Ввелвжмимкрский филиал 7 страница

Какой же пиар сильнее религиозного? Ярослав - заступ­ник за невинно убиенных братьев. Исполнитель земного и Божественного закона. Братья же — почти святые, тела их не тлеют. Их святость «возращается» к Ярославу, отбра­сывает на него самую положительную тень.

Грамота оставалась тогда явлением церковным, и свя­щенникам было поручено учить ей людей. «Время Ярос­лава ознаменовалось распространением христианской религии по всем русским землям. Тогда уже выросло по­коление тех детей, которых Владимир отдавал в книж­ное учение. Ярослав в этом отношении продолжал дело своего отца; по крайней мере, мы имеем известие, что он в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и отда­вал их «учиться книгам», - уверенно говорит Костома­ров.


i Таким вошел в историю Ярослав Мудрый. Он много и ус-iii'imio воевал. Он ставил новые города. Он перероднился СО исей Европой через своих сыновей и дочерей. Но в исто­рию вошел как Мудрый. Великолепный пиар! Превосходно Подобранный имидж, работает до сих пор.

После Владимира Святого

,„А начиналось все вовсе не благостно. У князя Владими­ра Святого было двенадцать сыновей от разных жен. 12 - это Т»» О ком мы знаем.

Первым из них самый старший и взбунтовался. Рассорив­шись с отцом, он бежал в Скандинавию, где и погиб. И ста­ло у Владимира Святого только одиннадцать сыновей.

I Дотом другого сына Владимир заточил в тюрьму - вмес-Tf С невесткой, польской принцессой.

Уже спасая себя, Ярослав вынужден был бросить вызов ОТцу. История такая, что одна она уже ставит под сомне­ние - таким ли уж благостным стал Владимир после креще­нии.

 

Отец стал готовиться к войне с сыном, сын — к войне с ОТЦОМ. Все мировые основы зашатались. А Ярослав уже во-1СЮ торговался в Швеции по поводу найма варяжских дру-жин (в скандинавских сагах так он и остался под именем ФКОИунга Ярислейфа Скупого»). Только смерть Владимира Предотвратила этот мировоззренческий катаклизм - когда • ы и поднимает меч на отца.

Распря между братьями начиналась и после смерти Свя­тослава, и после смерти Владимира... В XI веке Руси пред­стояло выработать некую идею, которая объединяла бы Страну при неизбежной удаленности центральной власти и достоянном действии центробежных сил. При любом чис­ле законных наследников.



120


121


Особенности национального пиара

Повод вскоре представился, и без пиара решение про­блемы никаквстояться не могло.

Начало резни

Креститель Руси Владимир Святой в конце своей много­грешной жизни приблизил к себе из всех своих многочис­ленных сыновей Бориса. Приходит­ся так уклончиво говорить - много­численных. Признанных, как мы уже отметили, было двенадцать. А сколь­ко оставалось непризнанных при его гаремах, куда государь любил уда­ляться и после принятия христиан­ства, не представляется никакой воз­можности сосчитать.

СВЯТОПОЛК ОКАЯН­НЫЙ (980-1019). Остался в истории как мрачный пер­сонаж. Он был вынужден в одиночку противостоять «более законным» сыновь­ям князя Владимира в борь­бе за киевский стол. Ситуа­ция не оставляла ему выбо­ра: или все они его, или он их всех. В общем, такой рас­клад предрешил его судьбу. И - что для нас важно — ре­путацию. С побежденными в те века не церемонились, лишая не только жизни с помощью меча, но и любых положительных качеств -посредством пера

В общем, у престарелого отца — Владимира Красно Солнышко - Бо­рис стал ходить в любимчиках. Со всеми, как бывает в больших и друж­ных семьях, после смерти главы рода вытекающими последствиями.

Борис возвращался из удачного похода на печенегов, а в это время в Киеве рядом с умирающим отцом на­ходился его сводный братец, другой сын князя Владимира - Святополк. Он был старше своих братьев по воз­расту и, как бы сейчас сказали, по-нахрапистее. Уже старшинство дава­ло ему право на престол. Правда, против Святополка была тайна его происхождения. Не было уверенно-


Не по летописям, а «по понятиям»

СТИ, в общем, что Владимир - его отец. Потому что Влади­мир женился на его матери, когда она уже была беременна. «Как можно унаследовать престол отца, если он тебе не ОТец?» - такой вопрос вводил в ступор мозги средневеко­вого человека.

l Но кроме этого, «избирательный ресурс» Святополка После смерти отца включал еще две составляющие для об­ретения верховной власти в стране.

Во-первых, этот князь оказался в нужное время в нуж-ИОМ месте.

Во-вторых, за ним стояла такая мощная, хотя и новая для Руси сила, как духовенство. Сила эта владела навыками уп­равления общественными настроениями как никто другой — in Византии на Русь были присланы лучшие специалисты.

^ Против Святополка был административный и нравствен­ней ресурс Бориса. Отец явно готовил именно его к роли преемника. Владимир прекрасно помнил, что только счаст­ливое стечение обстоятельств и помощь родственного кла­ли дали ему самому возможность подняться из скопища Придворных «отроков»-бастардов. Поэтому будущее сво­их собственных сыновей великий князь определил заранее: КТО В каких городах должен править и кто будет преемни-КОМ^Правда, его политическое завещание так и не было Обнаружено. Если оно и было - то уничтожено.

Личные качества молодого князя Бориса вызывали к нему В иароде и, говоря современным языком, элитах симпатии -Достаточно вспомнить, что на момент смерти Владимира он ЮЗВращался с победой над грозным противником. Бояре в Киеве три дня не объявляли о смерти великого князя, ожи­дая прибытия Бориса в столицу.

1 Выл еще не имеющий отношения к PR фактор, который ТвМ не менее трудно игнорировать. Под началом Бориса на­ходилось возвращавшееся из похода восьмитысячное вой-пи >, то есть он располагал реальной военной силой. Борис



122


123


Особенности национального пиара

узнал о смерти отца в ста километрах от Киева, в военном лагере на реке Альте (почему-то она не раз еще появится в ключевых моментах рассказа об XI веке). «Пойди, сяди Кыеве на столе отни», - сказала дружина князю.

Борис неожиданно... отклонил идею дружинников. От­казался брать власть. Были у него какие-то свои резоны. Может, рассчитывал на приглашение от Святополка. А мо­жет, ожидал каких-то других важных известий из Киева.

И тогда дружинники ушли. Лагерь на Альте быстро опу­стел, а до Святополка дошли слухи о заговоре. Он сначала бежал из Киева, а потом подослал к Борису наемных убийц. Князя зарезали прямо в шатре главнокомандующего, а тело привезли на двор к сводному брату. Далее события разви­вались так.

«Опасаясь мести Глеба, единокровного брата Бориса, Свя-тополк вызвал его из Мурома и приказал умертвить.... Вслед за детьми болгарыни Борисом и Глебом настала очередь сына чехини Святослава. Этот князь пытался бежать (в Венгрию), но был настигнут и убит», - отмечает Скрынников1.

Из двенадцати братьев осталось восемь - так и шел об­ратный отсчет по трупам, словно в кровавом фильме Та-рантино. Всем политическим расчетам и PR-раскладам была предпочтена - в духе XI века - остро отточенная сталь. Но и пиар сыграл свою роль. Еще какую!

Черный имидж Святополка

За совершенные им преступления Святополку суждено было остаться в истории под кличкой «Окаянный».

1 «Славянское потомство Владимира стало первой жертвой семей­ной распри», — отмечает исследователь, но на самом деле матерью Бо­риса и Глеба была не славянка. Она была из Волжской Булгарии.

124


Не по летописям, а «по понадйям»

ТАРАНТИНО Квентин (р. 1963)- представитель коренного населения США. Мать-индианка дала ему имя в честь героя Клинта Иствуда в одном из телесериалов. Толком не умея писать (до сих пор он пишет с чудовищными ошибками), Квентин стал сочинять удачные сценарии фильмов. Его «Криминальное чтиво» с бюджетом в 1,5 милли­она долларов принесло 250 миллионов. Написан­ные Тарантино диалоги героев «Чтива» считают­ся сегодня неподражаемым образцом жанра. Пример: иг п1 Vega: And you know what they call a... a... a Quarter Pounder with cheese

\i They don't call it a Quarter Pounder with cheese?

H'finl Vega: No man, they got the metric system. They wouldn't know what the Hi'k a Quarter Pounder is. Hlh»: 'tben what do they call it? fiHVtHt Vega: They call it a «Royale» with cheese.

к Л «Royale» with cheese! What do they call a Big Mac? ihfiil Vega: A Big Mac's a Big Mac, but they call it «le Big-Mac». Uiltx: «Le Big-Mac»! Ha ha ha ha!

ЛО'РУССКи это будет так:

Hum гит: А ты знаешь, как они в Париже называют четвертьфунтовый гамбур-i p|i с сыром?

Дж УЛС1 Они не зовут его четвертьфунтовый с сыром?

Мши сиг: Нет, мужик, у них там метрическая система. Они вообще не понима-И11, что за хрень этот четвертьфунтовый. Дм у Л С! Ну и как же тогда они его зовут? Ннисеит! Они зовут его «Роял с сыром».

ДжулС! *Роял с сыром». А как же тогда они зовут «Биг Мак»? ПИИСОНТ: Ну, «Биг Мак» — он и есть «Биг Мак», но они его называют «Лё Биг Мак». Джулс: Ха-ха-ха. «Лё Биг Мак».

Джимми: Нет, позволь задать тебе вопрос. Ты видел у меня перед домом вывеску «Склад дохлых ниггеров»? Джулс: Нет. Я не видел. Джимми: А ты знаешь, почему ты не видел эту вывеску? Джулс: Почему? Джимми: Да потому что ее там нет! Потому что складироватщ«ертвых ниггеров - это не мое собачье дело, вот почему! 125

И #ще пера:

•I'llПип па: Чей это мото­цикл?

Пун Это чоппер, детка. Фноишia: Чей это чоппер? Иуч| Зеда.

 

ФйЛиана: Кто такой Зед? Нуч: Зед мертв, детка. Зед


Особенности национального пиара


Не по летописям, а «по понятиям»



Убрав конкурентов, он задобрил киевлян дарами, при­звал на помощь поляков (польский король был его тестем) и, как казалось, надежно утвердился в качестве великого князя Киевского. Правда, поляки вскоре стали безобраз­ничать (кажется, впервые тогда явили они на Руси этот польский народный обычай).

Воспользовавшись начавшейся заварухой, из Новгоро­да прибыл князь Ярослав (будущий - Мудрый). Естествен­но, пожаловал не в гости к Святополку. Пришел он во главе новгородской дружины и наемников-варягов (Ярослав был зятем шведского короля, варяги помогали ему и за деньги, и идейно, «как родственнику»). План, который он состав­лял против отца, удалось, не переписывая, осуществить про­тив старшего сводного брата.

Всего через четыре года после вероломного убийства сво­их братьев и вокняжения в Киеве, Святополк Окаянный был разбит и подался в бега. Решительная битва произошла на той же реке Альта, рядом с тем самым местом, где был за­резан Борис.

В летоииси сказано, что тогда на Окаянного нашел ка­кой-то безумный страх. Вероятно, это было психическое

КАРА XII - король Швеции (1682-1718). Реаль­но своей славой обязан отцу, от которого унас­ледовал большую и богатую Швецию. Сначала разгромил Петра I под Нарвой, а через 9 лет под Полтавой сам был разгромлен русски­ми. Бежал к туркам, потом пробирался домой и парике и с фальшивым паспортом. В конце жиз­ни вел локальные войны с Норвегией. В конце концов был убит выстрелом из фалько-нета при невыясненных обстоятельствах. В Швеции почитается национальным героем, од­нако, как признают сами скандинавы, правление Карла было тяжелым и разорительным, а резуль­таты - самыми плачевными. Именно в итоге бес­смысленных войн Карла XII Швеция навсегда потеряла статус Великой европейской державы

126


расстройство. Он не мог сидеть на коне и носили его на руч­ных носилках, прямо как Карла XII перед Полтавой. Так и шмл и его вплоть до самого Берестья (Бреста).

♦Бежим, бежим, за нами гонятся!» - кричал он в беспа­мятстве. Дружинники отправлялись в разведку - проверить, И* гонится ли кто за ними. Никого не было. А Святополк все причал: «Вот, вот, гонятся, бежим!» - и не давал остановить-|н iin на минуту. «И забежал он куда-то в пустыню между 49 ков и ляхов и там кончил жизнь. Могила его в этом месте и \и сего дня, и из нее исходит смрад», - говорит летописец.

Объял ли Святополка такой мистический ужас? Смерде-1м ли его могила через века после смерти? Сомнительно... Но черный имидж Святополка был создан, и проявлялся в Истории очень ярко.

Умение припечатать политического врага метким словцом, фНИВести» на него черный пиар - такая же часть профессио­нальной работы политика, как всякая другая. Ярослав блес­тяще справился с этой задачей. Политики XX века не раз ||1ЫТались действовать так же, но были куда менее успешны. Большевики приклеили к имени последнего русского царя кличку «Кровавый». А Русская Православная Церковь Нвнонизировала его, как страстотерпца... Рейган обозвал f ССР «Империей зла» - к США эта кличка обратно и вер­нулась.

Кто сейчас помнит, кроме профессиональных историков, ЧТО Ленин постоянно называл Троцкого эдак «ласково»: •Иудушка Троцкий?». Сталин гнал Троцкого не хуже, чем йролав Мудрый Святополка. Совпадают даже отчаянные |ЫКрики Троцкого, старавшегося убежать от страшного Врага куда угодно и наконец осевшего в Мексике.

Но даже гениальный пиарщик Сталин не смог «обозвать» Троцкого так, чтобы эта «обзывалка» пристала к нему на 0|ка. И могила Троцкого никогда в легендах ГПУ не смер­дела.

127


Особенности национального пиара

Превратить Троцкого в предателя и негодяя большеви­ки могли - но до Ярослава Мудрого им было расти и расти.

Пиар-концепция «Борис и Глеб»

А дело с Борисом и Глебом постепенно двигалось к ка­нонизации. Когда их причислили к лику святых, эти князья стали считаться покровителями княжеского рода и охра­нителями русской земли. Их заступничеству и вмешатель­ству охотно приписывались победы русских над врагами. Третий брат, убиенный Святослав, не удостоился такой че­сти. Вероятно, помешало происхождение дат «чехини», то есть католички. Тоже пиарный ход, кстати.

БОРИС И ГЛЕБ Владимировичи (?-1015). Эн­циклопедии по-разному характеризуют этих двух братьев, сыновей Владимира I. Иногда возвышен но: «Князья, смиренно претерпевшие мученичесч кую смерть, первые среди святых Русской право­славной церкви». А иногда технологично: «В меж­доусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 после смерти Владимира, были убиты». В любом случав| их насильственная смерть преподносилась как предостережение: вот что бывает, когда начиимю ется беспредел и каждый тянет одеяло на себя. Княжеские усобицы не уступали по накалу стра» стей разборкам между современными криминаль» { ными авторитетами. И по последствиям — тоже

В 1054 году христианская церковь окончательно раз* делилась на католическую и православную. Папский ле­гат 16 июля положил на главный алтарь Софийского со­бора в Константинополе декрет, содержавший анафему] византийцам. Патриарх в ответ отлучил папу от церкви Если следовать логике, отлученными можно считать


Не по летописям, а «по понятиям»

| последующих пап. Таким образом, Бенедикт XVI, Получается, еретик. А Иоанн Павел II, он же Кароль Нпйтыла - тем более.

Культ Бориса и Глеба вначале использовался Ярославом и политических целях - для нейтрализации Святополка и •ГО союзников. Для своего собственного пиара. Но посте­пенно влияние этих святых возросло. Князья-мученики ока-1ились нужны не только Ярославу и не только на короткий |рок. С одной стороны, их судьба демонстрировала хрис­тианское смирение - и доныне приходится встречать такое Толкование, что они приняли смерть покорно, чуть ли не

БЕНЕДИКТ XVI (Йозеф Алоиз Ратцингер, р. 1927). Про его избрание несколько лет назад рассказывают такой анекдот: «Кардиналы за­перлись в Ватикане, заседают день, заседают другой - не идет белый дым из трубы Сикстинс­кой капеллы. Выбирают папу уже неделю. На вторую неделю кардиналы разрешили самому ста­ренькому выйти подышать воздухом на балкон­чик. Журналисты сразу ему — "удочку" с микро­фоном. Кардинал долго отказывается что-либо сообщить, но в конце концов не выдерживает: "Одно могу сказать: питерские не пройдут"»

ИОАНН ПАВЕЛ II (Кароль Войтыла, 1920-2005). Первый славянский папа. Убежденный и деятельный антикоммунист. Его роль в круше­нии советского влияния в странах Восточной Ев­ропы еще предстоит прояснить. Из серии немецких анекдотов про поляков: «Иоанн Павел II приехал с пасторским визитом в Германию и зашел в дешевый супермаркет. На выходе его встретил директор с букетом цветов. Папа растроган: "Скажите, эти цветы потому, что я папа римский, или, может, я у вас миллионный покупатель?" Директор: "Ни то ни другое. Вы -первый поляк, который у нас ничего не скомму-низдил"».

Такой вот дойчланд-юмор, дас ист фантастиш — ха-ха-ха



128


1МНН0СТИ национального пиара


Особенности национального пиара

отказавшись от всякого сопротивления, только лишь пови­нуясь воле старшего брата.

С другой стороны, мученики-князья воспринимались рели­гиозным массовым сознанием как святые заступники за Русь перед Богом. Наконец, постоянное напоминание о Борисе и Глебе, звучавшее в церквях, служило и предостережением о том, какие последствия может иметь междоусобица.

В общем, сплошной многофакторный пиар. Активное создание образов, объединяющих Русь и препятствующих

резне.

В общем, как нам это знакомо: «Братва, не стреляйте друг в друга». Как странно, что эти слова, наложенные на блат­ной мотивчик и спетые характерно-хриплым голосом, еще не так давно молено было легко услышать из телевизора.

Впрочем, 90-е, Бог даст, будем надеяться, безвозвратно канули в прошлое.

В целом же культ Бориса и Глеба стал первой националы ной идеей Руси - идеей, как ни странно, согласия и прими­рения. Не зрел ли в действительности на Альте заговор? Не собирался ли, в самом деле, мстить брат за брата? Не вале* но. Может, заговор был, и ждал на роковой речке Борис весточки из Киева о восстании против Святополка или далее о его преждевременной смерти? Может, шел Глеб из своего Мурома отомстить за Бориса. Какая разница?

Во времена Ярослава не говорили об этом... По крайней мере, не писали... По крайней мере, на Руси... Но скандина­вы нисколько не сомневались: Бориса, Глеба и Святослава убил вовсе не Святополк. За их смертью стоит сам Ярослав! Это он послал убийц к братьям, поуменыдил число конку­рентов, и притом свалил все на брата. Для скандинавов та­кая версия не казалась позорной. Наоборот, «конунг Ярис-лейф» казался им ловким и умным, хитрым и достойным восхищения. Но, повторюсь, на Руси такой версии вслух не высказывали. Ни при Ярославе, ни позже.


Не по летописям, а «по понятиям»

 

^Правды никогда никому не узнать, но если бы это и было тик ■ что ж, признаем, тем сильнее сила пиара Ярослава. Нлнгодаря его действиям впервые в русской истории появ­ляются образы «страдальцев» из числа самых знатных. Мученическая смерть их, как часто бывает в PR, принесла ЦМ славы гораздо более их жизни, столь обыденной для сво­его времени.

Рерих Н. К. (1874-1947). Борис и Глеб

Постпиар вокруг Бориса и Глеба

В этой детективной истории с тройным убийством, за ко­торой стояла сложная политическая интрига, все решила ри.чвязка. Все участники интриги заняли места согласно результатам борьбы за власть. Проигравший оказался зло-^ргм, победитель — тем, кто восстановил справедливость. |о Святополком навеки закрепилось имя «Окаянный», Ярослав сделал первый шаг к тому, чтобы стать «Мудрым». 11V а жертвы — жертвами и остались, хотя в плане посмерт-миг(» PR жаловаться им грех - были признаны святыми.



130


\*


131


Особенности национального пиара

Вряд ли история распорядилась бы именно так, если бы Святополк сумел тогда удержаться в Киеве. История рас­порядилась. Какая заносчивая дама! Нет, здесь была задей­ствована другая «дама» - PR.

Если бы борьба за престол великого князя, за власть, имела другой результат, то акценты были бы прямо проти­воположными. «Плюсы» и «минусы» расставлялись Ярос­лавом уже после бегства Святополка. Он и использовал средства PR по полной программе.

PR-концепция получила название «Борис и Глеб». Стран­ное поведение этих князей (вполне в духе «непротивления злу насилием») было объяснено однозначно — они смирен­но приняли мученический конец, дабы избежать братоубий­ственной бойни.

Б сказании о братьях они именуются «небесными чело­веками и земными ангелами», молитва к которым способна отогнать «бранный меч и междоусобие».

Ангелы?! Смирение - наверное, последнее, на что на са­мом деле был способен русский князь в бурном XI веке. Но именно такие герои были тогда нужны. Они и появились. На иконах этих двух вполне взрослых мужей вообще часто изображали... детьми. Чтобы подлое убийство из-за угла-j стало бы еще более отвратительным, чтобы Борис и Глеб вызывали еще большее сочувствие и жалость.

История свидетельствует: если на горизонте нет святызи и великомучеников — надо их срочно придумать. Ибо наро­ду нужны герои не только деятельные, но и смиренные. Ка* ковыми столь удачно стали несчастные князья Борис и Глеб.

Сегодня такими кроткими страдальцами становятся ру<1м ские цари... Заслуживают ли они этого? Сомнительно... Один J необдуманный и по крайней мере неостановленный монар­хом расстрел рабочих в Петербурге 9 января 1905 года, зна­менитое Кровавое воскресенье, заставляет усомниться о особой «кротости» Николая И. Но, видимо, нужен, нужен


Не по летописям, а «по понятиям»

Ийроду символ невинно убиенного, символ той пропасти Армтоубийства, до которого может докатиться страна во ирсмя смуты.

Тик же вот и Борис и Глеб - смиренные мученики, сим­волы ужасов междоусобия. Святополк - черный демон. Ге­рой Ярослав отомстил злодею Святополку за смерть муче­ников. Все просто и нШидательно. Попутно распространи­лись молва о многочисленных чудесах у их гроба, что быст­ренько закончилось их канонизацией.

 

Тек появились первые русские святые - Борис и Глеб. Княжеский дом и вся Русская земля получили святых за-етупников. Идея, объединяющая судьбу князя с судьбой «тряны, оказалась актуальной и продуктивной. И стала на­циональной идеей № 1.

 

Образы Бориса и Глеба до сих пор ворошат умы наших политиков. Начать можно с церкви, которую начал стро­ить Ельцин, - и назвал в честь них своих внуков. Продол-ж ить можно недавним визитом Путина к Илье Глазунову. (М*ч коротковат», помните, конечно. Ну а Борис и Глеб рнботы великого мастера ему вообще не очень понравились, Потому что не по-нашему, не по-русски это — лежать и ВДвть, пока тебя убьют. «Это не может являться примером дли нас».

 

'Ли явление Путина вызвало просто вой блоггеров в ин-■рмете. Говорили: как смеет Путин покушаться на святых ^ЮЛвй?! Ведь именно дав себя убить, они остановили бра­тоубийственную гражданскую войну!!! И еще это идеал хри-Гтиаиского смирения - они ведь дали себя зарезать главе i»•МЬи!!! Старшему брату, который, что хотел то и делал с К ИМИ, по существовавшему тогда негласному кодексу семей-Нмх отношений... Ну и так далее.

^Читать все это было достаточно забавно. Мы ведь не зна-им: что там в действительности было? Давали ли они себя h)ro - чик-чикШ5арезал ли их Святополк Окаянный? Или



132


133


БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (1906-1982) и его команда произвели на свет, как каза­лось, самую устойчивую си­стему управления гигантс­кой страной под названием СССР. Система была осно­вана на принципе «никаких перемен» и относительно справедливом распределе­нии общественных благ — как выяснилось позднее, аппетиты брежневской вер­хушки, по нынешним мер­кам, были крайне скромны­ми

Особенности национального пиара

все-таки Ярослагё(|Так любая легенда тысячекратно прелом­ляется в этих микрокристаллах пиара спустя века. И дает повод либо для патетических высказываний первых лиц го­сударства... Либо для славословия (или возмущения) по это­му поводу десятков тысяч избирателей.

Я тут могу сказать только одно: довольно нелепо было комментировать комментарий Путина. Высказал он отно­шение не к реальным персонажам, а к мифу. Это раз. И во-вторых, самое обидное — тратится так много времени и сил на то, что там сказал в частном порядке частный человек. Это что, касалось каких-то законов? Правил нашей жизни? Борьбы с мировым кризисом? Мы начинаем разворачивать дискуссию вокруг какого-то высказанного правильного или неправильного частного мнения.

Ну кажется ему, что ножик коротковат. А кому-то ка­жется, что в самый раз. Он считает, что Борис и Глеб вели себя неправильно, а кто-то - правильно. И столько шуму. Холуйство, в общем, какое-то.

То, что придается столько значения подобным вещам, -это тревожный знак, надо сказать, для нашего общества и для Путина в том числе. Скоро так мы начнем еще вопросы языкознания изучать. Чего-нибудь Путин скажет по этому поводу, и тут же будут писаться брошюры: «Путин о воп­росах языкознания».

Недопиаренный Мстислав

С 1019 по 1054 год страной руководил Ярослав Владими­рович, прозванный Мудрым. Тридцать пять лет! Это так же долго, как Петр I и как Сталин, и почти в два раза дольше» чем Брежнев.

Ярославу сопутствовала удача. После разгрома печене­гов и до прихода половцев на Руси установился мир. Почти

134


Не по летописям, а «по понятиям»

ни четверть века. И этот уникальный

Rf риод, когда страна не испытывала

мощного внешнего давления из юж-

HW \ степей, совпал с его правлением. 11<> все могло быть по-другому, по-

fUMy что в 1023 году Ярославу при­шлось бороться с братом Мстиславом.

Летописец писал: «Был лее Мстислав

Дороден телом, румян, с большими

ГЛйяйми, храбр был в бою, милостив и

ОЧбИЬ любил дружину, имущества для

life не жалел, ни в питье, ни в пище не ргршичивал ее». Этот князь получил ОТ отца удел в отдаленной Тмутара-

luiiiii (то есть в Тамани, на побережье Черного моря) и прославился своей погатырской удалью.

if Слово «Тмутаракань» стало в рус-fKUM языке синонимом глухой про­винции. Тьма - много, таракан - no­li и thOi Но в XI веке это было процве-Шощее княжество. Сейчас здесь ста­нице Таманская, южнее которой по Черноморскому побережью нахо-

ВЦТСЯ Сочи. Так что край-то этот и сейчас наш! И Олимпи-ИДи 2014 года состоится в зоне исторического присутствия ЯСС и и на земле, которая была русской еще с X века - из-Нйчмльно, с самого основания Русского государства.

!')х, не хватает нам хорошего пиара... Пиара, героем ко­торого был бы брат Ярослава, Мстислав Храбрый. ||>А4стиславу первому пришлось формировать кавказскую

 

олитику России, потому что Тмутаракань была форпос-i им Руси на Кавказе. Заключалась эта политика в основ­ам в непрерывных стычках с воинственными горскими пле-

135


Особенности национального пиара

менами. Это богатырю только нравилось. Самый знамении! тый эпизод в его политике — единоборство с касожским! князем Редедей. Оно долго помнилось на Руси, попало О «Слово о полку Игореве». И вообще описание того, кап Мстислав зарезал врага прямо на глазах его войска, стало одним из излюбленных предметов героической народной поэзии. Поединок происходил перед рядами выстроивших* ся с двух сторон противников. Редедя полагался на свою знаменитую физическую силу. Мстислав хотел сберечь свою дружину и, честно говоря, непонятно на что расщитывал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: