Общая характеристика неврозов. Причины и риск развития невротических состояний

Существует большая группа расстройств, встречающихся у людей, к которым относятся и такие, как неврозы. Люди обращали внимание, что существуют некоторые психические состояния, которые время от времени возникают под действием психической травматизации, а потом проходят.

Термин «невроз» был введен в медицинскую практику еще в XVIII столетии (1776 г.) шотландским врачом Келленом для обозначения «всех тех поражений чувств и движений, которые не сопровождаются лихорадкой и зависят не от местного поражения самого органа, а от более общего страдания - нарушения регулирующей деятельности нервной системы».

Понятие невроз сформировалось не сразу. 100-200 лет в группу неврозов включали все, что было непонятно. Такое широкое понимание нового термина давало возможность отнести к неврозам все нервные болезни, кроме острых инфекционных. Сюда же попали и многие не нервные страдания, при которых в то время еще не было обнаружено местного поражения органа. Было время, когда в группу неврозов включали эпилепсию, базедову болезнь, диабет и др., до тех пор, пока не был выяснен их патогенез. Со временем группа неврозом стала сужаться, однако количество больных неврозом стало расширяться. При этом установлено, что чем становится тяжелее и интенсивнее жизнь, чем больше психических и физических затрат жизнь требует от человека, тем больше увеличивается численность неврозов. С начала 20 века и по настоящее время количество неврозов увеличилось более чем в 50 раз. Сегодня нуждается в помощи психолога, психотерапевта каждый пятый человек. Предполагается, что в дальнейшем будет нуждаться в этом каждый третий человек.

В настоящее время термин невроз приобрел более узкое значение. Под ним понимают обратимые нарушения работы центральной нервной системы, которые в свою очередь могут повлечь за собой изменения функционирования различных внутренних органов и наоборот.

Таким образом, неврозами считаются психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-аффективных и соматовегетативных клинических феноменах. К ним относят только те заболевания, при которых обратимость нервно-психических расстройств сочетается с отсутствием видимых патоморфологических изменений в нервной системе.

Предложены многочисленные классификации неврозов. Наиболее удачным следует считать разделение всех неврозов по форме – неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, неврозоподобные состояния (или синдром невроза) и по течению – реактивное состояние (невротические реакции), острый невроз и невротическое развитие.

Этиология и патогенез. Развитие неврозов может быть обусловлено различными экзогенными и эндогенными факторами. Любой невроз – это прежде всего психогения, т. е. следствие нервно-психических перенапряжений и конфликтов (несправедливость, материальные потери, утрата близких, непризнание заслуг, предание суду, измена жены или мужа и др.). При этом большое значение имеет социально-индивидуальная значимость переживаемого. Иными словами, невротическая реакция возникает лишь при условии, что на личность воздействует подходящий для нее ключевой (триггерный) раздражитель. Второй важнейший фактор – фенотипические особенности личности, которые складываются под влиянием наследственности и воспитания. Неврастеник-гиперстеник чаще формируется в условиях безнадзорности, неврастеник-гипостеник – в условиях притеснений (золушка), страдающие истерией – в условиях чрезмерного внимания близких (кумир семьи) и т. д. У лишенного каких-либо невротических черт человека под воздействием чрезмерных нервно-психических перегрузок могут возникнуть неврастенические нарушения, реактивное состояние или вегетоневроз, однако без определенных конституциональных (преморбидных) особенностей личности обычно не развиваются такие виды неврозов, как истерия или невроз навязчивости. В качестве факторов риска неврозов следует назвать физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, профессиональную неудовлетворенность, злоупотребление алкоголем, бесконтрольное употребление транквилизаторов и снотворных.

Важное место в течении неврозов занимают изменения вегетативно-эндокринной системы и гомеостаза, обусловленные тесными связями психоэмоциональной сферы с высшими вегетативными центрами.

Следовательно, неврозы представляют собой функциональные расстройства нервной системы, не связанные с морфологическими изменениями ни в самой нервной системе, ни в каком-либо другом органе.

В современном понятии «неврозы» - это функциональные состояния организма человека, которые возникают под действием психотравмирующих факторов, значимых для данной личности, в конечном итоге проходящие самостоятельно или после проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Неврозы вызываются взаимодействием эндогенных и экзогенных причин.

Как в происхождении неврозов, так и в их лечении особая роль принадлежит психическому фактору.

Невротические симптомы и синдромы полностью излечимы при правильном и адекватном лечении.

Основную роль в развитии невротического состояния играют различные психические травмы.

ü Для многих людей психической травмой оказывается не то, что обращено к прошлому, а то, что несет угрозу будущему, побуждает искать какой-то выход, какую-то конкретную линию поведения (например: школа для первоклассника, новый коллектив и т.д.).

ü Нередко к развитию заболевания приводит затянутая неблагоприятная ситуация (неблагоприятная обстановка в коллективе).

ü Длительная неопределенность положения вызывает состояние стойкого эмоционального напряжения, нередко служит толчком к возникновению невроза.

ü Развитию невроза может также способствовать существующие продолжительное время эмоционально насыщенные представления, которые когда-то оказали сильное влияние на психику.

ü Внутренние конфликты. Например: любовь и ненависть к отцу, больному алкоголизмом, вынужденное присутствие неприятных людей.

Воздействие психогенных факторов может быть острым и хроническим. Многие неприятности до поры до времени не вызывают болезненных реакций, как бы аккумулируются и постепенно говорят нервный срыв по принципу «переполнения чаши».

То, что для взрослого человека является фактором, не заслуживающим внимания, то для ребенка с его неокрепшей психикой играет роль серьезной психической травмы, оставляющей след на долгие годы. При определенных условиях эта психологическая травма уже в зрелом возрасте может снова дать о себе знать и вызвать появление невротических расстройств.

Работа головного мозга представляет собой сложное соотношение двух нервных процессов – возбуждения и торможения. Способность к эффективному торможению не дана от рождения и возникает у детей не сразу. На протяжении всего дошкольного возраста возбуждение у ребенка преобладает над торможением. С приходом в школу дети начинают овладевать навыками поведения в коллективе. Наряду с преобладающей ролью возбуждения навыки торможения в этом возрасте уже достаточно прочны. Все больше крепнет активное торможение, возрастает умение управлять им.

В большинстве случаев после короткого пребывания в новых условиях ребенок начинает приспосабливаться к ним. Но для некоторых детей такая ломка привычного образа жизни может быть неблагоприятной. Это касается детей с хрупкой психикой, а также детей, у которых нервная система не достигла соответствующей школьному возрасту степени зрелости. В этом случае может произойти нервный срыв.

Возникновению заболевания способствуют грубые ошибки в воспитании, постоянные нарушения правил личной гигиены и ухода за детьми, различные детские инфекции, травмы черепа, длительное эмоциональное перенапряжение, воздействие внешних травмирующих психику факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: