ НИ ОДНОГО ВЫМЫШ­ЛЕННОГО ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА.

Вот так. Читайте. Думайте. Сопоставляйте.


Введение Библиотечка PR-терминов

PR-технологии - это технологии (обычно - информаци­онные, иногда — организационные), которые позволяют потребителю формировать общее мнение о компании, ее Продукции или услугах.

В политике это технологии, формирующие обществен­ное мнение о государственном или общественном деяте­ле, его политике, эпохе или о государственном учрежде­нии.

С помощью PR-технологий можно беса представить ан­гелом, и наоборот. Когда Петру I Алексеевичу приписыва­ется почти все, что делал (или начинал делать) не сам он, а его отец Алексей Михайлович, - это пример хорошего пиа­ра Петра I. А вот что мы почти ничего не знаем о достиже­ниях самого Алексея Михайловича и легко позволяем их Приписывать сыну — пример как раз скверного пиара «Ти­шайшего».

Иногда выделяют еще «постпиар»: то мнение, которое Создается уже после смерти политика как субъекта PR, ос­тается после проведенной им пиар-кампании. По сути «постпиар» - результат новых информационных кампаний, ♦перекройки и перелицовки» сложившегося имиджа, а иногда и принципиально новое его построение. Например, «реформы Петра I» восхваляли большей частью уже его Преемники и потомки, решая собственные политические задачи. А созданные во время этой кампании стереотипы Живут до сих пор.

Постпиар - явление непростое. Я бы сказал так: это сум­ма совершенных для достижения требуемого результата PR-действий, которые продолжают оказывать свое влияние И после того, как сам результат был реализован и в силу •того утратил актуальность. Примерно так.


Репин И. Е. (1844-1930). Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года


18


19



Особенности национального пиара

Имидж — образ, формируемый^ помощью PR-техноло­гии. Имидж есть у товаров, компаний, направлений в поли­тике и у самих государственныз&деятелей.

Имидж может быть положительным и отрицательным. Ярослав Мудрый - явно положительный имидж. Малюта Скуратов — точно наоборот.

Месседж - изначальная идея, которую предстоит вбить в голову населению — покупателям. Если месседж «мате­риализуется», овладевая сознанием масс, он превращается в страшную силу.

Ивент-менеджмен1а^8рес1а1 PR-event management) - уп­равление событием или действием, которое было специаль­но организовано исключительно ради пиара. Для политики как таковой оно (само событие) может быть вообще не нуж­но, а вот для саморекламы — очень полезно.

В бизнесе это может быть празднование 10-летия ком­пании («мы уже десять лет на рынке!»). В политике -празднование 300-летия Дома Романовых в 1913 году или 50-летия Советской власти в 1967-м.

Ивент-менеджментом была пронизана и женитьба Ива­на III Грозного на племяннице последнего императора Ви­зантии Софье Палеолог. Политический союз - никакой, потому что в 1453 году Византийская империя окончатель­но пала под кривыми саблями турок. Согласитесь, что ни помощи войсками, ни дипломатической поддержки от по­койной империи уже было не получить. «Зато» Московия приобретала некую полувиртуальную преемственность от Византии. Право пиарить себя как преемника Второго Рима, как новую столицу православного мира.

Бренд. В экономической жизни - это специально разра­ботанная торговая марка, с помощью которой фирма (то-


Введение

вар) становится более узнаваемой. Примеры таких марок бесчисленны - «Кока-кола», «Роллс-Ройс», «Газпром».

В жизни народов и государств брендом может считаться название, знамя, герб государства или династии. Россий­ская империя. Двуглавый орел. Шапка Мономаха. Все это примеры политических брендов.

Брендом является и само «прозвище» политика. Иван Грозный. Петр Великий. Пипин Короткий. Ричард Львиное Сердце. Список можно продолжать до бесконечности.

От правильно подобранного торгового бренда зависит развитие бизнеса.

От хорошего политического бренда может зависеть Жизнь народов и государств.

Тренд - актуальное направление, тенденция развития на ближайший период. Трендом в политике может быть Процесс распада или, наоборот, укрепления государства. В 1993 году трендом был тезис «берите суверенитета, кто Сколько сможет». Во время феодальной раздробленности Kl—XIII веков действовал похожий тренд. В 2000-е гг. трен­дом стало укрепление государственности. В XIV-XV ве­ках основным трендом тоже стало укрепление Руси как централизованного государства.

Слоган - короткое выражение, фраза, отражающая суть действия, кампании, политики. «Летайте самолетами Аэро­флота!», «Вся власть Советам!», «Экономика должна быть акономной!», «Иду на вы!», «Москва - Третий Рим».


20


Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет.

И стали бее под стягом, И молвят: «Как нам быть} Давай пошлем к варягам: Пускай придут княжить».

А. К. Толстой, «История государства

Российского от Гостомысла до Тимашева».

Прекрасный пример политического пиара


КТО И КАК ВОРУЕТ У НАС ИСТОРИЮ?

(IX - век Руси)

Словене свою волость имели. А Кривичи - свою, а Меря —

свою, а Чюдь — свою. И начали сами против себя воевать,

и была между ими рать велика и усобица, и встал род на

род, и не было в них правды. И решили они между собой:

«Поищем себе князя, который бы владел нами и рядил

по праву». Пошли за море к Варягам и сказали:

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нету.

Да пойдите к нам княжить и владеть нами».

«Повесть временных лет»

ГОДЫ

838 - Первое русское посольство появилось в Константинополе (Царь- Граде). 860 - Русы совершили морской поход и нападение на Константинополь.

862 - Началось княжение Рюрика в Новгороде.

863 - (или 864) Восстание новгородцев под руководством Вадима. Го­рожане, недовольные проваряжской политикой Рюрика, решили при­гнать себе другого князя. Рюрик жестоко подавил восставших, а Вади-мл казнил.

863 - Изобретение славянской письменности.

867 •- Патриарх Фотий (в Константинополе) учредил первую епархию

ДЛЯ славян и варягов, принявших христианство.


23


Особенности национального пиара


Кто и как ворует у нас историю?



879 - Умер Рюрик. Началось княжение Олега. 882 - Олег объединяет Новгород и Киев.

ВЕХИ

Осада норманнов

Русское государство в окружении враждебных PR-концепций.

«Русский лес»

(Заблуждений, конечно).

Цивилизация и PR

PR как один из древнейших видов человеческой деятельности.

Оболганный народ

IX век - век для всей русской истории - наиважнейший. 862 год - дата воцарения Рюрика в Новгороде. 882 - год за­хвата Олегом Киева, объединение Новгородской и Киевской Руси. Эпоха появления Древнерусского государства на аре­не мировой истории. Начало отсчета русской государствен­ности. Начало династии Рюрика, которая будет сидеть на престоле почти 750 (!) лет - до 1598 года. Зарождается рус­ский народ. Появляется само его имя.

Разумеется, такие важные события никак невозмож­но не пиарить. Для политиков и государственных деяте­лей начало народа, его имя и название - важнейшие ос­нования для далеко идущих выводов. Причем для самых разных, самых невероятных выводов IX век - это раздо­лье!

Потому что исторических источников о Руси IX века почти нет. Все данные этих источников, относящихся не­посредственно к Руси этого столетия, можно изложить на двух или трех страницах.


РЮРИК (?-879) — полулегендарный правитель Руси, потомство которого правило Россией до 1598 года. В 862-м занял Ладогу, позднее был провозглашен князем в Новгороде. «От Рюри­ка» должен был вести свой род каждый уважа­ющий себя персонаж нашей истории, претендо­вавший на некую значительность в обществен­но-политической жизни Руси. Так было вплоть до изменения «государственной кадровой поли­тики» при Петре I. С начала XVIII века более многообещающим было иметь отношение к кому-либо из первых «потешных» барабанщи­ков или царских денщиков. А по степени «реаль­ного административного ресурса» сержант-преображенец мог порой за­гнуть за пояс и знатного Рюриковича

Думаете, можно взять русские летописи и там все про­читать?! Ничего подобного. Во-первых, самая древняя из русских летописей, «Повесть временных лет», написана вовсе не в IX веке, а в XII. Мы знаем о событиях IX века не современников, а от тех, кто жил на Руси через 2-3 века. Расстояние такое же, как от нас — до Петра I.

От самого же IX века осталось до обидного мало. На русском ничего нет, что и неудивительно: изобретение сла­вянской письменности датируется 863 годом, когда визан­тийские монахи Кирилл и Мефодий создали кириллицу.

1 Кириллица — славянская азбука, названная по имени просветите­ля середины IX века Кирилла. В 863 году он создал первую славянскую Мбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого языка на славян­ский христианские богослужебные книги.

Первоначальный шрифт кириллицы - торжественный устав - с XIV века вытесняется практичным полууставом, который положен в Основу первых русских печатных текстов. Тогда же распространяет­ся скоропись, рукописный шрифт.

В начале XVIII века Петр I ввел вместо полуустава близкий к совре­менному гражданский шрифт. На основе кириллицы построены алфа-|н11 i.i ие только южных и восточных славян, но и большинства народов



24


25


Особенности национального пиара


Кто и как ворует у нас историю?



 
 


Во-вторых, «Повесть временных лет» разными «соавторами» много раз переписывалась и изменялась. Считается, что написана она ученым монахом Нестором... Но и насчет са­мого Нестора все недостоверно. Одни ученые считают, что такой человек и правда был. Другие - что под именем Нестора скрывается несколько мона- НЕСТОР - древнерусский хов, да еще и живших в разное время.

писатель, летописец начала Д главное, ПОВТОрЮСЬ, - «Повесть XII века. Был монахом Кие-

во-ПечеРского монастыря, временных лет» несколько раз осно-
Автор житий князей Бориса вательно переписывалась. И с целями
и Глеба, Феодосия Печер- самыми что ни на есть пиаровскими:
ского, а главное - «Повести к лт „ ^ „ " _л

г Л изначальные события русской исто-
временных лет». Гробница rj

Нестора находится в пеще- рии каждый князь хотел отразить так,

pax Киево-Печерской лавры чтобы ВОССЛавиТЬ, Оправдать СЭМОГО

себя, опираясь на исторические па­раллели, и утвердить проводимую им политику. Если па­раллелей не хватало, их смело добавляли.

Вся начальная часть «Повести временных лет» была ко­ренным образом изменена под чутким руководством князя Мстислава - сына Владимира Мономаха.

Все русские летописи, включая «Повесть временных лет», являются сводами, основанными на различных пись­менных и устных источниках. И очень многое в них было переделано на злобу того дня...

России. Выход из кириллической зоны и переход на латиницу, затеян­ный в бывших республиках СССР, имел ярко выраженное PR-значение в качестве «ухода в европейскую цивилизацию». Ну, или в туречину.

На самом деле это привело к цивилизационной катастрофе: создан­ное в период СССР культурное наследие сделалось недоступным. А новое, по понятным причинам, не было создано.


ВЛАДИМИР МОНО­МАХ (1053-1125) - сын Всеволода I и дочери ви­зантийского императора Константина IX Монома­ха. Сознательно выстраи­вал свою PR-стратегию, добившись великокня­жеского престола. Свою шапку передал «по на­следству». Ею коронова­лись русские князья и цари 250 лет

В-третьих, в русских летопи­сях представле­на вовсе не одна версия начала русской исто­рии.

Наивно пред­ставлять себе Нестора, эдако­го мудрого стар­ца с внешностью Серого мага Гэндальфа, как воплощение в едином лице всего Института российской истории РАН. Си­дел он в келье, царапал себе гусиным пером по пергамену «Повесть временных лет», и что ни слово, то правда. В древ­них летописях соседствуют:

три совершенно разных упоминания о варягах;

минимум две разные версии об этнической природе Руси;

несколько версий о крещении Владимира;

несколько версий того, кто такой был князь Кий;

три версии жизни Ярослава Мудрого...

Ну и так далее.

Иногда в летописях пишут просто поразительные вещи. Например, о том, что часть дружины Рюрика имела вид «зело преудивительный»: не носила штанов. По мнению чести историков, Рюрик некоторое время обитал в Англии. Там в его дружину вступали местные парни, дружинники Женились на местных и брали с собой родившихся от них взрослых сыновей...

Тогда в Англии еще действовали римские обычаи и гос­подствовали римские моды. Мужчины носили длинные ру-бвшки-туники, но не носили штанов. И в наше время ведь шотландцы носят килты - особые мужские «юбки». Для шот-ЛПИДца сразу очевидно, надел человек килт, или перепутал,



26


27


/


Особенности национального пиара

стащил у жены деталь дамского туалета, или просто перепо­ясался клетчатым пледом со своей тахты. Ну а мы можем и перепутать. Так и предки были изумлены внешним обликом этой части дружины. Их удивление описано в одних летопи­сях, но в других об этом - ни полслова. Хочешь - используй, хочешь - нет.

КИРИЛЛ И МЕ<ШДИЙ - создатели славянс­кой азбуки, происходили из Солуни (современ­ные Салоники, Греция). Кирилл (826-869) и Ме-фодий (ок. 815-885) проповедовали христианство в Крыму, Хазарии, а в 863 году были приглашены князем моравским для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на ста­рославянский основные богослужебные книги. Памятник Кириллу и Мефодию на бульваре Ста­рой площади в Москве (напротив бывшего комп­лекса ЦК КПСС) - ныне место ежегодного, в День славянской письменности, сбора представителей «Единой России». Кириллу и Мефодию, как, очевидно, первым «Единославянам», возлагают венки, у подножья монумента звучат пат­риотические речи

Можно, конечно, использовать летописи соседей Руси. Есть кое-что у адабов. ЕсТ& у византийцев. Есть запись о посольстве народа рус (Rhos) в достойныхщоверия «Вер­тинских Анналах» — хронике, которая велась на ларыни при дворе императора франков...

Но и это все - не подлинные документы того времени. Это восстановленные в более позднее время копии доку­ментов. С комментариями более поздних времен... Вот он, важнейший момещ: почти нет подлинных документов.

Ситуация для историка провальная. Для пиарщика на­против - самая замечательная. Можно «толкать» почти любые, в том числе самые бредовые идеи о происхождении Руси и русского народа. Документов-то нет! А немногое, что есть, можно осмысливать и подавать в русле любой удобной (или полезной для кого-то) пиар-концепции.


Кто и как ворует у нас историю?

Профессиональные историки тоже выступают не столько в роли ученых, сколько в роли пиарщиков: и в ле­тописях, и в суждениях историков содержатся не столько факты, сколько версии, мнения, комментарии... То есть

пиар.

На первый взгляд далее обидно — у других наций с выхо­дом на историческую сцену все более-менее ясно, а у нас до сих пор все окутано густыми клубами враждебного PR. Сквозь которые, впрочем1, пробиваются лазерные лучи соб­ственного нашего PR.


Васнецов В. М. (1848—1926). Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Но и эти клубы можно увидеть, как нечто положитель­ное. До появления на исторической арене других наро­дов просто никому нет дела. А вот появление Руси и рус­ских волнует множество разных людей в разных странах. Видимо, мы все же кого-то задеваем, кому-то мешаем жить. «Приходится» нас «опускать» разными способа­ми. В точности так, как в наше время Америка «мочит» своих геополитических конкурентов. Враждебный пиар -это почти комплимент. Тот, кто не опасен, того и не тро­гают.



28


29


Особенности национального пиара


Кто и как ворует у нас историю?



И еще одно очень важное обстоятельство. При выясне­нии того, кому именно принадлежит изначальное право на колоссальные территории и неисчислимые природные бо­гатства, все историки неизбежна становятся не столько учеными, сколько «бойцами идеологического фронта»; Ибо на кону стоят не просто раскопанные черепки, бронзовые наконечники копий да берестяные грамотки, а колоссаль­ные ценности и БОЛЬШИЕ... ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ деньги. А где деньги и платежеспособные заказчики, там сразу же подвизаются и пиарщики.

ОЛЕГ (?-912) - варяжский конунг, истребивший династию Киевичей, предпринимавший замор­ские походы, сопровождавшиеся чудовищными зверствами. Еще его называют первым князем ки­евским. «Как ныне сбирает свои вещи Олег», -так шутили еще дореволюционные гимназисты, которым тоже приходилось учить стихи про гро­бовую змею, выползающую из черепа княжеско­го коня.

Вещим прозвали его за то, что он не стал пить от­равленного вина, которым его угостили византий­цы — большие мастера по части отравлений, ос­леплений и организации прочих неприятностей

Чья это территория? Кто здесь жил? Как назывались жившие здесь народы? Какое отношение к ним имеют со­временные жители? Все это не только и не столько акаде­мические вопросы, сколько политические. Причем остро политические!

Ни об одном народе не существует столько негативных мифов, как о русском.

Это было справедливо отмечено еще Екатериной Вели­кой: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский». Как они возникали, эти лживые нелепости, кому и зачем нужны — вопрос далеко не праздный. Об этих мифах, использовав в


качестве эпиграфа слова русской императрицы и урожден­ной немки, я написал несколько книг под общим заголов­ком «Мифы о России». Буду рад, если читатель возьмет в руки и одну из них1.

В этой книге я пишу не о мифах, а о пиаре в Древней Руси. И шире — о политическом искусстве в русские Средние века. Но и в ней придется иметь в виду огромное количество не­гативных мифов, окутывающих Русь. Специалисты по PR хорошо знают, что такое «пущен слух» или «складывается мнение».

Обыватель, да и специалист, пусть далее профессор и доктор исторических наук, могут не вникать в это. Но МЫ-то, профессионалы, должны понимать, кто и зачем дает истории страны и народа именно такое освещение. И каж­дому такому «йаду» пиарщик должен уметь найти точное Противоядие.

Если мы хотим жить в своей России, быть хозяевами ее Природных богатств и продолжать свою историю - нам не­обходимо свою историю не только по-настоящему знать, но И хорошо, грамотно пиарить.

Вот что надо иметь в виду, занимаясь историей Руси IX века: все «истории» о зарождении русского народа и русского государства - сфера не столько исторической НАУКИ, сколько ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ, ПРО­ПАГАНДЫ, а тем самым - и Большого PR. Это неизбеж­но, потому что идет не академическая дискуссия, а спор о судьбе нашей страны, о начале этой судьбы. И в этом от­ношении все историки — от немецких норманистов, Ломо­носова, Карамзина, Ключевского до Рыбакова, Пайпса и

Мединский В. Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М., 2009; Мс 0 к некий В. Р. О русской демократии, грязи и «тюрьме народов». Мм 2009; Мединский В. Р. О русском воровстве, душе и долготерпении. М.,2009.



30


31


Особенности национального пиара

т. п. - неизбежно становятся «бойцами идеологического фронта».

КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826) — русский историк и писатель. Производил свой род от крещеного татарина по имени Кара-мурза. С 1804 года Карамзин, в звании историог-i рафа, принялся за составление «Истории государ­ства Российского» (12 томов). Карамзин довел ис­торическое повествование до начала XVII века, при этом он использовал многие первоисточники. Пушкин шутил:

В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута.

Впрочем, широкой публике «ИстЪрия» Карамзи­на понравилась

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-1911) — русский историк. Его отец, приходской священник, при поступлении в духовное учили­ще был записан под этой фамилией по названию его родного села Ключи, на Тамбовщине. После трагической смерти отца семья бедствовала. Но благодаря невероятному трудолюбию и таланту Василий Осипович стал профессором истории в Московском университете. Был учителем всеоб­щей истории в царской семье. Всемирное призна­ние получил его «Курс русской истории». Когда в начале 2007 года Путина спросили жур­налисты, что он делает, когда едет в машине, он ответил: «Слушаю аудиокниги. Сейчас - историю Ключевского». С учетом длительности (не менее 100-120 часов) аудиозаписи этого курса истории, а также того, что в пробках Президенту стоять вряд ли приходится, можно было смело рассчитать, что Ключевского Владимиру Вла­димировичу точно хватило до конца второго срока

И нас в нашей книге историческая истина интересует в меньшей степени, поскольку мы пишем не историю, а исто­рию PR.


Кто и как ворует у нас историю?

Джордж Сорос и ЦК КПСС отдыхаМЩФ

История русского PR в IX столетии - это история о том, как препарировалась история. Причем в разные времена совсем разные истины казались престижными и вызываю­щими уважение.

Спросите себя: кто был основателем русского государ­ства? Варяги? Кто был первым князем? Рюрик? Это не так. Но, во-первых, если вы так думаете, значит, старые PR-кон­цепции по-прежнему работают. И воздействуют на Вас, ува­жаемый и дорогой читатель.

А во-вторых, некоторым нашим предкам казалось очень престижным иметь правителя издалека. Не только князя издалека... даже жену взять издалека было престижно. Многие специалисты считают, что само слово «невеста» лексически означает - «невесть откуда взятая». Чем из большей дали привез жених невесту — тем он более лихой и смелый, тем больше ему чести. Так и с князем. Сочиняя ис­тории об иноземном происхождении князей, предки созда­вали важную для себя, возвышающую их легенду.

В этом наши летописи не оригинальны: многие народы Средневековья приглашали князей из-за моря и гордились, ЧТО их правящая династия - издалека. Иногда это приво­дило к настоящей национальной катастрофе.

Например, бритты прямо попросили племя саксов... «Британия, некогда еще императором Веспасианом вве-енная в число провинций, находившихся длительный пе-иод с пользой для себя под покровительством римлян, тала терпеть опустошения со стороны соседних наро-OB, - пишет хронист. - И вот, когда распространилась олва о победоносных деяниях саксов, жители Британии юслали к ним смиренное посольство с просьбой о помо­щи. «Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стес-



32


2 Особенности национального пиара


33


Особенности национального пиара


Кто и как ворует у нас истощщ




Репин И. Е. (1844-1930). Садко


ненные, прослышав о славных победах, которые одержа­ны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить без по-

ющи. Обширную, бескрайную свою страну, изобилующую

»азными благами, бритты готовы вручить вашей власти. Мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее чести».

Красиво? Еще красивее, чем в «Повести временных лет». Саксы ответили возвышенно и благородно: «Знайте, что

*аксы - верные друзья бриттов и всегда будут с ними, в рав-

[ОЙ мере и в их беде, и в их удачах».

Войско саксов прибыло в Британию и легко освободило страну от нападавших на нее племен пиктов и скоттов.

«Но когда предводители войска увидели, что зшля эта эбширна и плодородна, но жители ленивы в деле ведения войны, а большая часть саксов не имеет прочных мест для поселения, тогда они отозвали большую часть войска и за­ключили мир со скоттами и пиктами. И сообща с последни­ми,, выступив против бриттов, изгнали их из страны, а са­мую страну подчинили своей власти. И так как остров этот

ВЕСПАСИАНТит Флавий (9-79) - римский им­ператор. Покорил Иудею. Известен сооружени­ем огромного амфитеатра Колизея. Но в историю вошел благодаря своим сомнительным шуткам. Когда он обложил налогом общественные убор­ные и сын начал упрекать его за это, отец взял монету, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», — ответил сын. «А ведь это деньги с дерьма», - сказал Веспасиан. Так родилось выражение «Деньги не пахнут». Б другой раз, проведя ночь с любовницей, распо­рядился выдать ей до неприличия огромную сум­му. А на удивленный вопрос управителя, по какой статье пронести столь большую трату, ответил: «По статье - за чрезвычайную любовь римской гражданки к своему правителю»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: