Методические рекомендации преподавателю

Материал по дисциплине «ОМЗ и ЗОЖ» представлен укрупненными блоками, объединенными по теме головной лекции, которая определяет направленность и содержание учебных занятий.

Для лекционного занятия по теме «Современное представление о здоровье человека» следует обратить внимание на разнообразие определений понятия «здоровье человека» с различных позиций, но при этом заострить внимание на определении, данном ВОЗ и представленном в Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 г.), для чего возможно использование слайда с помощью мультимедийной системы или проектора. Так же возможно применение проектного изображения сложной биосоциальной структуры человека и его разнообразных форм взаимодействия с окружающей средой. Для усвоения многообразия факторов, влияющих на здоровье, также рекомендуется использовать соответствующие таблицы и презентацию материала.

В заключении лекции студентам для самостоятельной работы рекомендуется основная и дополнительная литература, а также предлагается проанализировать особенности формирования здоровья населения под влиянием «своих» региональных факторов для подготовки к практическим занятиям с перечнем тематических рефератов.

В ходе проведения практических занятий по блоку «Здоровье человека. Показатели уровня здоровья. Группы здоровья» рекомендуется обратить внимание студентов на отличие уровня здоровья у детей и школьников из разных групп здоровья, особенности работоспособности детей. Для наглядности необходимо представить материал в виде таблицы с характеристикой каждой группы. При подведении итогов лекции следует предложить студентам проанализировать материал, сделать соответствующее заключение. Очень важно подчеркнуть участие школы и учителя в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.

Изучение программ, методов, методик оздоровления и укрепления здоровья может проходить с использованием заранее подготовленных сообщений, докладов или рефератов отдельными студентами.

В процессе изучения вопросов обозначенной тематики необходимо обратить внимание студентов на законодательно-правовую основу охраны здоровья граждан и здравоохранения в РФ. Для более глубокого и четкого усвоения материала рекомендуется подготовку и оформление тематического стенда. В конце изучения проводится коллоквиум.

Изучение темы об инфекционных заболеваниях предполагает рассмотрение ряда ключевых понятий: инфекционный и эпидемический процессы, особенности заражения, течения инфекционных болезней, факторов заражения и др. Для более полного и наглядного изучения материала рекомендуется применять демонстрационные плакаты: «Вакцинация», «Этапы дезинфекции», «Функционирование городской дезинфекционной станции», набор плакатов по инфекционным болезням. Контроль знаний студентов возможно провести в виде коллоквиума, а также в активной форме – решении ситуационных задач. В процессе изучения тем об инфекционных заболеваниях акцент необходимо сделать на профилактике, рассмотреть различные виды, дать их характеристику, подчеркнуть значимость и рациональность использования метода профилактики в зависимости от конкретных условий. В данном случае оптимальным является использование проектной и мультимедийной техники.

При изложении проблемы эпидемического состояния территории необходимо обратить внимание на законы РФ федерального и регионального уровня, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасной жизнедеятельности населения. При этом подчеркивается роль и участие образовательного учреждения в профилактике инфекционных заболеваний.

Проблемам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья посвящен большой блок занятий: лекция и практические. Теоретические вопросы, которые должны быть рассмотрены на лекционном занятии обязательно включают характеристику основных категорий, терминов освещающих данный круг вопросов: пол, половая функция. репродуктивное здоровье, факторы риска для репродуктивного здоровья, контрацепция, планирование семьи, нежелательная беременность, опасность и осложнение абортов и т.д. При изучении вопросов данной темы рекомендуется использовать проецирующую технику для демонстрации схем и графиков; также в качестве раздаточного материала – цветные тематические буклеты о методах контрацепции; видеоматериал о внутриутробном периоде развития плода. Также для самостоятельной работы студентам предлагается несколько тем об особенностях жизни беременной, по уходу за новорожденным и т.д. Также необходимо обратить внимание на законодательство РФ по охране здоровья женщины, беременной, матери, ребенка; подчеркнуть уровень ответственности за нарушение закона, морально-этических норм поведения. Особое внимание уделить вопросам полового воспитания и значение школы в этом процессе.

Изучая проблемы и вопросы, связанные с вредными привычками следует в первую очередь выделить причины и факторы риска развития такой формы патологии – как болезненная зависимость от психоактивных веществ. При изложении материала о механизмах формирования зависимости рекомендуется использование проектной техники для демонстрации структуры и последовательности развития стадий зависимости. Для успешного проведения практических занятий следует заранее предположить темы, вопросы для самостоятельного изучения, с целью подготовки докладов и проведении дискуссий, бесед, брифингов по актуальным проблемам, связанными с вредными привычками. В процессе изучения вопросов о влиянии на организм рекомендуется использование плакатов «Влияние алкоголя, курения на организм», «Острое отравление алкоголем», показ слайдов «Цирроз печени», «Отравление барбитуровой кислотой». Для закрепления знаний студентов о признаках опьянения психоактивными веществами им предлагается заполнить сравнительную таблицу.

Особое внимание студентов следует обратить на содержание статей административного, гражданского, уголовного кодексов, а также ряда иных законов Российской Федерации, в которых говорится о юридической ответственности, связанной с изготовлением и реализацией психоактивных веществ, а также с их использованием.

Внимание студентов также нужно направить на первоочередную роль школы, использование ее возможностей в предупреждении возникновения и распространения вредных привычек среди учащихся.

Для самостоятельной подготовки студентам рекомендуется использовать ряд учебно-методических разработок по тематике курса, подготовленных преподавателем кафедры.

Данное издание рекомендуется в качестве учебного пособия по изучаемой дисциплине. Эффективность его использования зависит от комплекса учебно-методической деятельности: лекционного курса и семинарских (практических) аудиторных учебных занятий, а также самостоятельного изучения необходимых литературных источников.

Работа с пособием, доступным для понимания лицами, не имеющими специальной медицинской подготовки, обеспечивает прочное усвоение изучаемого материала. В то же время до прослушивания лекции рекомендуется предварительное ознакомление с материалами ее темы по соответствующим литературным источникам. Это позволит более эффективно входить в рабочий режим, точнее ориентироваться в изучаемом вопросе. Сравнивая с конспектом лекции информацию, предлагаемую в данном учебном пособии, слушатель имеет возможность не только уяснить положения по тем или иным вопросам и проблемам охраны здоровья населения и формирования в его среде, особенно среди детей и подростков, школьников и студенческой молодежи, здорового образа жизни в процессе осуществления профессиональной педагогической деятельности. Это несомненно будет способствовать активизации стремления слушателей к самостоятельному изучению учебного материала по дисциплине, повышению уровня основ медицинских знаний у педагогического персонала.

Тема 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: