Состояний человека

Выдвижению проблемы здоровья человека в число самых приоритетных задач развития общества в последние годы способствовало резкое ухудшение демографической ситуации в стране, а также выраженные отрицательные тенденции в здоровье подрастающего поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи примерно около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья, сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, сохраняются тенденции роста по ряду заболеваний по таким формам как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства, аллергические заболевания. Вызывает тревогу увеличение числа детей, находящихся в состоянии болезненной алкогольной, наркотической и токсикоманической зависимости. И это не полный перечень проблем здоровья молодежи. Всё это указывает на низкий уровень гигиенической культуры подрастающего поколения, свидетельствуют о малой эффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания и просвещения. В связи с этим одной из приоритетных задач, определенных в рамках реформы системы образования, должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них сознательного отношения к здоровью, ценностных ориентаций на здоровье и закрепление навыков здорового образа жизни.

Как известно, важным условием прогресса общества является всестороннее развитие и совершенствование человека, которое немыслимо без сохранения и укрепления его здоровья. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения дано следующее определение здоровья: «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие индивидуума, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Состояние здорового организма постоянно изменяется, он приспосабливается, адаптируется к условиям окружающей среды, следовательно, это состояние динамично. Данное свойство обеспечивает человеку максимальную продолжительность жизни и возможность полностью реализовать его духовные и социальные потребности. Таким образом, категория здоровья рассматривается как комплексное и единое динамическое состояние, которое изначально закладывается на уроне генома, а затем реализуется в конкретных условиях жизнедеятельности человека (экологических, социальных, исторических и т.д.). Благодаря именно этому своему свойству и состоянию человек может осуществлять свои биологические, психологические и социальные функции и удовлетворять различные потребности.

Социальное здоровье следует понимать как систему ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Физическое здоровье отражает текущее состояние функциональных возможностей органов и систем органов. Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим духовным комфортом, обеспечивающим адекватным регуляцию поведения и определенное потребностями биологического и социального характера. Социальные и психологические аспекты определяют гармонические процессы развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой), и взаимоотношения с окружающими (адаптация в социуме). Поэтому возможно рассмотрение единого социально-психологического аспекта. Физическое здоровье можно рассматривать как результат совершенства саморегулирования и гармонии физиологических процессов, оптимальную адаптацию к окружающему миру.

При этом необходимо учитывать тот факт, что полное рассмотрение категории здоровья человека невозможно без учета индивидуальных, возрастных, экологических, социально-исторических и других аспектов. Так, например, в меняющихся условиях среды обитания происходит постоянная адаптация организма человека к различным нагрузкам: физическим, эмоциональным, социальным и т.д., что изменяет его возможности, но при этом у индивидуума не отмечается никаких нарушений функционирования и жизнедеятельности.

Другим важным вопросом для современной науки является обоснование понятия болезни. Категория «болезнь» носит конкретный, осязаемый характер. Говоря о болезни, прежде всего, необходимо четко представлять определенную ситуацию, которая имеет особые причины возникновения, специфику проявления, стадии развития, распространение и т.п. Таким образом, болезнь представляется как конкретный патологический процесс (patos – cтрадание). Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, оптимальную связь со средой и окружающим его социумом, общество также воспринимает этого человека как больного со всеми вытекающими последствиями (оплата больничных листов, изменение распорядка дня, предоставление социальных льгот и т.п.).

Между здоровьем и болезнью выделяют переходное состояние. Это состояние имеет свои специфические признаки и проявления. Из субъективных проявлений этого состояния следует отметить периодически повторяющиеся недомогания, повышенную утомляемость, некоторое снижение качественных и количественных показателей работоспособности, одышку при умеренной физической нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боль в спине, повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т. п.. Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к учащению пульса, неустойчивый уровень артериального давления (АД), похолодание конечностей и т.п. Границей перехода от состояния здоровья к третьему состоянию является тот уровень здоровья, который не может компенсировать происходящие в организме под влиянием негативных факторов изменения, и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию патологических процессов. В качестве начала болезни принято считать появление признаков развивающегося патологического процесса, т.е. момент наступления или утраты способности к полноценному выполнению организмом его функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: