Ввелвжмимкрский филиал 2 страница



34


1*


35


J


Особенностишационального пиара


Кто и как ворует у нас историю?



расположен в некоем углу моря, то и по сей день они назы­ваются англосаксами»1.

Вот так в результате цивилизованного предательства и демократического разбоя родилась англосаксонская циви­лизация, давшая миру и Британию, и Соединенные Штаты. Родина демократии и самоорганизации гражданского об­щества! Сколь печальны страницы твоей всегда «демокра­тической» истории...

Правь, Британия!

Каждый раз, когда я слышу о генетическом отсутствии политической культуры у русских или нашем патологичес­ком неумении самостоятельно навести порядок в России, я вспоминаю эту старинную саксонскую хронику. Как там у нас насчет Британии?

По крайней мере, в нашем случае призвание иноземцев (если, конечно, было призвание) произошло без такого рода ужасов... Может, мы были слишком дикие?

Хотя, скорее всего, дело не в этом. Летописи пишут не только о призвании варягов, но и о древнерусских князьях, правивших на Руси ДО Рюрика...

В частности, рассказывается про славянского князя Кия, князей Щека, Хорива и сестру их Лыбедь. Было это еще.в V—VI веках. Укрепленный город князя Кия назывался Киев... Первая столица Руси.

Тут нужно сказать, что для предков время шло не так, как для нас.

Это сейчас после пустейшей вечеринки в интернет вы­кладывается с полсотни снимков (и еще пять сотен остает­ся в памяти ноутбука). А тогда люди были экономнее. Фо­тошопа не существовало, а пергамен был дорог - и вместо

1 Так пишет о «призвании саксов» германский историк Видукинд Корвейский (967 год) в своей хронике. Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975.


Целого города на полях книги рисовалась одна башня. Если Же появлялся всадник, то читателю было понятно, что изоб­ражено войско.

Поэтому в летописи пятисотлетний период создания Русского государства вполне могли заменить правлением одного князя. Так сказать, слепить ОДНОГО князя, воп­лощавшего целую историческую эпоху, из МНОГИХ, объединенных под ОДНИМ именем. Того самого Рюрика, которого новгородцы пригласили на работу в качестве ди­ректора местного ЧОПа. И который, кстати, сам лично даже никогда не был в Киеве.

Про ЧОП упомянули мы не случайно: торговый город Нов­город, в сущности, тогда был большим и богатым рынком, ко­торый без охранников превращается в большой бардак.

В общем, Кий, Щек и Хорив (а также все представители ИХ династии, «сжатые» под этими именами) жили задолго до Рюрика, и никак не могли быть современниками Рюрика И Олега. Это все равно как если бы император Петр I для своего нелюбимого москвичами памятника самолично по­пировал Церетели1.

•Но хитрый летописец «зато» красиво показал, как якобы вместо старой славянской династии - Кия, воцаряется но-МЯ династия Рюрика. Предков совершенно не волновало, что Рюрик - иноземного происхождения и что его потомки «из­вели» прежнюю славянскую династию. Им было важно по­низать, что предки были сильные и воинственные, захваты-ннли Константинополь-Царьград и при Кие, и при Олеге.

f.Интересно, что бы сделал Петр, посмотрев на свой памятник на Москва-реке, сей великий результат работы нашего главного столично­го Скульптуриста. Царь был норовом крут. За зловредное надругатель­ство над императорской особой и всем российским флотом в совокуп­ности нелегкой бы походкой Зураб Константинович прогулялся по Пре-ortpn женскому приказу князя-кесаря Федора Ромодановского. Ох, бо-■"и., дыбой да кнутом дело бы не ограничилось...



36


37


Особенности национщьного пиара

ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович (р. 1934) -народный художник России, президент Россий­ской академии художеств. Исполненное Церетели художественное оформ­ление курортов Грузинской ССР, по утвержде­нию советских путеводителей, «образно вопло­щает красоту и своеобразие южной природы». Как убеждены многие жители Сочи, чтобы вои­стину глубоко и во всем великолепии оценить оформленные Церетели детские площадки и ку­рортные городки, каменные расписные панно и транспортные остановки, необходимо очень се­рьезно подготовиться. Не менее 0,5 л чачи на каждого любующегося. Иначе восторг получа­ется не такой искренний.

Работы скульптора в Москве, когда он перебрался в столицу, став главным при­дворным ваятелем мэрии, тоже... трудно не заметить

Провал во времени? Пиар? Несомненно пиар! Летопись рассказывает то, чего быть никак не могло. Но мы до сих пор слушаем и верим. Мощнейший пиарный ход, по всем правилам искусства. Никакому Соросу не угнаться. Весь Идеологический отдел ЦК отдыхает.

Пиар Древней Руси

Соперничество двух центров Древней Руси за старшин­ство прослеживается до самого монгольского нашествия -после разгрома и сожжения Киева в 1240 году город запус­тел, надолго потерял свое значение. А до этого Новгород с Киевом спорили между собой не только на уровне кня­жеских разборок, но и на уровне общественной и полити­ческой жизни всех вообще образованных русских людей. По-видимому, выяснение главенства одного из этих горо­дов имело для них некий смысл.

Киевляне считали, что в их городе до династии Рюрика были свои, местные князья: Кий, давший имя городу, его бра-


Кто и как ворует у нас историю?

тья Щек и Хорив (а также сестра их Лыбедь). По легенде, икдому брату принадлежало особое поселение на одном из киевских холмов, это потом они слились в единый город.

КИЙ - Полянский князь VI века, основатель династии Киевичей и города Киева. Сохрани­лись предания о том, что он был с почетом принят в Константинополе императором. Брат Щека, Хорива и сестры своей Лыбеди. Памятник сей великолепной четверке стоит на берегу Днепра в центре украинской столицы, по сей день по странному политическому по­пустительству все еще носящей имя легендар­ного Полянского князя. А не, например, Ма­зепы, Петлюры, Бандеры или сестры их Юли

Ученые давно предполагают, что «первые киевские кня-*ья» - это просто легендарное объяснение причин: почему раньше на территории Киева было несколько разных посе­лений. Чтобы стало понятно, откуда взялось несколько раз­ных поселков, мол, все это города разных князей.

Были ли князья в реальности или только в народном во­ображении, неважно: старая легенда обосновывала и древ­ность города, и его самостоятельность. Новгородцы же ду­мали иначе. В новгородских летописях этого самого зага­дочного Кия называли... перевозчиком. Якобы Кий перево­дил людей и груз через Днепр, покрикивая при этом: «На перевоз, на Киев!» Откуда и пошло: Киев перевоз, потом Просто Киев.

 

В других текстах Кия и его братьев Щека и Хорива пред­ставляли как лютых разбойников, которых князь в Вррвго-роде заточил в темницу. Потом князь сжалился, отпустил ИХ, а разбойники сбежали на Днепр, где основали Киев.

Ни историки XIX века, ни их современные коллеги не КОТЯТ принимать этой версии всерьез. Соловьев называет

Полное Собрание Русских Летописей. Т. XXVII, М.-Л., 1962.



38


39


Особенности национального пиара


Кто и как ворует у нас историю?



летописную историю «сказкой», которая произошла от смешения двух преданий - об основании Киева и о первых варяжских князьях его1.

Фроянов полагает, что новгородцам здесь отказало «чув­ство меры» и что это - всего лишь «обидный для киевлян навет»2.

Это не первый случай, когда современные историки луч­ше предков знают - что же те имели в виду. Откуда у них, у современных, такая уверенность?

Ведь Кий, Щек и Хорив (Да! Еще и загадочная красавица Лыбедь) мелькают в летописи чуть ли не однократно.

Рерих Н. К. (1874-1947). Славяне на Днепре

1 Соловьев С. М. Сочинения: в 18 книгах. Кн. I. М., 1988.

2 Фроянов И. Я, Мятежный Новгород. Очерки истории государствен­
ности, социальной и политической борьбы конца IX - начала XIII сто­
летия. СПб., 1992.


Откуда появились? Бог весть. Куда исчезли? Неизвест­но. Нет в Киеве Щековой могилы, не сидели на престолах потомки Хорива, не известны бояре, кичившиеся происхож­дением от Лыбеди.

Если эта великолепная четверка не придумана - они могли быть решительно кем угодно, в том числе и разбойниками.

И почему не могли эти славянские кЭЦезья происходить из Новгорода? Если Олегу и Игорю можно, почему этим нельзя?

Пиар XVIII века

История с призванием варягов, прямо скажем, сомни­тельная. Совершенно непонятно, что за ней в действитель­ности стоит.

Фактов нет, с пиара началось, пиар шел через летописи Все Средневековье, пиаром продолжилось и в XVIII веке.

Далеким потомкам древних руссов стало казаться обид­ным иметь нерусского князя как основателя правящей дина­стии. Особенно в XVIII веке, в страшную пору бироновщи­ны» когда немцы оттеснили от престола русское дворянство.

Академик Рыбаков пишет об этом: «Во времена биронов­щины, когда отстаивать русское начало в чем бы то ни было Оказалось очень трудно, в Петербурге, в среде приглашен­ных из немецких княжеств ученых, родилась идея заимство-н. 111 и и государственности славянами у северогерманских пле- MfH. Славяне IX-X веков были признаны "живущими зве- риньским образом" (выражение в летописи), а строителями И создателями государства были объявлены северные раз­бойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшиеся на ВЛужбу к разным властителям и державшие в страхе Север­ную Европу. Так... родилась идея норманизма, которую час-ТО называют норманнской теорией, хотя вся сумма норман-нистических высказываний за два столетия не дает права на



40


41


Особенности национального пиара

наименование норманизма не только теорией, но даже ги­потезой, так как здесь нет ни анализа источников, ни обзора всех известных фактов». А если даже не научная гипотеза? Тогда - пропаганда, пиарный ход, создание имиджа.

Тогда же появилась другая версия начала русской исто­рии. Михайло Васильевич Ломоносов объявил варягов... изначально славянами. Он полагал, что варяги — это полаб­ские славяне, жители побережья Балтики. Варягов позвали из-за моря? Да, плавали они на лодках туда-сюда, моряки в общем были. Когда Михайло Васильевич учился в Герма-

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765) -ученый-энциклопедист и поэт, первый русский академик Петербургской академии наук (1745), член Академии художеств (1763). Лучше всего о нем сказал Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ло­моносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, ис­полненной страстей. Историк, ритор, механик, хи­мик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Кроме обладания массой ученых талантов, Ломоносов был выдающимся повесой, драчуном, дуэлянтом, интриганом и ма­стером по выколачиванию из властей бюджетных средств на свои научные и иные эксперименты

нии, на побережье Балтики еще звучала славянская речь: не все полабские славяне были полностью онемечены. Вот отсюда и пришли варяги! И Рюрик у него был славянином. Михайло Васильевич даже книгу об этом написал1.

На книгу Ломоносова современные историки не ссыла-ются: историю Ломоносов знал плохо. Но вот полемичес­кий запал книга дала огромный! Вопрос ведь решался не о

1 Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала русского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб., Изд-во Российской АН, 1766.

42


Кто и как ворует у нас историю?

том, какой национальности Рюрик... От его происхожде­ния стало зависеть: самобытна ли русская культура и само­стоятельна ли русская государственность?

Если Рюрик варяг-скандинав или немец и варяги основа­ли Русское государство, то это полностью оправдывает фак-^Ееский захват политической власти при Анне представи­телями самого германского народа — немцами. Получился Политический PR в чистом виде. Норманисты обслуживали немецкие интересы при русском дворе и в России1.

АННА ИОАННОВНА (1693-1740) - императ­рица российская. Была выдана замуж за герцога курляндского, а на русском троне оказалась, в общем, случайно. В Курляндии сблизилась с мес­тным придворным Бироном. Анна вошла в исто­рию как любительница курьезов (великанов и карликов, странных зверей и птиц, сказочниц и ведуний), а также известна тем, что при ее дворе всем заправляли немцы, в ходу были доносы и казни - так называемый режим бироновщины. Кстати, изданные ею указы об установке стеклян­ных фонарей положили начало постоянному уличному освещению в Москве. Дело освещения и архитектурой подсветки Мос­квы так развилось, особенно при Ю. М. Лужко-ио, что по свидетельствам наших космонавтов, если раньше из иллюминатора Космического корабля на Земле самой заметной яркой точкой ночью был Па-I>иж, то сегодня более яркий и удобный ориентир - Москва. Что касается Бирона, то он тоже был не совсем бесполезен у российского пре­стола. Он стал, например, основоположником русского племенного коневод- rniii. Но самое интересное — при Анне Россия чуть было не стала конституци- iншой монархией. Жаль, как-то не сложилось

«Подробнее о рождении норманизма написано в моей книге: Медин-i нии В. Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М., 2009. Кстати, в ни 1С время в Германии он был единственным направлением, признава-1ИЫМ за истинно научное. А вплоть до «друга Гельмута» Германия не ОвЛВ нам особенным другом, да и Гельмут Коль думал в основном о Продвижении НАТО на Восток и открывающихся в этой связи перед п п Страной перспективах...

43


Особенности национального пиара


Кто и как ворует у нас историю?



Если же Рюрик славянин, если славяне жили и строили свое государство независимо от варягов, то и оснований германи­зировать русскую власть никаких нет. Да здравствует русская династия, Елизавета Петровна и вся славянская Россия!

Еще раз подчеркну: все это не имеет никакого отноше­ния к науке. Речь идет о столкновении двух пиар-концеп­ций. Двух имиджей России. Двух брендов: германского и славянского.

У пиар-истории XVIII века оказался огромный постпиар!

О чем спорили норманисты, о чем именно кричал Ломоно­сов, сейчас известно только кучке профессиональных ученых.

А вот кто был Рюрик — спорят всерьез. Кем только его не объявляли! И хазарином, и моравом, и половцем, и немцем, и крещеным евреем. И конечно же, раз сто объявляли рус­ским. Например, солеваром из Старой Руссы1.

Кстати, существует еще экзотическая версия, что варяги — вообще не норманны, не народ германского происхожде­ния, а наши братья-славяне. Просто так называлась каста бродячих воинов наподобие японских самураев. То есть варяг - не национальность, а профессия. Варягом мог быть и свей, и норманн, и славянин.

Проверить эту теорию сегодня тяжело. Но звучит она с точки зрения национального само-PR - вполне благозвуч-

1 Анохин Г. И. Рюрик - солевар из Старой Руссы// Человек. 1994. № 4.

КОЛЬ Гельмут (р. 1930) — канцлер Германии. Воспользовавшись ослаблением СССР, добился воссоединения Германии в 1990 году. В 1999 году был обвинен в использовании незаконных источ­ников для финансирования своей партии. Вся Россия знала, что у нашего президента Бориса Ельцина лишь два настоящих друга за границей: «ДругХельмут» (Коль) и «другРю» (премьер-ми­нистр Японии Рютаро Хасимото)


но. Достойно вполне, кстати, школьных учебников. Тем бо­лее стоит пожалеть, что наши детишки играют во всяких чуждых нам «черепашек-ниндзя» и «самураев». Пусть луч­ше бы играли в «варягов» и «богатырей». Куда как патрио­тичнее... и для самоопределения полезнее. ц В общщЬ' тут есть о чем подумать.

Пиар XIX века, или Как Гегель покончил с Российской цивилизацией

11так, мы все-таки не норманны, а русские. Уже хорошо. Но вопрос о происхождении Русского государства связан С более широким видением проблемы - определением рус­ской цивилизации. Все-таки, согласитесь, государство яв­ляется ее частью.

Для Запада, если воспринимать его как гигантского кол­лективного пиарщика, важно было определить, к какому ци-Вилизационному типу относится Россия - западному или Меточному? Понятно, почему это важно. Первый тип «пра­вильный» и понятный. Второй - чуждый и враждебный. Россия же вечно не «ложилась» ни в тот, ни в другой образ.

Россия всегда была неудобна и непонятна. Для Запада вы­вод напрашивался сам собой: это часть Востока. Однако сто­ило им решить, что у нас развивается цивилизация восточно­го типа, возникало противоречие, нарушение логики. Уже было принято за истину, что Русское государство создано Именно им, Западом. Варяги пришли и основали... Нарушение ЛОГИКИ для Запада - это методологическая ошибка, чреватая Неустойчивостью всей системы западных ценностей.

Положение спас Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Лю­бимый Марксом и вслед за ним всеми коммунистами немец-Лиилектик, не видя будущности в культурно-историческом рй ft витии России, просто вычеркнул ее из списка «истори-



44


45


Особенности национального пиара


Кто и как ворует у нас историю?



ческих народов». Есть народы «исторические», а есть - «не исторические». И всё тут!

Расистом Гегель не был, враждебных славянам высказы­ваний не делал, даже как бы сочувствовал нам. Что возьмешь с «неисторических» бедолаг?! Но позиция Гегеля очень по­могла потом Западу, в том числе и деятелям Третьего рейха, проводить антиславянскую и антирусскую политику. Раз народ «неисторический», он и не может быть равен «исто­рическим». Ни в договорах, ни в политике. И завоевание его территории — истинно благодеяние. Действительно: приве­ли русских в историю, из прозябания где-то на задворках, в «неисторическом» времени и пространстве. Любопытная деталь: все национальные части вермахта имели право на свою национальную символику. И норвежцы, и фламандцы, и датчане, и французы, и хорваты, и латыши с эстонцами, и даже украинцы, если служили в национальных частях, мог­ли носить, как часть формы, нашивки с цветами националь­ного флага. Кроме русских. Неисторические ведь...1

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) -представитель немецкой классической филосо­фии, создатель теории диалектики. Карл Маркс, пользуясь его наследием, при этом утверждал: «Мистификация, которую претерпела диалекти­ка в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и со­знательное изображение ее всеобщих форм дви­жения». Помимо диалектики, Марксом была под­хвачена и русофобия Гегеля - особенно в его не издававшейся в СССР «Истории тайной дипло­матии XVIII века»

Тут речь именно о регулярных частях, эсэсовских дивизиях, таких как французская «Шарлемань», остатки которой были полностью унич­тожены во время боев в Берлине. Власовцы же, РОА генерала Власова, и для вермахта были чем-то неполноценным, и им дозволялись трех­цветные шевроны столь привычной нам сегодня расцветки.


И чтобы два раза не вставать: еще о цивилизации

Немецкого философа-экстремиста в России активно изу­чали, но, к счастью,|!|го идеи «неисторичности» славян, и Особенно русских, просто проигнорировали. В XIX веке у нас занялись важным делом определения цивилизационной Принадлежности России самостоятельно.

Две противоположные концепции сформировались в Ходе полемики западников и славянофилов. Первые виде­ли Россию в системе готовых европейских ценностей, вто­рые считали, что ее путь самобытен.

Сторонники самобытности выдвинули ряд теорий, ко­торые обсуждаются и сегодня. Славянофилы считали, что у всех славян особый путь, отличный от остальной Евро­пы. Когда русские добровольцы XIX века ехали воевать ^Турками за освобождение Болгарии, когда русские доб­ровольцы в конце XX века точно так же поедут в Сербию Помогать «братьям-славянам», работает вовсе не «голос Крови» и тем более не общность интересов наших стран. ♦Срабатывает» старая пиар-концепция «единства сла­вян».

Евразийцы начала XX века, наоборот, считали, что у Рос­сии мало общего и с Европой, и со всем остальным славян­ским миром. Российскую цивилизацию они считали совер­шенно исключительной «евразийской», и сближали ее не с европейскими государствами и народами, а с империей Чин-ГИС-хана.

Евразийская идея тоже активно обсуждается и исполь-йуется в XXI веке. Существует Международное евразий-1'Кое движение. В Казахстане поставлен памятник Льву Ни­колаевичу Гумилеву, открыт Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева. «Евразийская доктри­на» почти стала официальной политической доктриной Казахстана. Одна из идей Президента Казахстана Нурсул-



46


47


Особенности национального пиара

тана Назарбаева — «евразийская интеграция» России и Ка­захстана в Евразийский союз.

Так что и эта пиар-концепция имеет долгую жизнь.

Саму идею истории как столкновения особых цивилиза­ций первым в истории высказал Николай Яковлевич Дани­левский. В 1869 году вышла его книга «Россия и Европа», в которой среди прочего была глава 11 «Европейничанье -болезнь русской жизни»1. Тут опять вынужден сослаться на самого себя: проблему «европейничанья» приходится подробно обсуждать в цикле книг «Мифы о России», пото­му что именно через «европейничанье» черные мифы о Рос­сии так заботливо прививались на нашу национальную по­чву. Так что и PR Данилевского - «долгоиграющий»...

Кившенко А. Д. (1851-1895) Призвание князя — встреча князя с дружиной, старшинами и народом славянского города

___________

1 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1993.


Кто и как ворует у нас историю?

Некоторые историки считают, что с IX века по настоя- Рщее время существует одна российская цивилизация, в раз­витии которой можно выделить несколько этапов, или «суб­цивилизаций»: Киевская Русь (Х~ХШ века), Московская Русь (XIV-XVH века), имперская Россия (XVIII век - по сей день). Обо всем этом надо было сказать, потому что эта Книга охватывает две первые «субцивилизации». Когда пи­сатель и идеолог Александр Проханов сегодня пишет о «Пятой империи», он не из головы ее выдумывает. У Про­ханова масса предшественников.

И всегда на протяжении веков в вопросах возникнове­ния этноса и государства, в спорах об утверждении нации и цивилизационных дискуссиях присутствует изрядная доля Пропаганды и PR.

ПРОХАНОВ Александр Андреевич (р. 1938) -писатель, главный редактор газеты «Завтра >>. Окончил Московский авиационный институт, был инженером, лесничим, инструктором по ту­ризму, корреспондентом газета* «Правда» рабо­тал в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Ан­голе. В 2002 году роман «Господин Гексоген» получил премию «Национальный бестселлер». Проханов - пропагандист евразийской идеи и имперской, «державной» модели развития Рос­сии. Ныне активно продвигает идею «Пятой рус- 0КОЙ империи». Первая империя, по Проханову - Киевская Русь, вторая -Московия, третья - от Петра до 1917 года, четвертая — СССР, а пятая на руи-н»х «лихих 90-х» созидается сегодня

Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный...

\т НУ| В общем, далее по тексту.



48


49


Особенности национального пиара Варяжский бренд в XX веке

Что скандинавы на Руси были — серьезные ученые и не думают спорить. Скандинавские погребения найдены по всему «пути из варяг в греки», во Пскове, в Старой Ладоге, в Новгородчине. Варяги — это тоже наши предки. Такие же, как славяне, тюрки, финно-угры и балты.

В каждом из читателей этой книги наверняка есть капелька и варяжской, и славянской, и тюркской крови. Ну и что? Мало ли в ком и какая капелька крови... Все мы - от Адама и Евы...

Варяги на Руси были... Вопрос: в каком качестве?

Носители культуры? Но в русском языке нет заимствова­ний из скандинавского языка. Основатели государства? Нор­манны промышляли разбоем, жили ватагами. Это не народ, а шайки разбойников, избыточное население Скандинавии. Там, где они расселились на пустых землях - в Исландии, например, они веками жили в постоянной войне всех со все­ми. Норманны сами не имели никакой толковой государ­ственности, а потому и не могли ее никому принести.

Шайки морских разбойников грабили побережья морей и рек от Севера и до Италии. Везде их страшно боялись, потому что норманны убивали женщин и священников, пили человеческую кровь и вели себя как двуногое зверье. В ев­ропейских странах даже существовала молитва: «Боже, спаси нас от норманнского ужаса».

А на Руси их вдруг добровольно призвали! Летописец приводит ставшие знаменитыми слова: «Земля наша вели­ка и обильна, порядка же в ней нет. Приходите владеть и княжить нами».

Да с какой стати? С какого, простите, бодуна?!

Дело в том, что Новгород, призвавший Рюрика в 862 году, был крупным торговым городом. Уже по одному этому он должен был организованно управляться, то есть иметь ка­кую-то свою государственность. Новгородцам не нужны


Кто и как ворует у нас историю?

^ыли войны родов и племен между собой, а нужен был мир­ный созидательный труд. Ну и свободная торговля, конеч­но. И новгородцы обратились за помощью к варягам по той Же причине, по которой преу<з$севающая фирма приглаша­ет для охраны «своих бандитов»: для того, чтобы она за­щищала от «чужих бандитов». Наверное, слишком много было желающих полакомиться богатым Новгородом, что­бы избежать такой напасти, как норманнский набег (или набег своих). Вот новгородцы и решили: лучше иметь соб­ственных варягов и содержать их как городскую дружину-втражу, чем рисковать всем городом1.

Не случайно же варяги канули бесследно в Русь, и за не­сколько десятилетий бесследно растворились в русском Море. Остался только бессмертный ответ Ивана Василье­вича Грозного на вопрос советского милиционера: «Ваша фамилия?» — «Рюриковичи мы».

^Ломоносов варягов признавал за славян... В XX веке уси­лиями и писателей, и «фабрики грез» Голливуда сложился устойчивый «варяжский бренд» со своей атрибутикой, Пользующийся умеренным, но постоянным коммерческим вПросом. Все эти мечи, руны, развевающиеся, как у футбо­листов, русые волосы... Красиво! Зрелищно! Опять же бер-Сврки, Один, Кирк Дуглас, Голливуд... Вот рослый краса-|сц мечет секиру в ворота крепости, она втыкается, краса-iu'h прыгает на нее. Втыкает вторую, подтягивается, вот он уже на стенах крепости... Яркий, рослый, с пронзительно-Синими линзами в глазах, беспощадно-могучий, мужествен-Ш.1Й до того, что красотки посмотрят - и обмирают... Как >кс не захотеть походить на такого? А происходить от та­кого!! А?!

1 Аебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985; Бул­ини В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древ­ней Руси IX-XI вв. Л., Изд-во ЛГУ, 1978.



50


51


Особенности национального пиара


Кто и как ворует у нас историю?



В общем, стоит инвестировать в издание книг и съемку фильмов: окупается! Деньги, известность и хороший PR для писателя, издателя, продюсера и режиссера гарантирова­ны. Но дело не только в этом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: